Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 08:44, курсовая работа
Целью работы является изучение видов организационных структур управления. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал и литературу по проблеме исследования;
- раскрыть понятие «организационная структура управления»;
- рассмотреть типы существующих организационных структур и принципы их построения;
- изучить современные направления в развитии организационных структур.
Введение ………………………………………………………………………...3 1. Определение понятия «организационные структуры управления»………...5
2. Иерархические (бюрократические ) структуры управления.…….….…...….9 2.1. Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные структуры…..9
2.2. Дивизиональные организационные структуры………………………… ..14
3. Органические (адаптивные) типы структур управления……………….….21
3.1. Проектные организационные структуры………………………………….21
3.2. Матричные организационные структуры…………………………… …...23
3.3. Бригадные (командные) структуры………………………………………..26
4. Органические структуры информационного общества………… ..………..29
4.1. Многомерные структуры………………………...…………………………29
4.2. Партисипативные структуры………………………………………………31
4.3. Адхократические организации……………………………………………..36
4.4. Сетевые структуры………………………………………………………….38
4.5. Виртуальные структуры……………………………………………………41
5. Корпоративные структуры………………………… ..………………………45
Заключение……………………..………………………………………………. 48
Библиографический список……………………… ..…..……………………….50
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………
2.
Иерархические (
2.2.
Дивизиональные
3. Органические (адаптивные) типы структур управления……………….….21
3.1.
Проектные организационные
3.2. Матричные организационные структуры…………………………… …...23
3.3. Бригадные (командные) структуры………………………………………..26
4.
Органические структуры
4.1.
Многомерные структуры………………………
4.2. Партисипативные структуры………………………………………………31
4.3.
Адхократические организации………
4.4.
Сетевые структуры…………………………………
4.5.
Виртуальные структуры……………………………………………………
5.
Корпоративные структуры…………………
Заключение……………………..…………………………
Библиографический список……………………… ..…..……………………….50
Введение
Эффективное управление организацией предполагает соответствие ее структуры целям и задачам деятельности. Структура организации представляет собой основу, скелет организационного поведения.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что организационная структура управления является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в новое качество в соответствии с требованиями сохранения устойчивости системы. Именно в организационных структурах воплощаются идеи группового подхода. Организация является основным фактором окружающей на рабочем месте человека среды. На организацию оказывает заметное влияние лидер, его стиль поведения и индивидуальные черты. Но и сама организация сильно влияет на поведение лидера. Различные структуры организации различно влияют на адаптацию работников. Строение организации и рабочее место находятся в тесной взаимозависимости. В строении организации заложены как основные риски и конфликты, так и способы их эффективного разрешения.
Целью работы является изучение видов организационных структур управления. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал и литературу по проблеме исследования;
- раскрыть
понятие «организационная
- рассмотреть
типы существующих
- изучить
современные направления в
Объектом исследования являются иерархические (бюрократические) и органические (адаптивные) структуры управления.
Предметом исследования выступают различные аспекты развития и совершенствования организационных структур управления.
Для написания курсовой работы использованы учебные материалы, статьи периодических изданий, справочные данные и методические материалы, посвященные вопросам управления и организационным структурам.
Исследованию организационных структур управления посвящены работы Аширова Д.А. «Организационное поведение», Буркова В.Н. , Коргина Н.А.«Введение в теорию управления организационными системами», Афоничкиной И.А. «Основы менеджмента», Румянцевой З.П. «Общее управление организацией. Разновидностям дивизиональных структур посвящена статья Владимировой И.Г. «Организационные структуры управления компаниями», особенности матричных и партисипативных структур рассмотрены в статьях Скриптуновой Е.А., Мухаметшиной Э.Ф., головановой Е. «Партисипативные структуры» и «Правила спевки в матричной опере», развитию организационной структуры в зависимости от изменения стратегии компании посвящена статья Кручинецкого С.М. «Организационная структура и стратегия компании» и др.
При выполнении работы использованы следующие методы исследования:
- сравнительный метод;
- изучение публикаций и статей;
- аналитический метод.
Структура работы включает введение, 5 разделов, заключение и библиографический список. Работа выполнена на 51 странице.
1. Определение понятия «организационные структуры
управления»
Понятие «организация» часто
М. Мескон организацией называет «группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей»2.
Под организацией можно понимать как способ упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп, так и относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Понятие «организация » тесно связанно с целями, функциями, процессом управления, распределением полномочий для достижения определенных целей.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Это могут быть предприятия различных форм собственности, организации, учреждения и фирмы, объединения, банки.
В менеджменте понятие «организация» определяется еще и как процесс создания структуры основного производственного звена, который обеспечивает возможность работникам, составляющим штат управления и производственный аппарат экономического объекта, эффективно работать вместе для достижения его целей.
Для эффективного управления организацией
необходимо, чтобы ее структура соответствовала
целям и задачам деятельности
предприятия и была приспособлена
к ним. Организационная структура
создает некоторый каркас, который
является основой для формирования
отдельных административных функций.
Структура выявляет и устанавливает
взаимоотношения сотрудников
Структура организации также
М. Мескон определяет структуру организации как «логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации»3.
В рамках организационной структуры протекает процесс управления в виде движения потоков информации, принятия управленческих решений, в котором участвуют менеджеры всех уровней, профессиональной специализации.
В научной литературе существует несколько определений понятия «организационная структура».
Некоторые определения трактуют организационную структуру как упорядоченное, фиксированное взаиморасположение взаимосвязанных элементов и подразделений организации.
Б. Мильнер указывает на необходимость фиксации (формализации) взаимосвязей между подразделениями и работниками организации при построении организационной структуры4.
Есть определения, которым раскрывают понятие организационной структуры через решаемые ею задачи. Основной задачей организационной структуры является эффективное распределение целей и задач управления между подразделениями и работниками в управленческом аппарате на всех уровнях.
Еще одна группа определений основывается на необходимости проектирования организационной структуры исходя из стоящих перед организацией целей и задач. Например, М. Мескон, Ф. Хедоури рассматривают организационную структуру в виде логических взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.
Таким образом, под организационной структурой управления понимается «целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления, объединенная в рамках достижения определенных целей. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, дополненное числом и взаимосвязями структурных подразделений для каждого уровня. Главным стимулирующим фактором, вокруг которого и объединяются элементы структуры, выступает системная цель»5.
Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структурированность является свойством любой системы. Элементы системы образуют целое благодаря связям. Структура и система тесно связаны. Структура характеризует конкретную систему со стороны ее строения, пространственно- временного расположения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре система воспроизводит себя. Вне систем структур не существует.
Между структурой
управления и организационной структурой
существует тесная связь: структура
организации отражает принятое в
ней разделение работ между подразделениями,
группами и людьми, а структура
управления создает механизмы координации,
обеспечивающие эффективное достижение
общих целей и задач
В научной литературе выделяют два подхода к построению структур управления. Первый – формирование структуры управления, исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления. Главное внимание уделяется разделению работ на отдельные функции и соответствию ответственности работников предоставленным полномочиям. На этой основе организации создавали формальные структуры управления – иерархические (бюрократические). Второй – исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления условиям внешней среды. Предпочтение отдается гибким формам построения отношений людей в организациях, сокращению числа иерархических уровней при одновременном повышении интеграции между персоналом. Этот тип структуры получил название органического. Его главная характеристика – групповая и индивидуальная ответственность каждого работника за общий результат.
2. Иерархические (бюрократические) структуры управления
В начале ХХ века главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления – иерархические (бюрократические).
Немецкий социолог Макс Вебер, разработавший нормативную модель рациональной бюрократии, сформулировал концепцию иерархической структуры. Она содержала следующие принципиальные положения:
− четкое разделение
труда, следствием которого является необходимость
использования
−иерархичность
управления, при которой нижестоящий
уровень подчиняется и
−наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей
−дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
−осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
2.1. Линейная, линейно-функциональная и линейно-штабная организационные структуры
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы. Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственного линейного подчинения к руководителю следующего, более высокого уровня. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящей системой только через него. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Основные системообразующие связи: вертикальные межуровневые между руководителями и подчиненными. Подразделения отличаются значительной автономностью и самостоятельностью, так как их деятельность регулируется и контролируется только со стороны линейного руководства.