Оргструктуры в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение видов организационных структур управления. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал и литературу по проблеме исследования;
- раскрыть понятие «организационная структура управления»;
- рассмотреть типы существующих организационных структур и принципы их построения;
- изучить современные направления в развитии организационных структур.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3 1. Определение понятия «организационные структуры управления»………...5
2. Иерархические (бюрократические ) структуры управления.…….….…...….9 2.1. Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные структуры…..9
2.2. Дивизиональные организационные структуры………………………… ..14
3. Органические (адаптивные) типы структур управления……………….….21
3.1. Проектные организационные структуры………………………………….21
3.2. Матричные организационные структуры…………………………… …...23
3.3. Бригадные (командные) структуры………………………………………..26
4. Органические структуры информационного общества………… ..………..29
4.1. Многомерные структуры………………………...…………………………29
4.2. Партисипативные структуры………………………………………………31
4.3. Адхократические организации……………………………………………..36
4.4. Сетевые структуры………………………………………………………….38
4.5. Виртуальные структуры……………………………………………………41
5. Корпоративные структуры………………………… ..………………………45
Заключение……………………..………………………………………………. 48
Библиографический список……………………… ..…..……………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Оранизационные структуры.docx

— 100.16 Кб (Скачать файл)

- Смешанная (гибридная) структура, где наряду с акцентом на определенный продукт (географический регион, функции) встроены структурные связи территориального и функционального (продуктового и функционального или территориального и продуктового) типа. Этот вид структур возник в связи с тем, что не существует ни одной организационной структуры, которую можно было бы считать идеальной. Организационная структура управления должна соответствовать конкретным условиям функционирования компании, а они у крупных объектов достаточно сложны и разнообразны и им не способна быть адекватной ни одна организационная структура в чистом виде.

В самих производственных отделениях управление строится на основе линейно-функционального  принципа.

В качестве преимуществ данного  вида структур можно назвать:

- возможность быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде;

- этот вид структуры управления ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретного регионального рынка);

- уменьшение сложности управления;

- отделение оперативного управления от стратегического, высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;

- перенос ответственности за прибыль на уровень дивизионов;

- улучшение коммуникаций.

Наряду с преимуществами дивизиональные структуры имеют и свои недостатки:

- большое количество уровней  управления между рабочим и  управляющим производством подразделения,  между рабочим и руководством  компании;

- противопоставление целей отделений общим целям развития компании;

- возможность возникновения конфликтов между отделениями, например, при распределении ключевых ресурсов;

- неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;

- увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала.

В качестве наиболее развитого вида дивизиональных структур управления И.Г.Владимирова называет организационные структуры на базе стратегических единиц бизнеса (стратегических хозяйственных центров)8. Они применяются в компаниях с большим числом самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. Для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями высшего руководства организации (обычно это вице-президенты), и им придается статус стратегических единиц бизнеса. На них возлагается ответственность за выбор сферы деятельности, разработку конкурентоспособной продукции и сбытовых стратегий. Как только номенклатура продукции разработана, ответственность за реализацию программы ложится на подразделения текущей коммерческой деятельности, то есть на дивизионы.

Дивизиональные структуры получили широкое распространение  в практике управления многопродуктовыми компаниями при значительной территориальной  разобщенности. Их применяют крупные  машиностроительные предприятия, коммерческие банки с развитой филиальной сетью. В нашей стране дивизиональные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов ХХ века в форме создания производственных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Органические (адаптивные) типы структур управления

 

Главным свойством органических (адаптивных) структур является их способность менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов.

Основными положениями  при построении структур управления органического типа являются: ориентация на проблемы и возможности, снижение до минимума иерархии, смена лидеров  в зависимости от решаемых проблем, временное закрепление функций  за группами, ориентация культуры взаимоотношений на взаимную информированность, развитие и самоорганизацию персонала.

Разновидностями этого типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные  формы организации управления.

 

3.1. Проектные организационные структуры

 

Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т. п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.

Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. Это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Она образуется внутри функционального подразделения. Ее члены — это высококвалифицированные специалисты различных областей, в том числе и по управлению, собранные вместе для осуществления сложного проекта. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. Большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. Когда проект завершен, группа распускается: часть специалистов уходит на свои прежние места в этом или других отделах, часть специалистов переходит в новую проектную команду.

Особенностью  такой структуры является то, что  сотрудники подчиняются одновременно двум руководителям — проекта  и отдела, в рамках которого эта  группа работает. Многие фирмы создают  такие структуры, чтобы сконцентрировать внимание и усилие на разработке особо  важных новых технологий, продуктов, т. е. на инновациях.

Преимуществами проектной структуры являются высокая гибкость, сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

К недостаткам можно отнести:

- высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;

- дробление ресурсов между проектами;

- сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;

- усложнение процесса развития организации как единого целого.

3.2. Матричные организационные структуры

 

В последние  десятилетия ХХ века получила развитие матричная организационная структура управления.

Матричная структура представляет собой совмещение линейной и программно-целевой структур (Приложение 6). При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. Основное внимание уделяется интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. Руководители программы несут ответственность за ее реализацию в целом, за координацию и качественное выполнение функций управления.

В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д. В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление проектами. Полученная схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть. В линейную структуру вводятся особые штабные органы, которые координируют горизонтальные связи по выполнению конкретной программы, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным вопросам. Управление программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур.

Матричная организация может принимать  самые разнообразные формы.

Слабая  матрица, больше похожа на функциональную структуру. Проект может иметь только одного постоянного сотрудника – руководителя проекта. В наиболее слабых матрицах даже руководитель проекта может привлекаться лишь временно, а иногда проект может и совсем не иметь постоянного руководителя, переходя из одного подразделения в другое и меняя при этом текущего ответственного исполнителя.

Сильная матричная структура (тяжелая, или проектная матрица) – это система, в которой баланс полномочий находится на стороне управляющего проектом. Руководитель проекта имеет большие права и полномочия по управлению проектом, в проекты привлекается от 50 до 95 % всех организационных ресурсов предприятия. Руководитель проекта работает на постоянной основе и может иметь временный штат.

Сбалансированная матрица – классический тип. Управляющий проектом отвечает за определение целей, а функциональные управляющие – за их реализацию. Управляющий проектом вырабатывает общий план выполнения проекта, составляет графики и руководит работой. Функциональные управляющие отвечают за назначение специалистов и выполнение своего сегмента проекта согласно стандартам и графикам, составленным управляющим проектом.

Проектная матрица предполагает наличие проектной команды. Управляющий проектом контролирует большинство аспектов проекта, включая назначение функционального персонала. Управляющий проектом контролирует работу специалистов и имеет решающее слово при принятии решений. Функциональный управляющий руководит специалистами из своего отдела и при необходимости дает рекомендации.

При функциональной матрице существует формально назначенный управляющий проектом, ответственный за координацию проектных операций. Управляющий проектом распределяет обязанности работников и составляет графики и контрольные перечни, собирает информацию о статусе работы и способствует выполнению проекта. Он также имеет непрямые полномочия ускорять и отслеживать работу над проектом. Функциональные управляющие принимают решения о том, кто какую работу будет выполнять, и определяют сроки ее выполнения. В функциональной матрице управляющий проектом, как правило, не участвует в оценке деятельности разработчиков проекта.

Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на колебания рынка. Основополагающим принципом является не совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.

Матричная структура управления имеет  свои слабые и сильные стороны. Преимущества матричных структур9:

-  ресурсами можно пользоваться совместно, выполняя как многочисленные проекты, так и функциональные обязанности. Один работник может быть занят работой над несколькими проектами одновременно, что уменьшит дублирование, типичное для структуры чисто проектной команды;

- проект имеет доступ ко всему банку технологий и специальных знаний, которым владеют функциональные отделы;

- сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении единства координации и контроля за решениями на высшем уровне;

- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы;

- достижение большей гибкости и скоординированности работ, более быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды;

Недостатки  матричных структур:

- структура сложна, громоздка и дорога во внедрении, и в эксплуатации;

- в связи с системой двойного подчинения подрывается принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам;

- наблюдается частичное дублирование функций;

- нарушается традиционная система взаимосвязей между подразделениями;

- в условиях матричной структуры затрудняется и практически отсутствует полноценный контроль по уровням управления;

Матричные структуры управления способствуют проведению частых перестроек, связанных  с внедрением новейших технологических  процессов и более производительного  технологического оборудования, что  ведёт к изменениям в организационной  структуре управления фирмой в целом.

При переходе к матричным структурам управления наибольший экономический  эффект достигается на крупных предприятиях и заводских промышленных комплексах, выпускающих сложную продукцию.

 

3.3. Бригадные (командные) структуры

 

Бригадная структура это еще одна разновидность структур органического типа. (Приложение 7) Ее основу составляет групповая форма организации труда и производства ( формирование небольших бригад), которая основана на следующих принципах: автономность работы, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений и координации деятельности с другими бригадами, привлечение сотрудников других бригад для решения конкретных проблем, гибкость взаимосвязей, оперативность реагирования на изменения внешней и внутренней среды.

Информация о работе Оргструктуры в менеджменте