Основные меры по борьбе с коррупцией и пути решения проблем в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Коррупция стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Коррупция: понятие и предпосылки возникновения
1.1. понятие: социально-экономические и правовые аспекты
1.2. предпосылки возникновения коррупции
4
4
5
Глава 2. Основные меры по борьбе с коррупцией и пути решения проблем в Российской Федерации
2.1. организации, занимающиеся противодействием и борьбой с коррупцией
2.2. пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы

10
10
15
Заключение
21
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Коррупция в системе гос управления.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов  исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию  полномочий государственных органов  и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) выработку оптимальной системы  взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающими возможность неправомерного вмешательства  в деятельность государственных  служащих.

Среди мер по совершенствованию государственного управления предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:

а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885;

б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе  после ухода государственного служащего  с государственной службы;

г) оказание консультативной помощи по вопросам связанным с применением  на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

д) обеспечение реализации обязанности  государственных служащих сообщать о ставших им известными случаях  коррупционных и иных правонарушениях, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и  сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

е) проведение служебных расследований  коррупционных проявлений;

ж) взаимодействие с правоохранительными  органами.

Для повышения профессионального  уровня юридических кадров требуется:

а) повышение качества образовательных  программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

б) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программу в области юриспруденции;

в) воспитание у правоприменителей  уважительного отношения к закону;

г) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

е) разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах;

ж) законодательное закрепление  правила, в соответствии с которым судья федерального суда, впервые назначенный на должность, обязан проходить профессиональную подготовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главным препятствием для реализации мер по борьбе с коррупцией является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

Характеристика современной коррупции  имеет ряд особенностей, в их числе:

Современная коррупция сориентирована на максимальное использование возможностей личного обогащения чиновников. Так, несовершенство законодательства о  приватизации позволило значительной части чиновничьего корпуса извлечь  немалую выгоду.

К примеру, ход аукционов контролировался  определенными структурами по простой  и эффективной схеме: отторжение действительных покупателей путем  планомерного завышения называемой цены с последующим отказом от внесения платы, в результате чего объект доставался заранее определенному приобретателю по смехотворно низкой цене.

  Широко практикуется подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

Современная коррупция тесно связана  с общеуголовной преступностью  и по своим количественным и качественным показателям характеризуется аналогичными признаками, в том числе такими, как тенденция к увеличению доли деяний, отличающихся более высокой степенью общественной опасности.

Наибольшую опасность представляют устойчивые связи коррупции с  организованной преступностью. Посредством  широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от социального контроля, состоящая в активном противодействии органам правопорядка, следствию, работе учреждений уголовно-исполнительной системы.

В современных условиях происходит изменение традиционно сложившихся связей коррупции с должностными, хозяйственными и имущественными преступлениями. Коррупционеры все в большей степени вступают в контакты с уголовниками других «специализаций», например, для обеспечения условий выживания не гнушаются прибегать к услугам наемных убийц, профессиональных вымогателей и другие.

Коррупция получила прочную опору  в виде безнаказанности коррумпированных чиновников. Об этом свидетельствует  высокая степень латентности  преступлений (завуалированность, скрытость  чего-либо), совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения.

Современная коррупция существует в условиях напряженной криминогенной  обстановки, которая расставляет  приоритеты таким образом, что действия продажных чиновников не всегда выдвигаются  на первый план по своей опасности.

Современная коррупция последовательно  расширяет «зоны влияния», проникая в новые сферы, ранее от нее  хорошо защищенные, в частности в  правоохранительную деятельность.

Современная коррупция внедрилась в высшие эшелоны власти, что делает ее особенно опасной.

Вышеперечисленными особенностями  характеристика современной коррупции  не исчерпывается, но они являются стержневыми  и определяющими данное явление.

Коррупция может привести к масштабному  разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны.

Президент РФ Дмитрий Медведев видит  причины коррупции в России в  тотальном неуважении к законам: «Корни этого явления лежат в  том, что значительная часть населения  просто плюет на соблюдение законов, - сказал он. - Либо мы научимся жить по закону и не думать, надо ли нам его исполнять, а просто исполнять и соблюдать, либо люди будут считать, что им все возможно».

Необходим комплекс мероприятий, основными  звеньями которых должны стать разработка концепции государственной политики в отношении борьбы с коррупцией и принятие федерального закона «О противодействии коррупции». Это станет отправной точкой и создаст основу для дальнейшего развития законодательства.

Коррупция в России особая, какой  ни в одной серьёзной стране уже давно нет: у нас воруют по закону: наши нормативные акты то и дело допускают чиновника к рулению разного рода активами (в том числе частными), не определяя жёсткого алгоритма его действий, — это и есть вечно живой корень коррупции. Она цветёт неприлично уже пышным цветом не потому, что за неё не расстреливают, и не потому, что нет закона с названием «О коррупции», а потому, что огромное количество законов и подзаконных актов с другими именами имеют вполне конкретную взяткоёмкость (порой почти бесконечную), которая в подлунном мире не может остаться нереализованной.

Автор отмечает  три причины  сегодняшней ситуации. Первая –  то, что Россия потеряла поколение 90-х  годов. У сегодняшней молодежи, выросшей в те годы, полностью коррупционное  сознание. Вторая причина заключается в создании экономических предпосылок для недопущения коррупции во всех госструктурах путем более тщательного подбора кадров, повышения моральной мотивации и материального стимулирования – повышения оплаты труда чиновников. Третья причина заключается в усилении профилактики коррупции среди тех, кто отвечает за распределение и последующее использование бюджетных средств.

Необходимость срочной работы по принятию закона о противодействии коррупции  и формулировке определения этого понятия в специфических российских условиях необходима, причем в спешном порядке.

Главный секрет живучести  коррупции в том, что мы, граждане, не можем обойтись без малой коррупции. И поддерживая малую коррупцию, мы тем самым позволяем существовать большой. У нас нет других инструментов доступа к публичным возможностям, нежели через взятку.

Еще один секрет живучести коррупции - сама власть борется со взятками в  конвертах, то есть с малой коррупцией, игнорируя и маскируя большую. Олигархическое государство всегда будет заинтересовано поймать сотню мелких взяточников, и никогда не будет заинтересовано поймать десяток крупных. Ибо коррумпированная бюрократия умна, образована, богата и властна. Латентность своих действий ее основная забота. Поэтому ни в одной стране мира нет сколько-нибудь полных или хотя бы приблизительных статистических данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, причем самой низшей категории коррупционеров (мелкая коррупция), назначается реальное уголовное наказание.

Крупные коррупционеры практически  не берут деньги в конвертах или  в чемоданах. Крупные коррупционеры  берут взятки в пакетах акций  предприятий и самими предприятиями, работой родственников в преуспевающих  крупных корпорациях, земельными участками, льготами близких к ним бизнесов.

Разговоры о взятках в конвертах - это разговоры в пользу богатых. Не победив большую глобальную и  локальную коррупцию, бессмысленно бороться с малой.

Независимо от уровней коррупция  беспощадно разрушает правовые основы общества, государственную власть, общественную мораль и нравственность.

Во всех странах власть борется  с коррупцией. Подноготная этой борьбы, а также органов власти, зависит  от экономического состояния и уровня развития гражданского общества. Для  России характерна следующая последовательность:

- со сменой общественного строя  коррупция приобрела огромный  размах, так как влияние на  чиновничество со стороны государства  было сведено к минимуму;

- влияние государства на передел  собственности было сознательно уменьшено, чтобы в кратчайшие сроки (даже преступным путём) создать класс собственников, которому вменялась в обязанность защита нового строя;

- после первого передела собственности  начался второй, когда борьба  развернулась в теневых кабинетах  за господство конкретных кланов в экономике страны;

- в то время, пока шло уничтожение  основ Советского государства,  огромное число чиновников и  предпринимателей ощутили вкус  личной наживы. Прежние законодательные  и моральные ограничения оказались  неэффективными;

- впоследствии группировки, пришедшие  к власти в стране, осознали, что  дальнейшая анархия в экономике  и коррупция в управлении государством, достаточно быстро развалят страну  и лишат их личной власти  и благополучия. Началась борьба  за законность.

Искоренить коррупцию – значит создать сильное – правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию – это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию – значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию - это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию – это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

Коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речь не идет. Но ее нужно загнать в некие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но мы в состоянии ограничить его масштабы до такой степени, чтобы оно не подрывало сами основы существования страны.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237
  2. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 декабря 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26, ст. 2780
  3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2002, № 2
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «Витрем», 2008
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 года, № 113, 114, 115, 118
  6. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162
  7. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета от 31 мая 2003 года, № 104
  8. Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 года, № 44, ст. 4536
  9. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1997 года № 484 «О представлении лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Российская газета от 20 мая 1997 года, № 97
  10. Национальный план противодействия коррупции утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164

Информация о работе Основные меры по борьбе с коррупцией и пути решения проблем в Российской Федерации