Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:21, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать основные направления оценки финансового состояния предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность, значение и методы финансового анализа;
- изучить систему показателей финансового состояния предприятия;
- рассмотреть применение финансовой отчетности, как показатель для оценки состояния предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ОЦЕНКИ 7
1.1. Понятие и цели финансового анализа 7
1.2. Виды и методы финансового анализа 12
2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
3. ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Основная цель финансового
анализа – получение ключевых,
наиболее информативных параметров,
дающих объективную и точную картину
финансового состояния
Финансовый анализ российской компании по используемым видам и формам принципиально не отличается от аналогичных процедур в рамках традиционного западного подхода. В зависимости от конкретных задач финансовый анализ осуществляется в следующих видах:
- экспресс-анализ (для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);
- комплексный финансовый анализ (ля получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);
- финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);
- ориентированный финансовый анализ (для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе, как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);
- регулярный финансовый анализ (для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа). [1, с.196]
В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах:
- ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом мы считаем, что, как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года);
- план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);
- перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).
Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- метод финансовых коэффифиентов;
- сравнительный анализ;
- факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. [4, с.87]
Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.
Результаты анализа
Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).
Между внутренним и внешним финансовым анализом существуют определенные отличия.
Внешний финансовый анализ – это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Он ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.
Внутренний финансовый анализ – это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования. Он отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета. В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик. [5, с.250]
В отличие от внешнего,
внутренний анализ не ограничивается
рассмотрением предприятия в
целом, а практически всегда спускается
до анализа отдельных
Рассмотрим сравнение двух подходов к финансовому анализу.
Таблица 1.2.1. Различия между внешним и внутренним финансовым анализом
Параметры сравнения |
Внешний анализ |
Внутренний анализ |
Цель |
Оценка финансового состояния |
Улучшение финансового состояния |
Исходные данные |
Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность |
Любая информация необходимая для решения поставленной задачи |
Методика |
Стандартная |
Любая, соответствующая решению поставленной задачи |
Акцент |
Сравнение с другими предприятиями |
Выявление причинно-следственных связей |
Объект исследования |
Предприятие в целом |
Предприятие, его структурное подразделение, направления деятельности, виды продукции |
2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для характеристики финансового состояния используются относительные и абсолютные показатели.
В условиях высокой инфляции использовать для анализа абсолютные показатели затруднительно, поэтому ведущую роль в анализе финансового состояния предприятия играют относительные показатели.
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнить:
- с общепринятыми или
установленными нормами для
- с аналогичными данными
других предприятий (в
- с аналогичными данными
за предыдущие годы для
Для конкретных целей отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа и динамики финансово-хозяйственной деятельности.
Для различных целей
анализа финансового состояния
предприятии применяют
К ним относятся показатель оборачиваемости материальных запасов в днях и коэффициент маневренности.
Оборачиваемость материальных запасов в днях – отношение суммы материальных запасов к однодневному обороту по реализации:
Омз = Материальные запасы / Объем продаж / 360.
Тем самым устанавливается число дней, приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Высокое значение показателя может означать, что у предприятия больше материальных запасов, чем необходимо, либо оно испытывает трудности со сбытом.
Коэффициент маневренности – отношение оборотного капитала (текущих активов) к собственному капиталу предприятия:
Км = Текущие активы / Собственный капитал.
Коэффициент показывает долю собственного капитала предприятия, находящегося в такой форме, которая позволяет свободно им маневрировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих изделий, изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное оборудование, осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величине можно судить о финансовой независимости предприятия, т.е. о способности предприятия не оказаться в положении банкрота в случае длительного технического перевооружения или трудностей со сбытом. Чем выше данный коэффициент, тем ниже риск, с которым связано владения машинами и оборудованием, быстро устаревающими в условиях научно-технического прогресса.
Платежеспособность предприятия – это его способность выполнять внешние, краткосрочные и долгосрочные обязательства, используя свои активы. Показатель измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства.
Для измерения платежеспособности используют специальный коэффициент платежеспособности, показывающий долю собственного (акционерного) капитала предприятия в его общих обязательствах:
Кп = Собственный капитал / Общие обязательства.
Высокий коэффициент платежеспособности свидетельствует о минимальном финансовом риске и хороших возможностях для привлечения средств со стороны. Изменения коэффициента платежеспособности могут говорить о расширении или сокращении деятельности предприятия.
При определении платежеспособности всегда необходимо анализировать финансовую структуру источников средств, т.е. решать вопросы о том, из каких средств финансируются активы. Показатель, отражающий состояние финансовых средств предприятия, получил название финансового отношения (ФО) и определяется путем деления величины собственного капитала на размер внешних обязательств:
ФО = Собственный капитал / Внешние обязательства.
Частный вариант финансового
отношения – отношение
ФО = Собственный капитал / Долгосрочные обязательства.
Уровень возврата долгосрочных обязательств – отношение операционной прибыли к сумме выплачиваемых за год процентов:
Уп = Операционная прибыль / Выплачиваемые проценты.
Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредитов и низкую вероятность банкротства.
3. Показатели прибыльности (рентабельности).
Для эффективного комплексного измерения прибыльности используются следующие показатели.
Прибыль на общие инвестиции – отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям (долгосрочные обязательства и собственный капитал, в %. Коэффициент показывает, насколько эффективно используются инвестиционные средства, т.е. какой доход получает предприятие на денежную единицу инвестиционных средств:
Пои =(Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты) /
/ (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал).
Этот показатель
также характеризует
Информация о работе Основные направления оценки финансового состояния предприятия