Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:20, реферат
Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности. Для нарождающегося в нашей стране предпринимательства особое значение приобретает социальная этика, общественная ответственность. Очень важно, чтобы на пути к рынку руководители, специалисты в полной мере осознали прямую связь своих интересов с интересами общества в целом, научились мыслить стратегически.
Менеджмент – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный накопленный опыт. Обратимся к нему.
1.Концепция копирования
2.Концепция адаптации
3.Концепция создания
Закон соответствия менеджмента и менталитета
В настоящие
время общепризнанно, что национальный
и региональный менталитеты –
важнейший фактор, влияющий на формы,
функции и структуру
Основные направления развития теории и практики российского менеджмента
Основная
проблема состоит в следующем: должна
ли Россия слепо перенимать теорию
японского, американского и т.д. менеджмента
и применять их на практике? Результат
копирования чужого опыта мы уже
видели на примере США. Заимствование
чужого опыта Россией может принести
еще более отрицательный
1-западники;
2-славянофилы;
3-евразийтство.
Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский и др.) отрицали самобытную форму мышления русских. По их мнению, необходим переход к западным стандартам и формам мышления. Западничество оказало существенное влияние на российскую ментальность. Особенно сильно это сказалось в среде интеллигенции и предпринимателей, которые восприняли некоторые черты чисто западных умонастроений (стремление к свободе, индивидуализм, прагматизм и т.д.). В настоящие время прозападные настроения имеют в российской среде много убежденных сторонников. Они считают западную ментальность единственно верной, доминирующей и основополагающей при формировании новой системы экономических отношений. По мнению западников, “ россияне и американцы имеют, чуть ли не совпадающий менталитет. Внедрение у нас американских принципов хозяйствования и их стиля жизни...” преподносятся как выход из создавшейся критической ситуации.
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) наоборот считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности, патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности – общественная форма хозяйствования. Исходя из этого положения, ряд ученых полагают, что “ менталитет россиян – главное препятствие американизации России. Он является причиной провала экономических и социально-политических реформ Ельцина. Любые попытки осуществить перемены в России, если они пренебрегут менталитетом россиян, обречены на неудачу”.
Однако
крайние точки зрения чаще всего
оказываются неверными. По нашему мнению,
Россия представляет собой причудливое
сочетание западничества и
От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причем они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ. Их соотношение в ходе исторического развития не было постоянным. В дореволюционные времена общинные традиции были определяющими. В ходе столыпинских реформ произошел скачок в развитии индивидуализма. После революции 1917г. тенденция развития коллективизма вновь стала определяющей в динамике ментальности. В таких условиях индивид мог паразитировать за счет коллектива, искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться, что было хорошо известно в советское время. Но борьба с ним оказалась безуспешной. Ментальность нельзя искоренить, ее можно лишь использовать в интересах личности, коллектива и общества. Наоборот, люди пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива. В итоге они оказывались жертвой развивающегося индивидуализма, их менталитет трансформировался. Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться, превращался в “ винтик”. Подобная психология сформировалась в 60-е годы и нашла отражение в теории “ Х” Мак Грегора. Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где объектом управления стал работник безынициативный. Инициатива стала наказуема, а ее “ виновники” наталкивались на недоброжелательное к себе отношение, которое вызывалось самим фактом проявления несанкционированной свыше самостоятельности. Таким образом, и индивидуализм, и коллективизм приходили в противоречие с традициями командной экономики. Последняя явилась одной из важнейших причин неэффективности советской системы. В настоящее время дуализм русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Наблюдается новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с другой. Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности. Это и дает возможность определить его место по отношению к американскому и японскому менталитету. Если считать американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, мы считаем, что основная тенденция становления русского менталитета – постепенное и неуклонное движение к индивидуализму в сторону американизированной ментальности. Это и показано на рис. 1:
Место и тенденции развития российской ментальности
Дуализм
российского менталитета, его динамика,
тенденция становления
Основные прогнозируемые черты российской системы управления
№ блока |
Характерные черты менталитета |
Предпосылки использования данных форм менеджмента |
Особенности управления в зависимости от черт менталитета |
1 |
Группизм |
Там, где преобладает коллективизм |
Управленческие решения |
Индивидуализм |
Регионы с более развитой рыночной экономикой |
Ориентация на личность; индивидуальный контроль; оплата по личному вкладу; личные способности - двигатель карьеры | |
Трудолюбие |
Наличие трудолюбивого контингента |
Высокая производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу | |
2 |
Леность |
Контингент людей, не желающих работать |
В управлении необходим пресс – давление; низкая производительность труда, в т.ч. и управленческого; стремление к изменению в производстве тогда, когда это обеспечивает минимум затрат |
3 |
Преобладание авторитарных форм мышления |
Производственная необходимость |
Авторитарный стиль управления; строгий контроль; ограничение самостоятельности |
Анархизм |
Недоверие к управляющим работникам |
Форма управления без четко выраженной власти, стимулирование развития личностного фактора | |
4 |
Практицизм |
Наличие практичных работников |
Формирование нестандартной |
Устремленность к трансцендентному |
Коллективы ученой интеллигенции |
Мягкость (мечтательность) в управлении; попустительство в отношении работника; расплывчатость (неопределенность) системы управления | |
5 |
Стремление к новому |
Коллектив творческих людей |
Предоставление свободы |
Догматизм |
Религиозная среда |
Затрудненное восприятие нового; отрицание достижений НТП, трудности с их внедрением | |
6 |
Настойчивость |
Контингент настойчивых людей |
Стремление к достижению цели; поиск новых путей для достижения поставленной цели |
Расхлябанность |
Контингент “ расхлябанных” людей |
Отсутствие ясных целей, воли и желания их осуществлять | |
7 |
Атеизм, нигилизм |
Среда неверующих |
Почти полное отсутствие моральных ценностей в формах и методах управления |
Христианство – православие |
Религиозная среда |
Осуждение богатств; пуританство; презрение грязных денег; учет общественного мнения |
Информация о работе Основные направления развития практики Российского менеджмента