Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 10:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать целостную систему организации управления, ориентированную на конечные результаты и основанную на использование творческого потенциала трудового коллектива, новых методах и техники управления.
Введение
Переход к рыночным отношениям
и перестройка всей экономической
системы предъявляют новые
Более рациональная организация
экономических служб и
Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
В связи с этим, тема курсовой работы «Организация управления предприятием» актуальна на сегодняшний день.
Цель курсовой работы – разработать целостную систему организации управления, ориентированную на конечные результаты и основанную на использование творческого потенциала трудового коллектива, новых методах и техники управления.
Поставленная цель обусловила
необходимость
- рассмотреть сущность организации управления и ее элементы;
- рассмотреть элементы и связи структуры управления;
-определить связь структуры с целями, задачами и функциями управления;
-показать принципы
построения структуры
- рассмотреть организацию взаимодействия персонала в процессе управления; делегирование полномочий в организации;
- провести анализ использования персонала на предприятии;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления.
Предметом исследования является организация управления как функция менеджмента организации.
Объектом исследования является ОАО «Каббалкресурсы».
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы сущности организации управления, ее основных элементов; раскрыты цели основы построения организационных структур; рассмотрена организация взаимодействия персонала в процессе управления.
Во второй главе дана
организационно-экономическая
Рекомендации по совершенствованию организационной структуры, направления эффективного распределения полномочий в ОАО «Каббалкресурсы» представлены в третьей главе работы.
В заключении сделаны основные выводы по каждой главе работы.
1. Организация управления как функция
менеджмента организации
1.1. Особенности
организации управления на
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм[8].
Особенностью современной
Изменение условий производственной
деятельности, необходимость адекватного
приспособления к ней системы
управления сказываются не только на
совершенствовании его
Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением, в первую очередь, индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием достижений научно-технической революции. Все это требует от промышленных фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом прогрессах.
В этих условиях становятся актуальными
вопросы изучения построения организаций.
Рыночная экономика требует быстрого
реагирования на изменение спроса,
совершенствование и
Важной функцией управления является
функция организации, которая заключается
в установлении постоянных и временных
взаимоотношений между всеми
подразделениями фирмы, определении
порядка и условий
Функция организации реализуется
в фирме посредством
Функция организации реализуется
двумя путями: через административно-
Административно-
Это предполагает то, что формируется
организационная структура
Оперативное управление обеспечивает
функционирование фирмы в соответствии
с утвержденным планом. Оно заключается
в периодическом или
Этот путь реализации функции организации
предполагает то, что в организации
должна быть создана система оперативного
реагирования на изменения в короткий
промежуток времени. В эту систему
могут входить такие
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента [4].
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, определяющие организационную структуру
1.2. Организация взаимодействия персонала в процессе управления.
Делегирование полномочий в организации
В классическом подходе полномочия определяются, как узаконенное право принимать решения и отдавать приказы подчиненным от имени компании. Многие считают, что такое определение не вскрывает основных черт полномочий. При окончательном анализе объем полномочий, которым обладает кто-либо, измеряется степенью, в которой он может направлять поведение других, не вызывая с их стороны возражений. Так, Г. Саймон, много заимствующий у Честера Барнарда, утверждает, что подчиненный признает полномочия, как только он допускает, чтобы его поведение направлялось другими, не давая при этом оценки достоинств решения. Власть с этой точки зрения — это возможность принимать решения, которым безоговорочно подчиняются. Таким образом, источником полномочий являются подчиненные, а не те, кто отдает приказы, или организация.
Именно получатели приказов решают, какие приказы принимать, хотя их «диапазон выбора» зависит от оценки последствий отказа выполнять какой-либо конкретный приказ. А это в свою очередь зависит от санкций — всегда ограниченных, — которые могут применить те, кто отдает приказы. Каждый менеджер отдает себе отчет в том, в каких пределах он может «давить» на своих подчиненных, а эти пределы могут иметь весьма относительную связь с его номинальными правами [40].
Исторически этот спор о природе полномочий (власти) идет давно. Томас Гоббс рассматривал полномочия в юридическом смысле, как право делать что-нибудь, тогда как Ювенал представлял полномочия в фактическом смысле, как способность добиться принятия предложений. Любая юридическая концепция полномочий, подобно классическому подходу, предполагает формальное распределение полномочий во всей организации. Однако связь между правом применять полномочия и фактическим обладанием ими обязательна.
Классическое
определение полномочий совпадает
с общеупотребительным в
Ни
один руководитель не может быть уверен
в своих законных правах (формальных
полномочиях) до тех пор, пока они
не признаны другими членами организации.
Отсюда и упор классической школы
на письменное закрепление этих прав.
Сторонники школы человеческих отношений
полагают, что осуществление формальных
полномочий, не опирающихся на признание
со стороны подчиненных, сводится к
принуждению с помощью угрозы
возможных санкций. Таким путем
можно достичь минимальной
Мэри Паркер Фоллет, автор неоклассического направления, видела эту трудность и утверждала, что ни один человек не должен приказывать другому сделать что-нибудь, гак как это может породить противодействие и конфликт. Они оба должны определить свои задачи в соответствии с требованиями ситуации. Таким образом, она выступала в пользу «закона ситуации», т. е. за то, чтобы полномочия определялись ситуацией.
Высокая эффективность выполнения задач может привести к тому, что из-за зависти и т.д. человек, занимающий должность, будет «поставлен на место» и его полномочия не возрастут, а будут, скорее, ограничены. В общем, занимаемая должность более важна, чем эффективность работы, в том, что касается распределения формальных полномочий.
Эффективность
является очевидным фактором, определяющим
широту реальных полномочий. Как правило,
высококомпетентными