Основные направления совершенствования систем управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка основных направлений совершенствования системы управления персоналом в условиях рынка.
Цель позволила сформировать задачи, которые решались в работе:
Изучить теоретические основы управления персоналом.
Проанализировать систему управления персоналом в организации.
Разработать мероприятия по совершенствованию системы управлением персонала в органах местного самоуправления с целью развития территорий.

Содержание

Введение
5
Глава 1
Теоретические основы управления персоналом
9
1.1
Сущность основных понятий системы управления персоналом
9
1.2
Характеристика методов управления персоналом
16
1.3
Оценка эффективности управления персоналом
24
Глава 2
Анализ системы управления персоналом в организации
34
2.1
Краткая характеристика деятельности организации
34
2.2
Анализ состояния кадров в организации
43
2.3
Анализ основных проблем управления персоналом в организации

47
Глава 3
Основные направления совершенствования систем управления персоналом
52
3.1
Совершенствование структуры управления персоналом
52
3.2
Совершенствование системы мотивации персонала
56
3.3
Основные направления повышения эффективности процесса подготовки и переподготовки кадров

60

Заключение
67

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Управление персоналом.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы облегчить вхождение новых  сотрудников в жизнь организации, необходимо провести адаптационные процедуры. Адаптация – процесс активного приспособления человека к новой среде20. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходят интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды.

Как правило, новичок в организации  сталкивается с большим количеством  трудностей, основная масса которых  порождается именно отсутствием  информации о порядке работы, месте  расположения, особенностях коллег и т.д. И специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы (Приложение 9).

Кроме того, способы включения новых  сотрудников в жизнь организации  могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о  том, как организован в его  подразделении процесс адаптации  новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Одной из важнейших функций служб  персонала сегодня становиться  организация социального партнерства. Социальное партнерство – это  взаимосвязанные действия администрации, трудового коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства, нацеленные на поддержание социальной стабильности в организации21.

Основным принципом развития отношений  социального партнерства является обоюдная заинтересованность работодателей и персонала в более эффективном направлении функционировании организации.

Организационно – нормативным  воплощением отношений между  работодателем и трудящимися  и основным звеном системы социального  партнерства является коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально – экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками организаций22.

Его функцией является не только регулирование  трудовых отношений, но и ослабление социальной напряженности, разрешение возникающих противоречий в цивилизованных рамках.

В коллективный договор включаются взаимные обязательства по таким  вопросам, как:

  • формы, системы, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
  • механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных в договоре;
  • поддержание занятости, переобучение, условия высвобождения работников;
  • продолжительность рабочего времени, времени отдыха, отпусков;
  • улучшение условий охраны труда работников;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья персонала;
  • порядок контроля за выполнением договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормального функционирования профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Социальная работа как профессия  требует основательной подготовки и постоянного совершенствования  специалистов в этой области.

Выполнение работы связано с  использованием системы оценки ее результатов  – индивидуальных, групповых, коллективных.

Система оценки должна выступать основой оплаты труда, включая доплаты, надбавки, компенсации. В оплате труда следует учитывать не только результаты и качество работы, но и экономические условия – прожиточный минимум, уровень потребительской корзины, инфляцию и т.д.

Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим  недостатком – субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.

Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

-объективно – вне зависимости  от кого – либо частного  мнения или отдельных суждений;

  • надежно – относительно свободного от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
  • достоверно в отношении деятельности – оцениваться должен реальный уровень владения навыками – насколько успешно человек справляется со своим делом;
  • с возможностью прогноза – оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
  • комплексно – оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом.

Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу  специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть свойством внутренней очевидности).

Рассмотрим аттестацию персонала. Аттестация персонала – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности23.

Составляющее аттестации – Положение  о порядке проведения аттестации - нормативно – регламентирующий документ, определяющий ее цели и задачи, сроки, категории аттестуемых и не подлежащих аттестации, порядок подготовки, проведения и принимаемые решения по ее результатам24.

В качестве примера рассмотрим Положение  о порядке проведения аттестации работников муниципальных учреждений, организаций и предприятий Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании (утверждено Приказом Министерства социальной защиты населения РФ от 07.12.1992г. №265).

Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.

Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждений, организаций, предприятий при участии  соответствующих профсоюзных организаций  и включает следующие мероприятия:

  • разработку и утверждение нормативных документов в соответствии с компетенцией;
  • разъяснительную работу о целях и порядке проведения аттестации;
  • разработку графика проведения аттестации;
  • определение состава аттестационной комиссий;
  • подготовку необходимых документов на аттестуемых.

Проведение аттестации:

  • аттестуемый и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой структуре) готовят отчеты;
  • аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
  • анализируются результаты;
  • проводятся заседания аттестационной комиссии.

Результаты аттестации оформляются  протоколом аттестационной комиссии и  заносятся в аттестационный лист работника (Приложение 10)

Критерии о показатели оценки деловых  качеств и квалификации работников при определении их соответствиям тому или иному разряду оплаты, предусмотренному для данной должности Единой тарифной сеткой, целесообразно предусматривать дифференцировано и применительно к отдельным конкретным категориям служащих: руководители, специалисты, технические исполнители (Приложение 11).

Анализ результатов аттестации включает: 1) оценку труда, 2) оценку персонала, 3) сведения и обработку данных, 4) собеседования по результатам аттестации.

Чтобы кадровой информацией можно  было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации (по отделам, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.

Таким образом, с учетом внутренних и внешних условий в процессе управления персоналом приходится решать задачи, связанные с переводом работников, их переходом, увольнением, сокращением. Персонал не является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других работников. Процесс обновления коллектива в результате выбытие части его членов и прихода новых, называется сменяемостью (оборотом) кадров25. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых: биологические, производственные, социальные, личные, государственные.

Текучесть связана с субъективными  причинами (уход по собственному желанию, увольнение за нарушение трудовой дисциплины). Обычно она характерна для молодых  сотрудников и после трех лет работы существенно снижается. Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год26.

 

Глава 2. Анализ системы управления персоналом в организации

2.1. Краткая характеристика  деятельности организации

1. Администрация муниципального района – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно - распорядительные функции, наделяемый настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Костромской области.

Администрация муниципального района является органом  местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля.

2. Структура  администрации муниципального района  утверждается Собранием депутатов  муниципального района по представлению главы муниципального района. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

3. Администрация  муниципального района является  юридическим лицом27.

Организация деятельности муниципального района.

1. Организацию деятельности муниципального района осуществляет глава муниципального района, который руководит деятельностью местной администрации на принципах единоначалия.

2. Глава администрации  муниципального района не вправе  заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава администрации муниципального района не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В сфере осуществления  исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации муниципального района:

а) осуществляет общее руководство деятельностью  администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации;

б) заключает  от имени администрации муниципального района договоры в пределах своей  компетенции;

в) разрабатывает  и представляет на утверждение Собрания депутатов муниципального района структуру  администрации муниципального района, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации;

г) утверждает положения  о структурных подразделениях администрации;

д) осуществляет функции распорядителя бюджетных  средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Собрания депутатов муниципального района и депутатов);

е) отменяет акты руководителей структурных подразделений  администрации, противоречащие действующему законодательству или муниципальным правовым актам, принятым на районном референдуме, Собранием депутатов или главой муниципального района;

е. определяет порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом Костромской области;

ж) разрабатывает  и вносит в Собрание депутатов  муниципального района на утверждение  проект местного бюджета муниципального района, планы и программы социально - экономического развития муниципального района, а также отчеты об их исполнении;

з) назначает  на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений  администрации муниципального района, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности;

и) вносит на рассмотрение в Собрание депутатов муниципального района проекты нормативных правовых актов муниципального района;

к) вносит предложения  о созыве внеочередных заседаний  Собрания депутатов муниципального района;

л) предлагает вопросы  в повестку дня заседаний Собрания депутатов муниципального района;

м) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим  Уставом.

Глава администрации  муниципального района издает по вопросам своего ведения постановления местной администрации и распоряжения местной администрации, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом, самим постановлением (распоряжением).

Информация о работе Основные направления совершенствования систем управления персоналом