Основные подходы к интерпритации понятия "менеджмент". Роли менеджера современной организации по Г.Минцбергу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:39, реферат

Краткое описание

Данный реферат по менеджменту посвящена теме «Основные подходы к интерпритации понятия "менеджмент». Роли менеджера современной организации по Г.Минцбергу". Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Менеджер современного предприятия и его основные характеристики .… 5
2. Основные подходы к интерпритации понятия "менеджмент" ……….…… 8
3. Роли менеджера современной организации по Г.Минцбергу ……...…….. 10
Заключение ………………………………………………………………….….. 14
Список литературы……………….. ……………

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент №1.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основные подходы к интерпритации понятия "менеджмент".

 Роли менеджера  современной организации по Г.Минцбергу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Менеджер современного  предприятия и его основные характеристики .… 5

2. Основные подходы к интерпритации понятия "менеджмент" ……….…… 8

3. Роли менеджера современной организации по Г.Минцбергу ……...…….. 10

Заключение ………………………………………………………………….….. 14

Список литературы……………….. …………………………………………… 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей  стране, термины “менеджмент” и  “менеджер” быстро и прочно вошли  в нашу жизнь и в наш словарный  обиход, заменив такие термины  как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.

Применительно к экономике  менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей.

Данный реферат по менеджменту посвящена теме «Основные подходы к интерпритации понятия "менеджмент». Роли менеджера современной организации по Г.Минцбергу". Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

Целью работы является рассмотрение роли менеджера на современном предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • определить теоретические основы менеджера на предприятии
    • проанализировать существующую классификацию менеджеров, их функции, а также требования, предъявляемые к современному руководителю;
    • определить роли менеджера и их значимость для практики управления людьми.

Объектом исследования является современное предприятие, в рамках которого анализируется деятельность менеджера. Предметом исследования является роль менеджера на современном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Менеджер современного предприятия и его основные характеристики

 

Прежде чем говорить о роли менеджера на современном  предприятии, надо ввести понятие "менеджмента". Менеджмент представляет собой область  знаний и профессиональной деятельности, направленный на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов [1].

Задачи и функции  менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории  специалистов, которых приятно называть менеджерами. Менеджер - это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности. В формальных организациях такой статус закреплен соответствующими документами (приказ о назначении, должностная инструкция и т. п.). В неформальных организациях закрепление статуса менеджера (лидера) происходит по очевидности, т. е. признается в той или иной мере всеми участниками организации.

Термин «менеджер» употребляется  применительно к:

    • руководителю организации или его подразделения;
    • организатору конкретных видов работ;
    • администратору любого уровня управления, организующему работу;
    • руководителю по отношению к подчиненным.

Менеджер, используя свои полномочия, организует деятельность в конкретном направлении. Для этого он получает (находит сам или получает от кого-либо) исходную информацию, обрабатывает ее определенным образом, принимает на основе этой информации решение и организует его выполнение [6]/

В процессе своей деятельности менеджер разрешает проблемы (ликвидирует негативные последствия отклонений желаемого состояния объекта от действительного) и решает задачи (реализует возможности избежать негативных последствий или отклонений желаемого состояния от действительного).

По иерархическим уровням  в соответствии с вертикальным разделением труда менеджеры делятся на три категории [4]:

  1. Менеджеры высшего уровня (топ-менеджмент) осуществляют управление организацией в целом. Они принимают решения по изменениям во внешней среде организации (стратегические решения) и по изменениям во внутренней среде (условия работы подчиненных).

К топ-менеджменту относится не одинственный руководитель (генеральный директор, президент и т. п.), а вся команда высших управленцев организации (заместители генерального директора, вице-президенты и т. п.).

  1. Менеджеры среднего уровня (мидл-менеджмент) координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают как связующее звено между ними и высшим руководством. Принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации. К мидл-менеджменту относятся руководители (и их заместители) всех подразделений, как правило, имеющих в своем составе большее или меньшее количество структурных подразделений меньшего размера.
  2. Менеджеры нижнего уровня (менеджеры первой линии, супервайзеры) организуют работу исполнителей, занятых производством продукции или услуг. Менеджеры этого уровня принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта. К таким менеджерам относятся руководители групп, бригадиры, заведующие секторами. Иными словами, это те менеджеры, которые непосредственно контактируют с рядовыми исполнителями.

Линейные (общие менеджеры) - отвечают за процесс управления в целом, обеспечивают целостность функционирования объекта управления (функциональной области, организации, структурного подразделения), отвечают за координацию деятельности в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. К ним можно отнести директоров организаций, начальников производств, дивизионов, цехов, отделов, а также супервайзеров или менеджеров первой линии [1].

Функциональные менеджеры  возглавляют службы в иерархической  структуре организации. Службы специализированы на выполнении определенных функций (бухгалтерский  учет, контроль качества, маркетинг, управление персоналом, исследования и разработки и т.п.) и обеспечивают возможность принятия компетентного решения линейными руководителями определенного иерархического уровня.

Важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Это умение включает [3]:

  • знание в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
  • знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;
  • устранение неспособных работников с целью удержания единства и правильности функционирования предприятия.

Менеджер должен обладать также лидерскими качествами. Лидер  имеет иной характер действий, чем  обычный менеджер-администратор. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним. Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии [2].

Менеджеры направляют работу подчиненных в соответствии с  планами, занимая при этом пассивную  позицию, четко регламентируя права  и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. При этом лидер должен быть психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему.

 

2. Основные подходы к интерпритации  понятия "менеджмент"

 

Управление представляет собой осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью  которой он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней  среды – общество живой и неживой природы, технику [1].

Элементы, на которые  направлена эта деятельность, образуют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом  управления, который может быть как  отдельным человеком, так и группой  людей [6].

  • Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
  • Менеджмент (Оксфордский словарь) определяется как: способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления - административная единица.

Основные подходы к  понятию менеджмент [4]:

1. Менеджмент определяется  как: орган аппарата управления, наука и искусство, категория  людей, процесс, функция (вид деятельности).

Менеджмент – это  не просто хозяйственное управление, он имеет место лишь тогда, когда  хозяйствующий субъект:

    • Полностью свободен;
    • Функционирует в условиях рынка;
    • Ориентируется на его нужды и потребности не зависимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или нет.

2. С другой стороны,  менеджмент – это управление  самостоятельным видом деятельности, необязательно предполагающий создание  организации и руководство подчинёнными (организация выступлений звёзд эстрады, проведение спортивных и массовых мероприятий).

Понятие термина «менеджмент» в литературе и словарях

Понятие "менеджмент" интерпретируется в мировой литературе по предмету управления очень широко. Потому всякое его определение будет не совсем полным. Если обратиться к фундаментальному Оксфордскому словарю английского языка, то под термином «менеджмент» понимается способ обращения с людьми, или как искусство управлять.

В нашем словаре иностранных слов понятие "менеджмент" на русский переводится как управлять производством или же, как совокупность методов, принципов, форм и средств управления производством для достижения эффективности производства и его прибыльности.

В специализированной литературе по управлению данный термин истолковывается еще более многогранно. Но противоречий между различными вариантами нет. Они как будто дополняют и уточняют друг друга, что позволяет полнее постигнуть суть и содержание менеджмента, а также прийти к правильному выводу о его социальной значимости и необходимости освоения [4].

Термин «менеджмент» в смысловом понятии – управлять.

 Зачастую менеджмент  характеризуется как наука управления, искусство управления, процесс управления, функция управления, а также как аппарат или органы управления людьми или организациями. Понятие "менеджмент" по существу, аналогичен термину "управление", хотя последний имеет более широкое понятие, потому как применяется к самым различным видам деятельности человека.

 Наряду с теорией управления, формируемой до недавнего времени в нашем государстве, менеджмент сегодня не выступает в виде четко выраженных правил или рецептов в организации деятельности. Потому современный менеджмент больше представляет собой систему наиболее общих воззрений об организациях, новую "управленческую философию", а не сборник уже готовых рекомендаций [6].

Кстати, отсутствие четких директив деятельности зачастую приводит в смущение отдельных руководителей, которые уже овладели успешно  современным финансовым инструментарием, но в своей управленческой деятельности по-прежнему обременены заблуждениями своих предшественников.

При определении сути и содержания менеджмента необходимо подчеркнуть, главным образом, его  процессный характер. Менеджмент подобен  интеграционному процессу, при помощи которого профессиональные специалисты создают организации и правят ими, устанавливая цели и находя способы их достижения. Основной задачей менеджмента является собственно то, чтобы желаемое стало возможным, а затем сделать его реальным [5].

Информация о работе Основные подходы к интерпритации понятия "менеджмент". Роли менеджера современной организации по Г.Минцбергу