Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:09, реферат
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.
Введение
3
I.
Понятие и содержание мотивации.
4
II.
Механизм мотивации.
10
2.1.
Потребности.
11
2.2.
Притязания и ожидания.
19
2.3.
Стимул и установка.
20
Заключение
25
Библиографический список использованной литературы
27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | ||
I. | Понятие и содержание мотивации. | 4 | |
II. | Механизм мотивации. | 10 | |
2.1. | Потребности. | 11 | |
2.2. | Притязания и ожидания. | 19 | |
2.3. | Стимул и установка. | 20 | |
Заключение | 25 | ||
Библиографический список использованной литературы | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.
Сущность
мотивации заключается в том,
чтобы персонал фирмы выполнял работу
в соответствии с делегированными
ему правами и обязанностями,
сообразуясь с принятыми
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников.
Главная
задача с точки зрения мотивационного
процесса работников - это сделать
их не столько обладателями средств
производства, сколько владельцами
своей собственной рабочей
Руководители
воплощают свои решения в дела,
применяя на практике основные принципы
мотивации. Люди, трудящиеся в современных
организациях, обычно гораздо более образованны
и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы
их трудовой деятельности более сложны
и трудны для воздействия. Эффективность
мотивации, как и другие проблемы в управленческой
деятельности, всегда связана с конкретной
ситуацией.
Мотивация – это сложное социальное явление (потребности, мотивы, интересы, ценности, ценностные ориентации, стимул и стимулирование), которое различными авторами трактуется неоднозначно. Заслуживает внимание позиция академика Е.И. Комарова. Он полагает, что термин «мотивация» имеет два значения. С одной стороны, им обозначается мотивационная система одного (индивидуальная мотивационная система) и/или нескольких работников (мотивационная система группы). С другой стороны, с помощью данного термина обозначается процесс мотивации индивида (работника), группы, коллектива, имея в виду процесс формирования, закрепления и действия тех или иных мотивов (системы мотивов.
В качестве концептуального определения понятия мотивации, можно взять следующее: мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Модель
мотивации может быть представлена
через соотношение понятий
Рассмотрим систему понятий, близких мотивации и раскрывающих ее содержание.
Потребности – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются.
Различают
биологические потребности
Теории мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы: А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.
Процессуальные теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теории ожидания – В. Врума, теория справедливости – С. Адамса и модель мотивации Портера – Лоулера.
Мотив (лат., мovere. – приводить в действие, толкать) – внутренний побудитель к труду, деятельности, работе, внутренняя причина поступков). Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов, представляющая собой образ желаемого человеком блага, которое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия. Мотив трудового действия формируются из трех основных компонентов:
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для осуществления. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими работниками.
Понятийный аппарат проблемы мотивации будет неполным, если не рассмотреть такие понятия, как понятие мотиваторов, стимуляторов, отрицательной мотивации.
Мотиваторы – это те факторы, которые повышают эффективность работы человека и его удовлетворенность за счет того, что соответствуют его внутренним потребностям (мотивам), которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения.
Мотиваторы – это доминанты субъективного мира человека, реагирующие на его поведение по внутренним интересам, например карьера, к которой он стремится, творческая работа.
Стимуляторы – это факторы объективного окружения, регулирующие поведение человека извне, например льготы, компенсации.
Отрицательная мотивация – это «мотивирование, наоборот», при помощи системы штрафов с целью сокращения количества ошибок и недоработок и повышения эффективности труда и производства.
Мотировка – это обоснование тех или иных поступков или стратегий поведения.
Итак, системный анализ мотивации предполагает рассмотрение системы понятий, связанных с мотивацией и раскрывающих ее глубинную сущность. Все понятия данной системы органически взаимосвязаны. Мотивация выступает как доминанта этой системы:
Теоретически
мотивацию можно представить
в виде шести следующих одна за
другой стадий (рисунок 2).
Рисунок 2. – Система мотивационного
процесса
Первая стадия – возникновение потребности. Потребность проявляется в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он предпринял какие - то действия для ее устранения.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Человек начинает изыскивать возможности для устранения потребностей: удовлетворить, подавить, не замечать возникновения необходимости каких – то действий.
Третья стадия – определение целей, направление действий. На данной стадии человек отвечает на такие вопросы: что я должен получить, чтобы устранить потребность: что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, что желаю.
Четвертая стадия – осуществление действий. Человек затрачивает усилия на осуществление действий, которое должно представить ему возможность получения чего-то для устранения потребности. На этой стадии может происходить корректировка целей, так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию.
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действий. Проделав определенную работу, человек непосредственно получает то, что нужно для удовлетворения потребности. Выясняется, что выполнение действий дает желаемый результат. В зависимости от этого происходит ослабление, сохранение или усиление мотивации
Шестая
стадия – устранение потребности.
Человек либо прекращает действия до возникновения
новой потребности, либо продолжает искать
возможности и осуществлять действия
по устранению потребности.
Важно рассмотреть практическое значение теории процесса мотивации как системы. Знание логики процесса мотивации еще не означает овладения механизмом мотивации. Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность всех элементов ее структуры.
Механизм мотивации как система включает в себя: потребность, притязания, стимулы, установки, оценки. Пугачев В.П. предлагает следующую схему механизма мотивации (рисунок 3):
Рисунок
3. – Механизм мотивации
Исходным звеном, первым «полюсом» механизма является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.