Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:34, контрольная работа
Целью данной работы является изучение всех аспектов воздействия функций управления на организацию и трудовой коллектив. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть вид управленческой деятельности, который связан с составлением планов организации;
- выяснить, что необходимо для создания реальных условий для достижения запланированных целей;
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Функции менеджмента……………………………………………………..5
Глава 1.1. Планирование, организация, контроль………………………………….9
Глава 1.2. Мотивация и стимулирование………………………………………….19
Глава 2. Взаимодействие функций менеджмента в деятельности организации ЗАО "Торговый Дом «Перекресток»…………………………………………...……28
Глава 2.1. Характеристика предприятия…………………………………………...28
Глава 2.2. Практическое применение основных функций управления на примере предприятия ЗАО "Торговый Дом «Перекресток» ………………………………..32
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию использования функций мотивации на предприятии ЗАО "Торговый Дом «Перекресток»………………..36
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………………40
После выработки стратегии организации наступает этап ее реализации.
Основными этапами реализации стратегии являются: тактика, политика, процедуры и правила.
Тактика представляет собой краткосрочный план действий, согласованный со стратегическим планом. В отличие от стратегии, которая чаще разрабатывается высшим руководством, тактику вырабатывают руководители среднего звена; тактика носит более краткосрочный характер, чем стратегия; результаты тактики проявляются значительно быстрее, чем результаты стратегии.
Выработка политики является следующим этапом реализации стратегического плана. Она содержит общие установки по отношению к действиям и принятию решений для облегчения достижения целей организации. Политика носит долгосрочный характер. Политика формируется во избежание отступления при принятии повседневных управленческих решений от основных целей организации. Она показывает приемлемые пути достижения этих целей.
После разработки политики организации, руководство разрабатывает процедуры, учитывая предыдущий опыт принятия решений. Процедура используется при частом повторении ситуации. Она включает в себя описание конкретных действий, которые нужно предпринять в данной ситуации.
Там, где целесообразно полное отсутствие свободы выбора, руководство разрабатывает правила. Они применяются для обеспечения точного выполнения сотрудниками своих обязанностей в конкретной ситуации. Правила, в отличие от процедуры, которая описывает последовательность повторяющихся ситуаций, применяются для конкретной единичной ситуации.
Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженный в числовой форме и направленный на достижение определенных целей.
Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это прежде всего оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил.
Организация ставит вопрос: Кто и как будет реализовывать план действий?
Функция организации реализуется
двумя путями: через административно-
Административно-
Оперативное управление – обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Он заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке.
Сам термин организация в менеджменте употребляется в двух значениях:
Менеджер действует в условиях сложной структуры предприятия, компонентами которой являются:
а) работник: выступает в процессе своей активности в 4 направлениях – это человек, индивид, индивидуальность, личность. Менеджер, управляя работником, действующим в группе, имеет дело со сложными психологическими образованиями (характер, темперамент, способности).
б) формальная организация: каркас для размещения отдельных работников (рядовых, специалистов, руководителей всех звеньев). Это что-то типа пирамиды – директор – начальник цеха – мастер – бригадир. Такая иерархическая структура реализации не идеальна, она называется линейной. Есть также и функциональная структура, которая основана на разумной централизации.
в) неформальная организация: каждое предприятие, кроме формальной структуры объединяет в себе ряд неформальных социально-психологических образований (микро групп), формирующихся на основе самых различных психологических факторов, но главным образом на базе симпатии - антипатии. Что касается размеров таких групп, то они, как правило, колеблются в пределах 2-5 человек. Неформальные группы на предприятии возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают, на основе предписаний и указаний руководителя, в деловые контакты. Наряду с этим они также вступают и в неофициальные контакты друг с другом. Причиной этому является стремление удовлетворять некоторые свои потребности (в общении, кооперации, дружбе и т. д.). Данная структура возникает и развивается спонтанно. Она создается вне компетенции руководства. Есть различные ее виды: диады, триады и квартеты. Значительно реже встречаются неформальные структуры более крупных размеров, хотя отмечено функционирование устойчивых групп и в 6-7 человек.
Самой распространенной является Диада, представляющая собой систему, объединяющую на основе конъюнктивных связей двух лиц:
г) трудовой коллектив - это совокупность работников какого-либо предприятия, высшая форма социальной группы. В коллективе диалектически объединены два компонента – материальный и духовный. Материальный – это люди, а духовный – направленность людей. Развитый коллектив представляет собой самоуправляющуюся и саморегулирующуюся систему.
д) корпорация: данный структурный компонент существует и в материальной, и в духовной сущности. Он проявляется в приверженности людей к своей фирме, предприятию. Например, каждая японская компания имеет свою форму рабочей одежды, свой девиз, ритуалы. Каждая фирма считает своей обязанностью нести определенные расходы на создание у работников положительного образа своей фирмы. Делается все, чтобы побуждать рабочих воспринимать свое предприятие как родную корпорацию.
И , наконец , контроль. Это одна из важнейших функций менеджмента. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения исправлений в запланированные показатели развития фирмы, предприятия. Для менеджера должны стоять 2 вопроса: Кто должен контролировать? Как нужно контролировать?
Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития предприятия.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с планом, выявление отклонений и ошибок, анализ их причин, разработка программ для достижения целей фирмы.
На фирмах широко используется две формы контроля:
Глава 1.2. Мотивация и стимулирование.
Мотив – внутреннее побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.
Очень важно обеспечить успешное выполнение работы после проведения подготовительных мероприятий. В этих целях используются:
Мотивация складывается из совокупности мотивационных тенденций:
Рис 1. Обстановочная ситуация (физическая и социальная)
Из схемы видно, что люди действуют далеко не всегда по своему желанию. Их поведением управляют устоявшиеся субъективные и объективные факторы. Людям только кажется, что они делают что хотят. На самом деле людьми движут скрытые в их психике побудительные силы. Есть несколько теорий мотивации.
Психоаналитическая теория. Создателем и разработчиком теории является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Он считал, что движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии. Секс или инстинкт жизни (эрос) признавался сначала Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения. В последствии Фрейд постулировал действия другого инстинкта — танатоса (инстинкта агрессии, разрушения и смерти). Фрейд утверждал, что человечество еще не в полной мере владеет тайнами эроса и танатоса, и что познание и управление этими инстинктами - задача грядущих поколений. Это очень интересная теория, которая широко изучается психологами и в настоящие дни.
Основой психоанализаа является бессознательное. Именно оно, по Фрейду, покоит в себе многие побудительные силы человека. «Бессознательное психическое - это реальность, подлежащая научному исследованию». Бессознательное дает нам возможность понять скрытые поведенческие устремления людей и тем самым обратить эти устремления на пользу общественному производству.
Теория драйвов (от англ.drive – влечение, энергизатор поведения). Эта теория базируется на принципах гомеостата, суть которого состоит в том, что система имеет тенденцию самостоятельно поддерживать свое внутреннее состояние. В принципе данная теория представляется как разновидность бихевиористской модели S—R («стимул-реакция»). Автором этой теории является Карл Халл.
Гедоническая теория. Эта теория возникла в Древности, уже тогда человек устремляется к тому, чтобы максимизировать Удовольствие и минимизировать неудовольствие, дискомфорт. Одним из инициаторов этой теории является американский психолог П. Юнг (1961), который доказывает, что удовольствие служит тем главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения людей.
Но в этой теории есть несколько противоречий:
Теория условных рефлексов. Создание теории принадлежит И.П. Павлову. Главным понятием является рефлекс (ответ организма на внешнее раздражение).
Рефлексы разнообразны. Например, сокращение зрачка на яркий свет и его расширение на темноту, вздрагивание при внезапном и сильном звуке и многие другие. Это безусловные рефлексы, которые являются врожденными. Также есть и условные рефлексы - реакции, приобретаемые с опытом. Этим рефлексам обучаются. И безусловные, и условные реакции служат базой мотивации. На первой месте здесь, конечно, находятся условные рефлексы.
В их основе лежат нервные процессы, которые формируют стереотипный ответ организма. При взаимодействии стереотипа и реакций образуются сигнальные системы уравновешивания организма с внешней средой. Их две, первая представляет собой условные связи, возникающие при воздействии нейтрального раздражителя на зрение, слух, кожу и другие органы чувств, вторая образуется при воздействии на организм словами.
Сегодня психологи стараются учитывать все побудительные тенденции человека в сознании и подсознании. Без этого нельзя раскрыть потенциальные возможности человеческого фактора и, конечно, нельзя избавиться от стрессов, которые очень мешают плодотворной деятельности и труду.