Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:42, курсовая работа
Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом. Но в то же время, есть важное отличие, которое ясно дифференцирует область применения данных терминов. Управление относится к живой и неживой сфере.
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………….……………….……..…..3
1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА …………….……......4
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………...........6
2.1. Планирование как функция менеджмента ………...….….........................7
2.2. Организация как функция менеджмента...…….…………........................11
2.3. Контроль как функция менеджмента ..………….……….…………….....15
2.4. Мотивация как функция менеджмента .……………..…………….....…..17
2.5. Стимулирование как функция менеджмента……………...………...........20
3. КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………….…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………..........….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….…..29
Группа: ЗЭФ-001
Студент:.
(И.Фамилия)
___________________
Руководитель работы:Пономарев Е.И.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………….……
1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА …………….……......4
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ……………………...........6
2.1. Планирование как функция менеджмента ………...….….....................
2.2. Организация как функция менеджмента...…….………….........
2.3. Контроль как функция менеджмента ..………….……….…………….....15
2.4. Мотивация как функция менеджмента .……………..…………….....…..17
2.5. Стимулирование как функция менеджмента……………...………........
3. КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………….…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….…..29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Роль управления, или как еще называют эту науку на современный лад, менеджмента, в настоящее время прибрело общепризнанный характер – руководители в своей деятельности опираются на теоретические основы функций менеджмента, в учебных заведениях, а также на специальных курсах можно приобрести соответствующие знания для использования на практике.
Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом. Но в то же время, есть важное отличие, которое ясно дифференцирует область применения данных терминов. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление, как понятие, является более широким. Термин «менеджмент» же применяется только в управлении социально-экономическими системами - совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, а также правового обеспечения деятельности.
Однако при изучении менеджмента важно знать, что менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществлять управление, опираясь на определенные функции, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Сам процесс управления (менеджмент) имеет пять наиболее общих взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
В зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент».
Менеджмент - вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и менеджера, обладающего определенными знаниями и умениями.
Менеджмент – самостоятельная область знаний, требующая освоения, для успешного выполнения профессиональной деятельности менеджера.
Менеджмент - наука, использующая количественные методы и моделирование при принятии управленческих решений..
Менеджмент - искусство управления, требующее личных способностей и творческого потенциала менеджера.
Менеджмент – совокупность общих (планирование, организация, мотивация и контроль) и специальных функций управления.
Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации (предприятия, фирмы) в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.
Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:
- ориентация на человека;
- ориентация на потребителя;
- полная ориентация на рынок;
- постоянное совершенствование системы управления организацией.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Функция – это, во-первых, роль, которая выполняется субъектом или объектом в определенной сфере деятельности. Можно сказать, что функция – это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. В ряде точных наук функцией называются отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого[1].
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции)[2].
Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль. Кроме этого основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
2.1. Планирование.
Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:
Формы планирования: - перспективное
Виды планов:
1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.
2. В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.
Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.
В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее[3].
Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов[4].
Стратегическое планирование осуществляется в виде:
- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.
Планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.