Основные элементы управления организацией. Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:51, лабораторная работа

Краткое описание

Система – это совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов (частей) какого-либо целостного образования.
Система управления – это определенным образом организованная совокупность элементов, образующих единое целое, несводимое к свойствам составляющих ее отдельных элементов, в которой реализуются функции управления.
Модель системы управления включает следующие основные элементы:
Субъект управления;
Объект управления;
Силы управления;
Средства управления;
Каналы связи (прямой и обратный).

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ_МЕНЕДЖМЕНТА_ЛЕКЦИЯ_2.docx

— 169.76 Кб (Скачать файл)

Лекция 2

Тема: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Система – это совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов (частей) какого-либо целостного образования.

Система управления – это определенным образом организованная совокупность элементов, образующих единое целое, несводимое к свойствам составляющих ее отдельных элементов, в которой реализуются функции управления.

Модель системы управления включает следующие основные элементы:

    • Субъект управления;
    • Объект управления;
    • Силы управления;
    • Средства управления;
    • Каналы связи (прямой и обратный).

Система управления:

    • Испытывает воздействия внешней среды;
    • Соответствующим образом изменяется;
    • Обеспечивает тем самым функционирование (работоспособность).

Субъектом управления организацией является:

а. должностное лицо;

б. определенным образом организованная группа лиц:

    • Орган;
    • Подразделение;
    • Коллегия;
    • Совет;
    • Совещание;
    • Собрание.

Субъект управления может и должен:


      • В силу своих должностных обязанностей;
      • В силу данных полномочий;
      • Имеющихся договоренностей (согласия).

 

Персонифицированными (единоличными) субъектами управления различного уровня являются:

    • Директор фабрики;
    • Заместитель руководителя департамента (является субъектом управления) (ГУ);
    • Начальник воинского подразделения;
    • Ректор университета;
    • Президент ассоциации;
  • Генеральный секретарь партии (ОУ);
  • Председатель собрания (ГОУ);
  • Управляющий делами международного комитета;
  • Руководитель группы;
  • Менеджер и т.д. (ГУ).

Групповым субъектом управления в организации являются:

  • Совет директоров крупной компании (ГОУ);
  • Общее собрание акционеров (ОУ);
  • Коллегия министерства (ГУ);
  • Ученый совет научного или учебного заведения (ГОУ) (рекорд, представитель департамента входят в ученый совет по ДОЛЖНОСТИ!) ;
  • Экспертный или консультативный совет законодательного органа (ОУ);
  • Управляющий структурой холдинга (Не ГУ).

Каждый субъект управления независимо от положения в иерархии организационной структуру является одновременно объектом управления системы более высокого организационного уровня. (Директор школы является субъектом управления по отношению к своим подчиненным (учителям) и одновременно объектом управления по отношению к Управлению или департаменту, они отдают распоряжения и приказы, платят ЗП).

Это означает, что объект должен не только воспринимать управляющее воздействие своего субъекта управления (руководителя выше стоящего органа), но и в свою очередь оказывать на него соответствующее воздействие по каналам обратной связи (путем предоставления информации необходимой для функционирования общей системы).

Объект управления в организации:


    • Должностное лицо;
    • Отдельный работник;
    • Коллектив (подразделение, организация).

 

Указанные объекты управления:

    • Воспринимают управляющее воздействие субъекта управления;
    • Обладают относительной самостоятельностью в решении: 
      а.  Служебных вопросов; 
      б. реализации управленческих функций.
    • имеют: 
      а.  Чётко определенные (нормативно закреплённые) организационные отношения с субъектом управления; 
      б. устойчивые каналы прямой и обратной связи с ним.

Объектом управления является и неформальная группа работников внутри организации.

Определение и распределение объектов управления между различными уровнями звеньями управления и конкретными должностными лицами осуществляется с учетом:

  • Сложности, важности состояния таких объектов;
  • Качеств и способностей управляющего субъекта;
  • Норм управляемости;
  • Некоторых других факторов управления.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

  1. У каждого объекта должен быть свой, и желательно единственный, субъект управления.
  2. У каждого субъекта должен быть свой объект управления или их группа объединенная по каким-либо существенным признакам:
    • Территориальный
    • Функциональный
    • политический и т.д.
  1. Каждый субъект и объект управления должны иметь вполне определённый и точно очерченный перечень обязанностей, правил ответвенности в сфере управления.

Управленческое воздействие – это любой вид взаимного воздействия объекта и субъекта управления. Различают два его вида.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

    1. УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 

Воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения, действий 

  1. ОБРАТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 
     
    Отражает реакцию объекта управления на управляющее воздействие его субъекта, собственное:

- виденье управленческой ситуации объектом управления;

- детальную информацию о фактах  управления на конкретном участке.

Таким образом объект управления принимает участие в процессе управления.

Силы управления – это организованная на основе штатного расписания, профессиональных и квалификационных характеристик совокупность работников, объединенных в аппарат управления:

  • Помощники;
  • Советники;
  • Консультанты;
  • Референты;
  • Секретари и т.д.

Сюда же относятся отдельные специально выделенные работники на которых возложена (возможно временно) выполнение определенных управленческих функций.

На практике в небольших подразделениях специально выделенные работники осуществляют функции анализа и планирования.

Эта категория работников организации нуждается:

  • В углубленной управленческой подготовке;
  • В специализации с учетом характера управляемой функции.

Средства управления любые физические объекты, позволяющие:


  • Фиксировать и передавать управленческое воздействие;
  • Осуществлять прямую и обратную связь.

 

 

 

 

К ним относятся разного рода технические средства:

  • Средства вычислительной техники;
  • Современные средства связи;
  • Средства организационной техники:

А. диктофоны;

Б. копировальные множительные аппараты и т.д.

 

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Принцип как некая руководящая идея, правило поведения, нравственная основе жизни и деятельности имеет для каждого человека объединения людей и общества исключительно большое значение 

Принципы менеджмента отражают:

  • Наиболее общие закономерности;
  • Отношение их взаимосвязи между элементами системы управления.

Они:

  • Дают отправную точку при решении любых вопросов управления;
  • Отражают общий подход при решении разнообразных управленческих задач, складывающихся в конкретных условиях и ситуациях.

Система принципов менеджмента включает в себя:

  • Общие принципы;
  • Частные принципы.

Общие принципы:

  • Значимы для менеджмента как для целостного социального явления;
  • Реализуются независимо от уровня и специфики сферы управления;
  • Следование им обязательно для руководителей любого уровня;
  • Конкретизируются;
  • Получают свое развитие и дополняются частными принципами.

ЧАСТНЫЕ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ) ПРИНЦИПЫ

Применяются при реализации отдельных функций менеджмента.

Большое значение для практики управления имеют принципы:

  • Оценки деловой обстановки
  • Выработки и принятию управленческих решений
  • Планирование
  • Контроля и т.д.

 

 

 

Так же в практике управления имеют место и наиболее часто применяются одиннадцать основных принципов менеджмента.

11 ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА:

  1. ПРИНЦИП ЗНАЧИМОСТИ

 

  •   Соблюдение руководителем и подчиненными некой неписанной совокупности этических правил (обеспечивает нравственный характер взаимоотношений в сфере управления организацией);
  •    Особенно жестко данный принцип действует в ситуациях:

А. Морального искушения;

Б. Возникновения спорных вопросов;

В. Конфликта интересов;

Г. Этической дилеммы для руководителя (подчиненного).

  • В своей деятельности руководитель следует требованиям этических принципов:

А. Взаимодействия людей;

Б.  Взаимоотношения человека с организацией;

В. Взаимодействие организаций;

Г. Взаимодействие организаций и государства;

Д. Этики и взаимодействия государств и т.д.

 

  1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Разделение и специализация труда рассматривается как лучший способ произвести больше продукции лучшего качества, прилагая те же усилия.

Выражается:

  • В разграничении управленческих функций;
  • В распределении управленческих функций;
  • В закреплении их в перечне функциональных обязанностей каждого руководителя.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ИМЕЕТ СВОИ ПРЕДЕЛЫ, КОТОРЫЕ ПРЕВЫШЕНЫ БЫТЬ НЕ МОГУТ! 

  1. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ЦЕЛЕЙ И РУКОВОДСТВА (ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ)
    • Управление всегда должно быть ориентированно на достижение его целей
    • Виды работ, которые появляются в результате разделения труда должны:

А. Координироваться

Б. Направляться

Таким образом:

  1. деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем;
  2. данный принцип обосновывает необходимость наличия руководителя для координации различных субъектов, имеющих общую цель

 

 

 

 

  1. ПРИНЦИП БАЛАНСА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Для каждой ситуации существуют оптимальное соотношение между ЦЕНТРАЛИЗАЦИЕЙ и ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЕЙ. Данное соотношение определяет, главным образом, фигура руководителя.

Степень централизации отражает распределение функций управления по вертикали организационной структуры системы менеджмента.

Чрезмерная централизация в управлении влечет за собой:

    • Недостаточный учет специфики деловой обстановки на местах;
    • Усложнение внутрисистемных отношений;
    • Сковывает творческое начало на нижестоящих уровнях управления;
    • Сдерживает развитие их самостоятельности и ответственности;
    • Ограничивает оперативность в решении возникающих проблем;
    • Превышение разумных пределов децентрализации приводит к потере (ослаблению) управляемости.

 

  1. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ВЛАСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Должна существовать прямая связь между властью, которой наделен руководитель, и его ответственностью:

 


                                               

 

 

 

(Поскольку ответственность  передана руководителю, ему должно  быть предоставлено право отдавать  приказ и власть требовать  их исполнения. Его полномочия  и ответственность должны быть  соразмерны, оптимальным является  их равенство)

В случае делегирования полномочий, обеспечение необходимого баланса указанных компонентов предстваляет собой общую задачу руководителя и исполнителя (в частности, если последнй обнаруживает несоответствие своих прав возложенным на него обязанностями или данным ему поручениям).

 

 

 

  1. ПРИНЦИП ЦЕПИ

Принцип требует создания соподчиненной цепи руководителей на всех уровнях управления организацией. Считается, что все связи и информация от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. И наоборот, связи и команды, идущие сверху, должны пройти через каждого подчиненного руководителя, прежде, чем достигнуть требуемого уровня.

Цепь – путь для вертикальных связей в организации.

  1. ПРИНЦИП СВЯЗИ

Информация о работе Основные элементы управления организацией. Принципы менеджмента