Основные этапы процесса стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Краткое описание

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Успех любого плана зависит от:
качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.
правильной оценки конкурентоспособности организации;
выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.
Основное содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Содержание

Введение 3
Сущность и функции стратегического планирования 5
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации 7
Анализ стратегических альтернатив 9
Выбор стратегии 10
Реализация стратегии 12
Управление реализацией стратегического плана 13
Оценка стратегического плана 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Московский энергетический институт (ТУ) 

Институт  технологий, экономики и

предпринимательства 

Кафедра экономики и финансов 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Стратегический менеджмент и планирование»

на тему:

«Основные этапы процесса стратегического планирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил: ст. гр. ИТ-51-09

Гуменюк А.А.

Проверил: доц. Еркешева З.Д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

 

Содержание

 

Введение

 

     Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.

     Успех любого плана зависит от:

  • качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
  • качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.
  • правильной оценки конкурентоспособности организации;
  • выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

     Основное  содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

     Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

     Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

     Планирование  деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

     Уровень и качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:

  • компетентность руководства организации на всех уровнях
  • управления;
  • квалификация персонала, работающего в функциональных
  • подразделениях;
  • наличие достоверной информационной базы и обеспеченность необходимой техникой.

     В зависимости от содержания целей  и задач и длительности планового  периода можно выделить следующие  формы планирования:

  • стратегическое, или перспективное, планирование (прогнозирование);
  • среднесрочное планирование;
  • текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.

     Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

     Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться организация  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период. 

 

Сущность  и функции стратегического планирования

 

     Стратегическое  планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

     Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

     Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования:

  1. распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
  2. адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.)
  3. внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
  4. осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

     Процесс стратегического планирования включает в себя 8 этапов и представляет собой  замкнутый цикл.

     Формулировка  миссии предприятия > Постановка целей > Оценка и анализ внешней среды  > Управленческое обследование предприятия > Анализ стратегических альтернатив > Выбор стратегии > Реализация стратегии > Оценка стратегии.

     Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.

     Практика  эффективного планирования обладает следующими особенностями:

  • за осуществление функции стратегического планирования отвечает небольшой планово-экономический отдел предприятия и связанные с ним отделы в стратегических хозяйственных подразделениях;
  • основные элементы стратегического плана формируются на совещаниях высшего руководства, проводимых ежегодно или при необходимости чаще, например, ежеквартально;
  • годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом, их совокупность образует внутрифирменный план, который является инструментом согласования стратегического и оперативного планирования.

 

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

 

     Управленческое  обследование – это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае в обследование рекомендуется включать пять функций – маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

     Маркетинг. Необходимо выделить семь областей для анализа:

  1. Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью действующих предприятий. В процессе анализа необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.
  2. Разнообразие и качество номенклатуры товаров и услуг. Предприятия должны активно ее расширять. Номенклатура должна быть оптимальной по прибыльности. Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.
  3. Рыночная демографическая статистика. Необходимо оценить проблемы, связанные с изменениями на рынках и в интересах потребителей.
  4. Исследования и разработки. Еще одной проблемой являются исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде крайне необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.
  5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Эффективное обслуживание помогает продать больше товаров, способствует формированию лояльности клиентов. Предприятия могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию.
  6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Координация и эффективность сбыта, рекламы и продвижения товара является важнейшей управленческой функцией.
  7. Прибыль. Постоянный контроль за валовым доходом и прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.

     Финансы и бухгалтерский учет. Для многих российских предприятий обследование финансов и бухгалтерского учета абсолютно необходимо, поскольку функции управления финансами на некоторых из них полностью утрачены, и руководители даже не подозревают об истинных причинах их финансовых затруднений. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, открыть руководству области внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

     Производство. Важным фактором развития предприятия является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Может ли предприятие производить товары или услуги с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?
  • Доступны ли новые материалы и комплектующие? Зависит ли предприятие от одного или ограниченного количества поставщиков? Почему?
  • Являются ли производственные мощности современными, и хорошо ли оно обслуживается?
  • Можно ли снизить материальные запасы и время реализации заказов?
  • Существует ли система управления и контроля запасов и заказов?
  • Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, приходится ли прибегать к использованию временных работников? Как можно исправить данную ситуацию?
  • Может ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?
  • Существует ли на предприятии эффективная и результативная система регулирования и контроля качества?

     Человеческие  ресурсы. Истоки большинства проблем предприятий сосредоточены в их персонале, в людях. Основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:

  • Каков характер нынешнего и будущего типа сотрудников отрасли?
  • Каков уровень компетентности и подготовки высшего руководства?
  • Имеется ли эффективная система вознаграждения?
  • Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?
  • Эффективна ли подготовка, повышение квалификации руководства?
  • Имелись ли потери ведущих специалистов? Если так, то почему?
  • Когда проводился анализ системы оценки деятельности персонала?
  • Можно ли улучшить качество, работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
  • Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?
  • Насколько эффективно организован труд?

     Культура  и образ организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Основные этапы процесса стратегического планирования