Основные этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Задание №59 Отношение управления это - Отношение между людьми в процессе управления. Отношение между руководителем и подчиненными. Отношения между членами трудового коллектива. Отношения между организационными структурами.
Задание № 8 Классификация функций менеджмента.
Задание № 33 Функции кадровой службы.
Задание № 42 Объектом воздействия управленческого труда является: Информация Человек Время Работа

Вложенные файлы: 1 файл

контр. работа Основы менеджмента.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Вопросы к контрольной  работе:  2; 59; 8; 33; 42

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2 

Основные этапы  развития менеджмента

 

  Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

политической - необходимость  установления и поддержания порядка  в группах;

экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних  обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство  жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого  искусства того времени, поскольку  строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в  планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.                                                                     Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

  I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до ХУШ в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

  Первые, самые простые,  зачаточные формы упорядочения  и организации совместного труда  существовали на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление  осуществлялось сообща, всеми членами  рода, племени или общины. Старейшины  и вожди родов и племен олицетворяли  собой руководящее начало всех  видов деятельности того периода.

  Примерно в 9-7 тысячелетии  до н.э. в ряде мест Ближнего  Востока произошел переход от  присваивающего хозяйства (охоты,  сбора плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов  - их производству (производящая  экономика). Переход к производящей  экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

  В Древнем Египте  был накоплен богатый опыт  управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э..) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

  Одним из первых, кто  дал характеристику управления  как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он  проанализировал различные формы  управления, на основе чего провозгласил  принцип универсальности управления.

  Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного  управления, сделал попытки разграничить  функции органов управления.

  Александр Македонский  (356-323 гг. до н.э.) развил теорию  и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые  так или иначе характеризуют  процесс накопления знаний в области  управления, однако данный обзор позволяет  в какой-то мере составить представление  о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.

  II период - индустриальный  период (1776-1890).  Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

  Большое влияние на  формирование многих сформировавшихся  к настоящему времени научных  направлений и школ менеджмента  оказало учение Р. Оуэна. Его  идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

  Первый переворот  в теории и практике управления  связан с созданием и использованием  вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч.  Беббидж разработал проект "аналитической  машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

  III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня  называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции  в XIX в. Возникновение фабрики как  первичного типа производства и необходимость  обеспечения работой больших  групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать  за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы  они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это  и были первые менеджеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание  №59

 

   Отношение  управления это -

  1. Отношение  между людьми в процессе управления.
  2. Отношение между руководителем и подчиненными.
  3. Отношения между членами трудового коллектива.
  4. Отношения между организационными структурами.

  Ответ: 2. - это отношения между руководителем и подчиненными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 8

    Классификация функций менеджмента.

 

Когда мы говорим о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.

Большинство людей планирует  свою деятельность на день (месяц, год  и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана.

По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с  целями и задачами, которые поставили  ранее. Такая повседневная работа затрагивает  целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции менеджмента - это  конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также  соответствующая организация работы и контроль деятельности.

  Как видно, одним  из основных компонентов, составляющих  содержание управления, являются  функции. Т.е. для выполнения  той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и совершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

  Функции управления  имеют специфический характер, особое  содержание и могут осуществляться  самостоятельно, быть как несвязанными  между собой, так и неразрывно  связанными, более того, они как  бы взаимопроникают друг в  друга. Например, информация, собранная  посредством выполнения функции  контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция  планирования). В то же время  контроль должен быть надлежащим  образом мотивирован и организован  (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления  все управленческие функции объединены  в единый целостный процесс.

   Если менеджер  желает обеспечить "безоблачное"  будущее своей организации, он  постоянно должен осуществлять  все управленческие функции.

И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть  и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда .  Как видно, все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого  труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление - это искусство создавать вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются  следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 4.1).

  Каждая из четырех  функций менеджмента является  для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование  как функция управления обеспечивает  основу для других функций  и считается главнейшей из  них, функции же организации,  мотивации и контроля ориентированы  на выполнение тактических и  стратегических планов организации.

 

       Характеристика основных функций менеджмента

     Функция  планирования.

По сути в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

   План представляет  собой сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации.  Стадии процесса планирования  в основном универсальны. Что  же касается конкретных методов  и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация  формирует единый план для  управления ее общей деятельностью,  но в ее рамках отдельными  менеджерами применяются для  достижения конкретных целей  и задач организации различные методы. Таким образом составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

  Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой  ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

   На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

   Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это -основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

   Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

   Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.

   Принципы и техника планирования. Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

 1. Полнота планирования - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

  2. Точность планирования - при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

  3. Ясность планирования - цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

  4. Непрерывность планирования - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

  5. Экономичность планирования - расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

   Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Информация о работе Основные этапы развития менеджмента