Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, контрольная работа
Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению:
- первый из них акцентировал внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса)
- второй на управление трудовыми ресурсами отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности.
Введение
1 Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф.и Л. Гилберт)
2 Административная или классическая школа (Г. Файоль, Г. Эмерсон)
3 Принципы управления Файля
4 Принципы управления Эмерсона
5 Школа человеческих отношений (М. Фоллет, Э. Мейо)
6 Школа поведенческих наук
7 Современные теории управления
Заключение
Литература
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный
государственный
университет путей сообщения»
Контрольная работа
по дисциплине «История менеджмента»
Основоположники «научного менеджмента»
Выполнил: Журавлев С.А.
Проверил: Велисеев Г.Г.
Хабаровск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф.и Л. Гилберт)
2 Административная или классическая школа (Г. Файоль, Г. Эмерсон)
3 Принципы управления Файля
4 Принципы управления Эмерсона
5 Школа человеческих отношений (М. Фоллет, Э. Мейо)
6 Школа поведенческих наук
7 Современные теории управления
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению:
- первый из них акцентировал внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса)
- второй на управление трудовыми ресурсами отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности.
Рассмотрим основные школы теории управления и вклад наиболее известных представителей теории и практики менеджмента в развитие управления. Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.
1 ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (Ф. ТЕЙЛОР, Г. ГАННТ, Ф.И Л. ГИЛБЕРТ)
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.) считается основателем современного менеджмента. В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым – исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком. Широкая известность пришла к Тейлору в 1912 г. после его выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. Более четкие очертания система Тейлора приобрела в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента». Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим, понятием, что «управление это подлинная наука, опирающая на точно определенные законы, правила и принципы».
До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника». Итак, Тейлор пришел к мысли организовать труд, который предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того как будет произведен статистический учет измерение и так далее, их действия. Таким образом, в начале века роль управленца в решение того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо и регламентация работы исполнителя принимала крайние меры.
Ф. Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. В своем классическом труде, впервые опубликованном в 1911 г., он систематизировал все имеющие в то время достижения в области организации производственного процесса. Отдельные достижения были прохронометрированы, а рабочий день расписан по секундам. Таким образом, Ф.У. Тейлор на практике в ряде случаев отыскал тот объем работы, соответствующим образом выполняя который рабочий наиболее рационально может отдавать свою рабочую силу в течение длительного времени. Он предложил научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой является математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений, способ рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки др., что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
В основе тейлоризма лежит 4 научных принципа.
1. Создание научного фундамента заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.
2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и проф. обучение.
3. Сотрудничество администрации
с рабочими в деле
4.Равномерное и справедливое
распределение обязанностей (
Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низко производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он разработал систему материальных стимулов. Награду он представлял не только как денежное вознаграждение, но и советовал предпринимателям идти на уступки.
Один из важнейших учеников Тейлора американский инженер Генри Лоуренс Ганнт (1861-1919 гг.) интересовался уже не отдельными операциями, а производственными процессами в целом. Согласно Ганнту «основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их «выполнение». Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий, Он разработал целую систему плановых графиков (графики Ганнта), позволяющих благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. К числу организационных изображений Ганнта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повысила их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке). Супруги Френк и Лилия Гилберт анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, т. е. «изучение движений» с использованием измерительных методов и приборов.
Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится та том, что она делает успешней всего.
Эта школа занималась повышением эффективности на уровне не ниже управленческого, так называемом внеменеджрском уровне. Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организаций в целом, прежде всего представителями административной школой управления.
2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИЛИ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Г. ФАЙОЛЬ, Г. ЭМЕРСОН)
Развитие этой школы происходило по двум направлениям – рационализация производства и исследование проблем управления. Главной заботой представителей этой школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления. Можно выделить работы Г. Эмерсона. (1853-1931), А. Файоля (1841-1925).
Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем.
Тейлор был «технарь»
и знал проблемы изнутри Файоль был
руководителем и стоял в отличи
- техническая (технологическая) деятельность;
- коммерческая деятельность (закупка, продажа и обмен);
- финансовая деятельность (поиски капитала и эффективное его использование);
- защитная деятельность (защита собственности личности);
- бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
- администрирование (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственного влияния ни на материалы, ни на механизмы).
Основной функцией управления, его наиболее важной частью Файоль полагал администрирование. Исследованию этой функции он уделял, в отличие от других, непропорционально много внимания. Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 принципах.
3 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ФАЙОЛЯ
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделение труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, Связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказ только от одного непосредственного начальника. Оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства.
5. Единство направлений. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. Двойное руководство может возникнуть лишь вследствие не оправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями.
6. Подчиненность личных
интересов общим. Интересы
7. Вознаграждение персонала.
Для того чтобы обеспечить
верность и поддержку
8. Централизация. Как
и разделение труда, она
9. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение до руководителя низшего звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Это
сочетание доброты и
12. Стабильность рабочего
места для персонала. Высокая
текучесть кадров снижает
13. Инициатива. Означает
добровольную разработку
14. Корпоративный дух.
Союз-это сила, которая является
результатом гармонии
Систему из 14 положений А. Файоль считал не просто гибкой но и открытой т.е. допускающей возможность введения новых положений с учетом более поздней практики. В ряде случаев положения – принципы А. Файоля не только продолжали и развивали тейлоровские постулаты, но и с ними в противоречии.
Тейлор расчленял работу исполнителя на восемь составных частей и рабочий получал указания от восьми функциональных специалистов, каждый из которых в полной мере нес ответственность за курируемое им направление.
В отличие от Тейлора
Файоль отрицал необходимость
Важное место во взглядах Файоля занимает его отношение к концепции организационного планирования. Рассматривая планирование как обязательное условие успешной организации управления, он указывал на трудности планирования в постоянно меняющихся условиях рынка. План должен исходить из представления не о повторении событий, уже имевших место, а из представления о возможных изменениях как закономерных, так и случайных. Этот принцип в настоящее время положен в основу планирования деловой и производственной деятельности не только на уровне отдельных корпораций, но и государств в целом.
Следует отметить, что Файоль значительно опередил свое время, поняв, управление промышленным производством должно строиться с учетом постоянных изменений, присущих рыночным отношениям.
В результате исследования Файоля привели непросто к совершенствованию системы Тейлора, а к разделению теории управления на два направления: