Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа
Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова "руководитель" и "лидер" употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным. Неформальное лидерство - это только часть рассмотренной проблемы лидерства (7).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..2-5
ГЛАВА 1.Лидерство………………………………………………………6
1.1. Сущность лидерства………………………………………………..6-8
1.2. Подходы к изучению лидерства……………………………….…9-10
1.3. Концепции лидерства……………………………………………11-12
1.4. Инструменты влияния, формальные и неформальные
лидеры………………………………………………………….………13-14
ВЫВОД……………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Руководство…………………………………………..……….16
2.1. Сущность руководства……………………………………………....16
2.2.Уровни руководителей………………………………………..…17-20
2.3. Стили руководства…………………………………………..….21-23
ВЫВОД……………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25-26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….27
К концепции ситуационного
лидерства относятся:
1.4. Инструменты влияния,
формальные и неформальные лидеры
Рассматривая этот
вопрос можно взять директора
завода. Он по должности является
менеджером. Должность открывает
ему дорогу к лидерству.
Наглядно это становится
очевидным, когда выясняется, что
один из его заместителей, имеющий
меньше формальной власти, пользуется
большим успехом в управлении
в стрессовых и конфликтных
ситуациях или при решении
жизненно важных для
Быть менеджером еще
не означает автоматически
Процесс влияния через
способности и умения или
Проблемы лидерства
являются ключевыми для
С другой стороны
- это процесс преимущественно
не силового воздействия в
направлении достижения
ВЫВОД
Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность управления непосредственно
связана с оптимальным
Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сущность руководства
Управление - необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером.
Обычно руководителя
характеризуют по его роли
в организации. В социологии
роль определяется как
Руководитель занимается
управлением - это его основная
функция. Управление нередко
2.2. Уровни руководителей
Руководителей традиционно делят на группы.
1. Технологический уровень
- ежедневно осуществляющиеся
2. Управленческий уровень
- координирует работу внутри
организации, согласовывая
3. Институционный уровень
- занимаются разработкой
Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.
Рассмотрим характеристики каждого уровня.
Руководители низового
звена. Руководители низового
звена, или первого ранга
Руководители этого
ранга выполняют следующие
- осуществляют контроль за выполнением производственных заданий;
- постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;
- распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;
- распределяют задания среди работников.
Руководители этого
ранга занимают должности,
Как правило, этим
руководителям в основном
Руководители среднего
звена. В большой организации,
имеющей несколько уровней
К этим должностям
относятся: заведующий отделом,
Руководители этого
ранга возглавляют крупные
Руководители среднего
звена выполняют следующие
- выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;
- принимают решения по работе своего подразделения;
- определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;
- организуют разработку предложений по улучшению работы;
- подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;
- доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.
Руководители этого
звена характеризуются тем,
Руководители высшего
звена. Это самый
Общими для всех руководителей высшего звена являются следующие функции:
- принимают важнейшие решения;
- выполняют больший объем работ в высоком темпе;
- постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома (13).
Бывают случаи ухудшения
работы руководителей. Это
Следует учитывать
характеристики, показывающие начало
деградации руководителей. К
1) основным мотивом занятия
вышестоящей должности
2) руководителя начинают
больше всего волновать "
3) руководитель теряет интерес к улучшению положения своих подчиненных и заботится только о себе;
4) руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с подчиненными, не проявляет интереса к информации;
5) руководитель начинает скрывать свои мысли и чувства от подчиненных;
6) руководитель утрачивает
возможность видеть
7) руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы. (13).
2.3. Стили руководства
Под стилями руководства
психологи понимают
Использование руководителем
навыков профессионального
а) авторитарный;
б) демократический;
в) либеральный.
I. Авторитарный стиль
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов
Официальность в общении.
Не склонен считаться с
Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность
II. Демократический стиль
Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен
Главная черта - постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности
Минимум агрессивность друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества
III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности
Панибратство в отношениях,
согласия с мнением
Состояние неуверенности,
отсутствие целеустремленности, плывет
по течению, могут возникать
неожиданные ситуации и
Компетентный, авторитетный
руководитель, имеющий отработанные
навыки профессионального
Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться.
Один из руководителей
в большей степени нацелен
выполнить задачи, не обращая
внимания на проблемы человека
и его потребности. Другой
Существует типология руководителей по 2 основным критериям:
- внимание к людям;
- ориентация на цель организации.
Эта типология носит условный характер.
1. Демократ. Заботится больше
всего о состоянии
2. Диктатор. Основная ориентация
- решение профессиональное