Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:02, реферат

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям аптечные структуры приобретают хозяйственную самостоятельность, которая сопровождается возникновением различных проблем. Аптечные предприятия сталкиваются с вопросами снабжения и сбыта, ценообразования, изучения рынка, конкурентоспособности товара, обеспечения эффективной деятельности предприятий. Чтобы решать возникшие проблемы, необходимо овладеть новыми знаниями и научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний – постижение науки и искусства менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. инф мат.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

способствует быстрому продвижению  молодых специалистов;

стимулирует инициативу.

4. Закон демократизации управления.

Управление будет эффективно только в том случае, если оно соответствует интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

Демократизация включает широкий  круг вопросов: привлечение большого числа трудящихся к управлению, использование закона демократизации управления.

5.  Закон времени – является важным законом рыночной экономики. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятия (скорость производства, быстрота оборота капитала, реакция на изменение условий).

В процессе управления время находится  в центре внимания. В рыночных условиях важно определить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, успеть перестроить правленческую структуру.

 

Методы управления.

Реализация рассмотренных ранее  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Выделяют следующие методы управления:

  1. Организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях.
  2. Экономические, обусловленные экономическими стимулами.
  3. Социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно-административные. С помощью этих методов реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Задача организационно-административных методов управления состоит в координации деятельности подчиненных. Совершенно справедливо критикуя рычаги административного управления, следует иметь ввиду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации  дисциплину и ответственность. Однако эти методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства. Можно выделить следующие формы проявления организационно-методических методов:

а) обязательное предложение (приказ, запрет и т.п.)

б) согласительные (консультация, разрешение компромисса)

в) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, общение, предложение и т.п.).

Организационно-административные методы отличают от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания:

Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается поставленная цель. В переходный период к рыночным отношениям экономические методы руководства получили свое развитие. Расширение самостоятельности предприятий, организаций, учреждений дает возможность реального перехода к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Социально-психологические  методы управления – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы протекающие в них. Иными словами – это способы воздействия на психологические особенности человека с целью решения поставленных задач.

Использование этих методов означает включение руководителя в систему  отношений между людьми, умение поддерживать нормальные отношения с ними и, самое главное, умение сплотить коллектив для решения поставленных перед учреждением задач. Социально-психологические методы управления предполагают использование различных мотивационных приемов воздействия – прямых и косвенных.

Первая группа способов оказывает  прямое воздействие на человека путем постановки перед ним конкретной цели. К прямым способам воздействия относят убеждение, подражание, вовлечение, принуждение.

Вторая группа способов заключается  в создании определенных условий, в  которых работник в процессе выполнения необходимой работы достигает поставленных целей.

Косвенные приемы воздействия различаются  по формам опосредования:

  • условий труда (внешняя привлекательность наличие элементов творчества и т.п.)
  • элементы системы управления (должностные инструкции формы стимулирования и др.).
  • социально-психологические факторы (характер традиций, социально-психологический климат в коллективе и т.п.).

Результаты труда во многом зависят  от целого ряда психологических факторов. Успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от

  • профессиональных знаний и на 85% - от умения работать с людьми (социологические исследования).

В практику управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации (сочетания).

 

Понятие организации  в менеджменте.

Теорию менеджмента нельзя рассматривать  вне организационных отношений, т.к. организация является объектом управления.

Организация – это  группа людей, деятельность которой  сознательно координируется для  достижения общей цели. Существуют три обязательных требования, которым должна соответствовать организация:

а) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью общей  группы организации;

б) наличие, по крайней мере, одной  цели, которую принимают как общую  все члены группы;

в) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Рассмотрим общие характеристики, которые имеют фармацевтические организации:

  1. Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией – это люди, капитал, материалы, технология и информация. Например: аптека имеет следующие ресурсы:  люди: административно-управленческий персонал; материалы: лекарственные вещества, вспомогательные вещества, аптечный инвентарь и т.д.; технологии – приготовление лекарств; информация: сведения о лекарственных препаратах, о поставщиках, данные учета и отчетности.
  2. Зависимость от внешней среды. Любая организация зависит от внешнего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей.
  3. Горизонтальное разделение труда – т.е. разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специальные задания, что позволит повысить производительность труда. Например: разделение труда между провизором-технологом, провизором-аналитиком, фармацевтом позволяет увеличить скорость и качество лекарственного обслуживания населения.
  4. Подразделения. Горизонтальное разделение труда приводит к образованию подразделений, которые выполняют конкретные специфические функции (в аптеках рецептурно-производственный отдел с запасами, отдел ГЛФ).
  5. Необходимость управления и вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Координирование деятельности осуществляется посредством вертикального разделения труда.

Успех любой организации решающим образом зависит от внешней среды, поскольку организация как открытая система зависит от факторов внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

Внешняя среда имеет факторы  прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия  относятся:

  1. поставщики, которых можно классифицировать на:

а) поставщиков материалов. Аптеки относятся к организациям, которые зависят от непрерывного притока сырья и материалов. Ограничения или перебой в обеспечении поставок создают значительные трудности для этих организаций.

б) поставщиков капитала. Это м.б. банки, акционеры, государство, частные лица.

в) поставщиков трудовых ресурсов. Для эффективности деятельности организации, учреждения, предприятия.  Важным является адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации.

2).Законы и государственные органы. Учреждения, организации, предприятия, в т.ч. и аптечные учреждения обязаны соблюдать не только законы но и требования органов государственного регулирования.

3). Потребители. Выживание и эффективность деятельности предприятия зависит от способности его находить потребителя и удовлетворять его запросы (основными потребителями аптеки являются население, ЛПУ, организации).

4). Конкуренты.

К факторам косвенного воздействия относятся:

  1. Технология
  2. Состояние экономики. Необходимо уметь оценивать, как скажутся на организации общие изменения состояния экономики, т.к. это влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары.
  3. Социокультурные факторы. В числе их преобладают установки, жизненные ценности, традиции, которые влияют на учреждение.
  4. Политические факторы.
  5. Отношение с местным населением.

Все факторы взаимосвязаны между  собой и в той или иной степени  влияют на деятельность организации. Так в настоящее время имеются серьезные изменения в работе аптечных учреждений, связанные с преобразованиями в политической и экономической сферах общества. Эти изменения стали катализатором серии законов, что привело к внедрению новых форм хозяйствования в аптечной сети, изменению политики ценообразования, внедрению маркетинга на предприятиях и т.п.


Информация о работе Основы менеджмента