Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание

1.Понятие менеджмента. Предпосылки возникновения менеджмента.
2.Процесс принятия решений. Этапы принятия решений. Коллективное принятие решений.
3.Составьте структуру рабочего времени своего руководителя (или своего рабочего времени), найдите «поглотители» рабочего времени и предложите способы их сокращения.

Вложенные файлы: 1 файл

основы менеджмента.docx

— 60.30 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ 

КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРИИ»

 

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ  МЕНЕДЖМЕНТА»

 

ВАРИАНТ  9

 

УЧАЩЕЙСЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ  8-З

 

ОЛЕШКЕВИЧ АННЫ ИГОРЕВНЫ

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

2-91 01 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ:

2-91 01 01-01 31  ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУХНИ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ 

СПЕЦИАЛИСТА:  ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ

 

 

НОМЕР ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ  239

1.Понятие менеджмента. Предпосылки возникновения менеджмента.

Менеджмент – это самостоятельный  вид  профессионально  осуществляемой деятельности,  направленной  на   достижение   входе   любой   хозяйственной деятельности  фирмы,   действующих   в   рыночных   условиях,   определенных намеченных целей путем рационального использования  материальных  и  трудовых ресурсов  с  применением  принципов,  функций   и   методов   экономического механизма менеджмента.

      Менеджмент  это управление в условиях  рынка,  рыночной  экономики, что  означает:

      .  Ориентацию  фирмы  на  спрос  и  потребности  рынка,  на   запросы конкретных  потребителей  и  организацию  производства  тех   видов продукции,  которые  пользуются  спросом  и  могут  принести  фирм намеченную прибыль.

      . Постоянное  стремление к  повышению   эффективности  производства,  с меньшими затратами, получение  оптимальных результатов.

      . Хозяйственная   самостоятельность,  обеспечивающая  свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.

      .  Постоянную  корректировку  целей  и  программ  в  зависимости   от состояния рынка.

      .   Конечный   результат   деятельности   фирмы   или    хозяйственно  самостоятельных  подразделений   выявляется  на  рынке в   процессе обмена.

      .  Необходимость   исполнения  современной   информационной   базы   с компьютерной техникой для многовариантных  расчетов  при  принятии оптимальных и обоснованных решений.

Менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую  степень свободы руководителей  и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном  ограничении такой свободы и  идее предопределенности основных событий  и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного  планирования.

Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение  оптимальных результатов с наименьшими  затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости  от состояния рынка.

Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации  можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также  выделить отдельные виды менеджмента: финансовый, инвестиционный, стратегический, инновационный, международный, производственный, информационный, кадровый, тайм-менеджмент, антикризисный, социальный, банковский, налоговый, экологический, риск-менеджмент.

      Конечной  целью  менеджмента  является  обеспечение  прибыльности  или доходности,   в   деятельности  фирмы   путем   рациональной организацией производственного процесса, включая  управление  производством  и  развитием технико  –  технологической  базой,  а   также   эффективное   использование кадрового потенциала при одновременном  повышении  квалификации,  творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать  условия для успешного  функционирования  фирмы, исходя из того, что прибыль является не  причиной  существования  фирмой,  а результатом его  деятельности,  который  в  конечном  результате  определяет рынок. Прибыль создает определенные  гарантии  дальнейшему  функционированию фирмы, поскольку только прибыль  и  её  накопления  на  предприятии  в  виде различных  резервных  фондов  позволяет  ограничить  и   преодолеть   риски, связанные с реализацией товаров на рынке.

Ситуация на рынке,  как  известно, постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях  и формах финансирования, состояния хозяйственной конъюктуры в  отрасли  или  в стране в целом, в условиях  торговли  на  мировых  товарных  рынках.  Отсюда постоянное  наличие  рынка.  Целью  менеджмента  в  этих  условиях  является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не  только  в  настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных  средств  и предоставление менеджерам определенной степени свободы  и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого  реагирования  и  адаптации  к применяющимся условиям.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

- обеспечение  автоматизации  производства  и  переход  к  использованию - работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания на  них  лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы,  координация работы всех подразделений фирмы;

- постоянный поиск и освоение новых рынков.

      К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

     - определение конкретных целей развития фирмы;

     - выявление приоритетности целей, их  очередности и последовательности решений;

    - разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их

решения;

  - выработка системы мероприятий для решения намеченных  проблем на различные временные периоды;

   - определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

    - установление контроля за выполнением поставленных задач.

      Выполнение  задач менеджмента по регулированию  организации, координации и контролю за  производительным  процессом  и  достижение  намеченных  целей получают оценку на рынке.

      Задачи  управления  непрерывно  усложняются   по  мере  роста  масштабов производства, требующего обеспечение все  возрастающим  объемом  ресурсов  – материальных, финансовых, трудовых и другие.

      Управление  организацией в наше  динамичное  время  представляет  собой сложную  работу,  которую  предстоит  узнать,  нельзя   выполнять   успешно, руководствуясь простыми сухими  заученными  формулами.  Руководитель  должен сочетать  понимание  общих  истин  и  значимости  многочисленных   вариаций, благодаря которым ситуации отличается одна от другой.

 

Предпосылки возникновения  менеджмента.

Почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных  с производством какого-то материального  блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для  производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует. 

 

И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество  причин, которые сделали необходимым  возникновение социального управления. 
1. Одна из основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.

 
2. Разделение труда тесно связано  с другим фактором — технологическим  усложнением процесса производства. По мере того как процесс  производства усложнялся, требуя  учета все большего и большего  числа факторов, усложнялась и  сама совокупность функций, которые  важны с точки зрения производственного  процесса. Естественно, эти функции  определенным образом распределялись  между участниками производственного  процесса. 

 

3. Усложнение структуры  производства привело к тому, что перед руководством предприятий  возникла задача управления этим  сложным процессом, причем не  только стратегическое (связанное  с установлением долгосрочных  целей и координацией деятельности  подразделений), но и оперативное,  направленное на выполнение текущих  задач и решение возникающих  проблем. 

 

Современный этап развития производства характеризуется тем, что важную роль стали играть очень  крупные производства и корпорации, обладающие огромной структурной сложностью. Естественно, это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку принятие управленческих решений оказалось очень сложным  процессом, требующим учета множества  факторов.

 
Управление имеет такую же длительную историю, как и человеческая культура. И действительно, культура связана  если не с государственностью, то, по крайней мере, с общественной жизнью, а следовательно, культура всегда предполагает хотя бы элементарные зачатки управления. Если обратиться к истории древних  государств, можно найти множество  примеров более или менее сложных  систем, в которых осуществлялось управление.

 
Однако как самостоятельная наука  менеджмент зародился на рубеже XIX—XX вв. Именно в этот период появились  первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Почему проблема управления стала настолько  важным объектом внимания, что ей посветили  самостоятельную дисциплину? Во многом это было предопределено потребностями  капиталистического общества. 

 

Разделение труда привело  к тому, что производство стало  очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что  без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе  и получение прибыли. Это и  стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

 
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

 
Школа научного менеджмента (школа  научного управления) исходила из предположения, что оптимальная организация  производства может быть создана  на основе точных знаний о том, как  действуют люди. Сторонники данного  направления полагали, что при  помощи логики, наблюдений, анализа  и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет  максимально эффективным. Кроме  того, со школой научного менеджмента  связано также представление  о том, что управление — это  особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы. 
 
Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — американского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом». Тейлор присутствовал на собрании, во время которого читал свой доклад Таун. Идея Тауна вдохновила Тейлора на создание собственной концепции менеджмента. Свои идеи он сформулировал в книгах «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).

 
Тейлор получил образование инженера-механика и работал в сталелитейной  компании, в которой и были воплощены  основные идеи тейлоризма. Необходимо отметить, что во времена Тейлора  свой расцвет переживал монополистический  капитализм. Предприятия очень быстро росли, а это требовало унификации и стандартизации производства, более  эффективного использования материальных ресурсов, времени и рабочей силы.  

 

А потому основную цель менеджмента  Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь этой цели с точки  зрения Тейлора было можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего. Фактически это означает, что основную роль в управлении производством  Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выполнять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она  недостаточно учитывала личность рабочего.

 
По мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа научной организации  труда:

1) администрация предприятия  должна стремиться к внедрению  научно-технических достижений в  процесс производства, заменяя традиционные  и чисто практические методы;

2) администрация должна  брать на себя роль отбора  рабочих и обучения их специальности  (до Тейлора этого не делалось  и рабочий самостоятельно выбирал  профессию и обучался сам);

Информация о работе Основы менеджмента