Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:35, шпаргалка

Краткое описание

1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.

Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Вложенные файлы: 1 файл

menedzhment.docx

— 190.74 Кб (Скачать файл)

Коммерческие и трастовые банки групп контролируют около 40% общего капитала банков, страховым компаниям групп принадлежит 53-57% всего страхового капитала.

Внутригрупповое взаимодействие в японских ФПГ разворачивается по таким направлениям, как:

1. Создание клуба высших менеджеров  с проведением регулярных совещаний.

2. Система внутригрупповых контрактных  отношений и обменов, охватывающая  циркуляцию финансовых ресурсов, товаров, научно-технической информации  между участниками группы. Распространен  обмен специалистами, особенно между  банками и их клиентами, крупными  производителями и их поставщиками.

3. Реализация общегрупповых проектов, раскрывающая организационную роль ФПГ.

4. Для универсальных японских ФПГ  характерно объединение ведущих  корпораций через взаимоучастие в акционерном капитале (перекрестное владение акциями).

Хотя конкретных причин для группирования предприятий может быть несколько и они могут меняться от случая к случаю, обеспечение долгосрочной жизнеспособности участников финансово-промышленной группы выступает в качестве основополагающей задачи японских ФПГ. Банкротство компаний, ассоциируемых с репутацией главного банка ФПГ, редко встречается в японской практике. 

 

Источником стратегических выгод для всех участников ФПГ являются обеспечиваемые интеграцией конкурентные преимущества в сфере технологического развития. Соединение ресурсов отдельных фирм все чаще выступает необходимым средством для:

разработки или приобретения новой технологии;

реализации накопленных знаний и опыта;

организации новых отраслей или преодоления барьеров вхождения в уже существующие;

освоения зарубежных рынков.

Мощным фактором стратегических выгод, связанных с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала, является вхождение в ФПГ финансово-кредитных организаций. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации выходят за рамки самофинансирования. Широкое использование корпорациями привлеченных средств – один из факторов японских экономических достижений.

Среднее соотношение таких показателей, как долг и собственные средства в обрабатывающей промышленности Японии равно 1,6 / 1, тогда как в США оно составляет 0,6 / 1.

Хотя в настоящее время крупнейшие корпорации Японии приближаются по структуре пассивов к американскому типу, существенно то, что доля собственного капитала была значительно ниже, когда японские корпорации осуществляли технологический рывок. 

 

 

 

5. Роль и  место ФПГ в экономике России.

Возникновение и быстрое развитие финансово-промышленных групп (ФПГ) представляет собой одну из ключевых черт трансформации российской экономики. Официальная регистрация ФПГ началась вскоре после выхода в свет соответствующего указа Президента РФ в декабре 1993 г. К 2006 г. официальный Реестр финансово-промышленных групп включал в себя 75 ФПГ, объединяющих в общей сложности 1212 предприятий, на которых было занято 3,33 млн. человек. Помимо официально зарегистрированных групп, возникло также значительное число неформальных ФПГ.

Концентрация экономической мощи в рамках вновь сформированных ФПГ позволила им стать весьма влиятельными субъектами социальной и политической жизни России. С этим связано значительное внимание к деятельности ФПГ со стороны общественности, экономистов и лиц, принимающих политические решения. Обсуждение проблемы ФПГ фокусируется на нескольких вопросах.

Первый вопрос связан с тем, в какой мере финансово-промышленные группы действительно являются важным экономическим феноменом. Изначально мотивом к регистрации многих ФПГ было стремление получить обещанные правительством привилегии. Эти обещания, однако, так никогда и не реализовались. Некоторые эксперты в этой связи высказывали предположение, что интеграция компаний и банков в финансово-промышленные группы была чисто искусственной, а многие из официально зарегистрированных ФПГ так и остались фантомами, существующими только на бумаге. Однако, членство как в официально зарегистрированных, так и в неформальных ФПГ оказывает реальное влияние на деятельность промышленных предприятий. Интеграция помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации.

Следующий вопрос связан с тем, являются ли финансово-промышленные группы положительным явлением с точки зрения национальной экономики в целом. Проблема состоит в том, что широкомасштабное развитие ФПГ может привести к концентрации экономической и политической мощи в ограниченном количестве центров влияния, тем самым препятствуя проникновению на рынки новых фирм и создавая угрозу демократическим процессам в России.

Как сторонники, так и критики развития в России финансово-промышленных групп сравнивают российские ФПГ с японскими кейрецу, корейскими чеболами и германскими концернами. Сторонники развития ФПГ указывают на то, что формирование подобных групп в Японии, Корее и Германии способствовало экономическому росту в этих странах. В свою очередь, важнейший аргумент критиков ФПГ заключается в том, что именно чеболы являются причиной нынешнего экономического кризиса в Корее. Данные показывают, что главную роль в возникновении “корейского экономического чуда” сыграли отрасли, в которых доминировали чеболы. Быстрый экономический рост в странах Восточной Азии объясняется исключительно накоплением человеческого и физического капитала.

Очевидно, что финансово-промышленные группы могут внести очень важный вклад в решение этой задачи в условиях отсутствия развитых рынков капитала. Однако в России уже существует значительный объем как человеческого, так и физического капитала; главная задача состоит в том, чтобы осуществить перемещение этих ресурсов в более эффективные сферы использования.

Отрицательная сторона деятельности крупных финансово-промышленных групп в переходной экономике заключается в том, что они могут блокировать деятельность входящих в них предприятий по определенных направлениям. Вследствие этого данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.

С деятельностью ФПГ связан также блокирующий эффект иного рода. История развития универсальных банков в Германии, Японии и Корее показывает, что после установления связей между финансовыми и промышленными компаниями экономика может оказаться в жестких границах подобной системы, в результате чего становится невозможным развитие финансовых рынков по англо-саксонской модели. Все кредитные ресурсы в экономике распределяются между этими группами, в то время как не входящие в них малые фирмы сталкиваются с жесткими финансовыми ограничениями.

Трудно сказать, перевешивают ли указанные негативные экстернальные эффекты те выгоды, которые предоставляет интеграция компаниям, входящим в финансово-промышленные группы.

Обсуждение проблемы деятельности ФПГ в России будет неполным, если не упомянуть об их неоднородности. Многие авторы подчеркивают различия между промышленными и банковскими ФПГ (то есть финансово-промышленными группами, сформированными вокруг промышленных компаний или банков соответственно).

Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными (двумя важными исключениями являются группа “Роспром”, возглавляемая банком “Менатеп”, и группа “Интеррос”, возглавляемая ОНЭКСИМ-банком). Промышленные ФПГ обычно формировались на основании хозяйственных связей, существовавших в социалистической экономике. Их учредителями, как правило, выступали бывшие советские промышленные министерства или крупные промышленные компании. В обоих случаях компании, входящие в ФПГ, могут интегрироваться по вертикальному или горизонтальному принципу.

Неформальные ФПГ формировались вокруг крупных банков и постепенно все в большей степени диверсифицировали свою деятельность. Изначально они концентрировали свои усилия в определенных отраслях (к примеру, Инкомбанк уделял основное внимание пищевой промышленности, Альфа-Банк — строительству и пищевой промышленности). Однако на втором этапе приватизации (в ходе проведения так называемых залоговых аукционов) банки заключали выгодные сделки вне зависимости от того, контролировали ли они ранее предприятия в соответствующих отраслях (в частности, все крупные финансово-промышленные группы приобрели нефтяные компании).

В этой связи можно указать на важный момент, по которому различаются официально зарегистрированные и неформальные ФПГ, — это степень интеграции5. Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Таким образом, интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.

Однако можно отметить четко выраженную эволюцию отношений между компаниями, которые являются членами официально зарегистрированных групп, в сторону перекрестного участия в собственности. Данный факт подтверждает идею о том, что официально зарегистрированные ФПГ представляют собой промежуточную стадию формирования структуры собственности в российской экономике.

Таким образом, совокупность независимых компаний и компаний — членов неформальных ФПГ может в целом вести себя почти так же, как совокупность компаний — членов ФПГ.

На базе информации о структуре собственности разделим неформальные ФПГ на три категории:

- банковские группы (где центральная  роль в осуществлении интеграции  принадлежит крупнейшим российским  банкам);

- промышленные группы, или структуры  холдингового типа;

- группы, координируемые региональными  администрациями.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что, вопреки мнению ряда экспертов, членство в финансово-промышленных группах оказывает положительное влияние на результаты деятельности российских компаний, причем данное утверждение относится как к официально зарегистрированным, так и к неформальным ФПГ. Членство в ФПГ является выгодным для компаний. Члены групп имеют лучший доступ к кредитным ресурсам. Членство в ФПГ позволяет обеспечить более высокий уровень производительности труда и увеличить экспорт. Однако деятельность ФПГ наносит вред независимым компаниям: для тех товарных рынков, где доминируют ФПГ, характерна более низкая рыночная доля новых компаний.

Выгоды от членства в финансово-промышленных группах варьируются в зависимости от их типа последних. Для неформальных ФПГ характерно более значительное улучшение доступа к кредитным рынкам и расширение экспорта, в то время как эффект закрытия рынка характерен только для официально зарегистрированных ФПГ. Доступ к кредитным рынкам и рост экспорта могут быть более важными факторами для обоих типов ФПГ, чем вертикальная и горизонтальная интеграция, хотя членство в ФПГ конгломератного типа оказывает наиболее значительное влияние на уровень производительности труда.

Лица, ответственные за принятие решений в сфере экономической политики, должны принимать во внимание перечисленные положительные и отрицательные последствия деятельности финансово-промышленных групп. До нынешних пор правительство не препятствовало развитию этих групп (и даже поощряло его). Этот подход может быть вполне оправдан с учетом тех выгод, которые ФПГ обеспечивают своим членам. Однако необходимо помнить о том, что ФПГ оказывают негативное воздействие на показатели конкурентности рынков и гибкости экономической системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста. 

 

 

  

 

 

 

6. Понятие  финансово-промышленной группы.

ФПГ - зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) корпорацией в ФПГ может быть как специализированная организация – "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ. Обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а так же банков или иных кредитных учреждений. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, за исключением общественных и религиозных. Учредители ФПГ принимают решение о создании Центральной Компании  ФПГ, которая входит в число учредителей ФПГ.

ФПГ были классифицированы как:

*вертикальные (представляют собой объединения  предприятий под единым (технологическим, финансовым и т.д.) контролем, осуществляющих  разные стадии производства того  или иного товара);

*горизонтальные (объединение под единым контролем  двух и более предприятий, осуществляющих  одни и те же стадии производства  или производящих одну и ту  же продукцию);

*конгломераты (объединения, образуемые на основе  соединения различных технологически  не связанных между собой предприятий, находящихся на разных стадиях  производства и оперирующих в  различных отраслях народного  хозяйства).

Центральная компания ФПГ (в дальнейшем ЦК ФПГ) является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании ФПГ и уполномоченным на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании ФПГ осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.

Информация о работе Основы менеджмента