Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 14:01, реферат
Понятие, значение и место функций управления, их содержание, структура. Управление предприятием как система реализации функций управления, взаимосвязь и взаимодействие основных функций. Экономические, административные, социально-психологические, психологические методы управления.
1.Понятие, значение и место функций управления
Функция управления –
вид деятельности, основанный на
разделении и кооперации
Выделяют три основные группы функций управления:
– общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
– управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
– конкретные области
Все функции управления
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:
– прогнозирование и
– организация работы;
– мотивация;
– координация и
– контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по
сфере деятельности, называются
конкретными. Конкретные
– перспективное и текущее
экономическое и социальное
– организация работ по стандартизации;
– учет и отчетность;
– экономический анализ;
– техническая подготовка производства;
– организация производства;
– управление
– оперативное управление производством;
– метрологическое
– технологический контроль и испытания;
– сбыт продукции;
– организация работы с кадрами;
– организация труда и заработной платы;
– материально-техническое снабжение;
– капитальное строительство;
– финансовая деятельность.
2.Содержание, структура и процесс функций управления
Исследование функций
Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:
1. Общие функции управления
Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).
Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:
на основе анализа внешней
среды и интересов групп
определяются цели на основе
анализа требований рынка и
возможностей самой
исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;
для реализации стратегий
вырабатываются политика и
производится работа в
планы организации
2. Конкретные функции управления(
К функциям управления современного
предприятия относятся
планирование (используемый ресурс - время);
маркетинг (используемый
предпринимательство (
финансы (используемый ресурс - деньги);
организация (используемый
производство (используемый ресурс - технологии);
инновация (используемый
информация (используемый ресурс - данные);
социальное развитие (используемый ресурс культура).
Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.
Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.
Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.
И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.
На основе содержания, процесса и структуры функции управления проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции.
Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.
Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.
3.Функции управления
Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.
Под функцией управления понимают
обособившиеся виды управленческой
деятельности, различные направления
управленческого воздействия
Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 -- 1925). Среди них можно назвать следующие операции:
технические (производство, выделка и обработка);
коммерческие (покупка, продажа, обмен);
финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);
страховые (страхование и охрана имущества и лиц);
учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);
административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
В настоящее время выделяют следующие функции управления:
прогнозирование - определенная система вероятностной оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;
планирование - это центральная функция управления. Планирование предполагает постановку целей и задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации;
организацию - определение
и распределение объема работ
по реализации поставленных целей с
учетом характера взаимоотношений
между управленческими и
регулирование - предвидение
и устранение возможных отклонений
в ходе протекающего процесса от основных
показателей. Эта функция направлена
на обеспечение запланированной
согласованности и
мотивацию - побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей;
координацию - необходимое
согласование действий в работе всех
структурных элементов
контроль - проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;
учет - накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.
4.Управление предприятием
как система реализации
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Этот цикл управления является универсальным по. отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.
Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
Качество выполнения предыдущего
этапа - необходимое условие
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее время в состав связующих процессов все чаще ученые относят и процесс целепологания, т. к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.
Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.
В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:
при планировании: постановка целей,
определение необходимых
при осуществлении функции
Процесс мотивации включает установление
и оценку неудовлетворенных
Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т. п.
Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
Цель - это предвосхищение результата деятельности.
Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.
5.Экономические методы управления
Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.
Метод управления -- способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.