Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Понятие, значение и место функций управления, их содержание, структура. Управление предприятием как система реализации функций управления, взаимосвязь и взаимодействие основных функций. Экономические, административные, социально-психологические, психологические методы управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 29.62 Кб (Скачать файл)

Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:

- регулировании спроса и предложения;

- законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.

Основное содержание экономических  методов заключается в соизмерении  затрат производства и результатов  деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.

К экономическим методам управления относят следующие:

коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев  хозяйственные отношения между  отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые  отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме  товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой  политики ценообразования, которую  проводит руководство организации. Данный метод управления основан  на минимизации затрат на всех промежуточных  стадиях производства конечного  продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями  организации определяется ответственность  за качество и количество продукции, сроки поставки;

цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как  на «входе» (цена на ресурсы), так и  на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень  цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;

финансирование. Данный метод  управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики -- это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;

кредитование. Развитие этого  метода управления связано с развитием  сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения  кредитных ресурсов через кредитный  рынок. В этой связи кредитное  перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;

налоговую систему. Данный метод  управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем  установления налоговой повинности государство регулирует состояние  экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение  ставок ведет к росту активности предпринимателей.

 

6.Административные методы  управления

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим  на определённом уровне управления, а  также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления.

Различают пять основных способов административного  воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного  предприятия.

Распорядительные воздействия  направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание  системы управления предприятием в  заданных параметрах путём прямого  административного регулирования.

Дисциплинарная ответственность  и взыскания применяются в  случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его  личная вина, и он действовал умышленно  и неосторожно.

Материальная ответственность  и взыскания. Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности  возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в  трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с  возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. Материальная ответственность может  быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Административная ответственность  и взыскания применяются в  случаях совершения административных правонарушений. Различают такие  виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация  или возмездное изъятие предметов.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда  нужно подчинить коллектив и  направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий  уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений  реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально  в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся  крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений  в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов  управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы  и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение  последних лет, превышение темпов роста  цен на потребительные товары над  темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни  в семье.

 

8.Социально-психологические  методы управления

Социально-психологические  методы управления представляют собой  механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические  интересы.

Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих  в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно  решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный  климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более  эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное  неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать  себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается  рост производительности труда и  уровня жизни.

Социально-психологические  законы управления основаны на учете  законов поведения людей в  их деятельности:

человек объективно стремится  достигнуть каких-либо результатов  с минимальными затратами для  себя;

каждый человек стремится  действовать таким образом, что  бы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме  или минимальное наказание;

каждый человек делает только то, что требует структура  управления, которая может реально  наказать или поощрить его.

Социологические методы управления включают:

управление социально-массовыми  процессами;

управление группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические);

управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);

социальное нормирование;

социальное регулирование;

ролевые изменения;

социальную профилактику.

К психологическим методам  управления относятся:

профессиональный отбор  персонала (интервью, беседы, тесты);

гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);

формирование эмоционально-эстетического  фона деятельности коллектива (общее  настроение коллектива, культура общения, внешний вид).

Использование социально-психологических  методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично  сочетаются в сфере управления.

Формальная структура  фиксирует производственно необходимые  связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.

Неформальная структура  представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.

Социально-психологические  методы используются для решения  следующих задач:

повышения производственной и творческой активности членов трудового  коллектива путем создания необходимых  для эффективной трудовой деятельности условий;

формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;

эффективного применения различных форм морального поощрения  с использованием самодиагностики  и самообучения;

воздействия на групповое  сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой  результативности труда.

 

9.Психологические методы  управления

 Психологические методы играют  очень важную роль в работе  с персоналом, т. к. направлены  на конкретную личность рабочего  или служащего и, как правило,  строго персонифицированы и индивидуальны.  Главной их особенностью является  обращение к внутреннему миру  человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний  потенциал человека на решение  конкретных задач предприятия.

 Психологическое планирование  составляет новое направление  в работе с персоналом по  формированию эффективного психологического  состояния коллектива предприятия.  Оно исходит из необходимости  концепции всестороннего развития  личности человека, устранения негативных  тенденций деградации отсталой  части трудового коллектива. Психологическое  планирование предполагает постановку  целей развития, и критериев эффективности,  разработку психологических нормативов, методов планирования психологического  климата и достижения конечных  результатов. К наиболее важным  результатам психологического планирования  относят:

> формирование подразделений  («команд») на основе психологического  соответствия сотрудников;

> комфортный психологический  климат в коллективе;

> формирование личной мотивации  людей исходя из философии  предприятия;

> минимизацию психологических  конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

> разработку служебной карьеры  на основе психологической ориентации  работников;

> рост интеллектуальных способностей  членов коллектива и уровня  их образования

> формирование корпоративной  культуры на основе норм поведения  и образов идеальных сотрудников.

 Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование  выполняла профессиональная психологическая  служба предприятия, состоящая  из социальных психологов.

 Отрасли психологии и знание  их методов исследования позволяют  сделать правильный анализ душевного  состояния людей, построить их  психологические портреты, разработать  способы устранения психологического  дискомфорта и формировать хороший  климат коллектива. Психология является  экспериментальной наукой, изучающей  отношения психических процессов  в жизни человека. В центре  внимания психоанализа психические  процессы и мотивации влечений  человека, прежде всего душевных  и сексуальных. Психология труда  изучает психологические аспекты  профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности  и интенсивности труда, несчастных  случаев и др. Психология управления  анализирует аспекты поведения  людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического  климата. Психотерапия изучает  способы психического воздействия  словом, поступками, обстановкой на  человека с определенными расстройствами  психики с целью лечения. Такие  способы, как самовнушение (аутогенная  тренировка), внушение (гипноз), медитация  постепенно входят в практику  управления.

Информация о работе Основы менеджмента