Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:23, реферат
По Гражданскому кодексу Российской Федерации предприятие — это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности: Взаимосвязанные имущественные комплексы, объединенные в корпорации, пересекаются по составу входящих в них материальных и нематериальных активов, обязательств. Стоимость корпоративной структуры, формирующаяся под влиянием принимаемых менеджерами решений, должна рассматриваться как целевая функция управления.
Особенностью оценки предприятия является то, что она носит скорее рыночный характер, а значит, требует при определении стоимости учитывать не только затраты на создание, разработку или приобретение аналогичного объекта, но и факторы, оказывающие влияние на рынок и стоимость предприятия.
Оценка предприятия является, представляет собой отличный финансовый и маркетинговый инструмент, который можно избежать в различных целях. Так или иначе, своевременная и качественная оценка стоимости позволяет обеспечить надежность сопровождения сделок с капиталом, избежать многих рисков, в том числе и получения в собственность рискованного актива, а не налаженного и отлично работающего бизнеса.
Задача оценки стоимости бизнеса возникает на разных стадиях развития предприятия и никогда не теряет своей актуальности. В связи с этим мы хотим напомнить нашим читателям методы оценки стоимости предприятия, наиболее часто используемые на практике.
Оценка стоимости любой фирмы (объекта) представляет собой целенаправленный процесс определения в денежном выражении ее стоимости с учетом потенциального и реального дохода, приносимого ею в каждый момент времени. Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта. Объектом оценки является движимое и недвижимое имущество в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Объектами оценки могут быть также отдельные предприятия (фирмы), банки, их активы и др. Субъектами оценки выступают профессиональные оценщики (компании), обладающие практическими навыками и знаниями и располагающие лицензией на право осуществления оценочной деятельности.
Современное предприятие - это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы - от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия. Поэтому, оценку стоимости предприятия необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, то есть для оценки стоимости предприятия стараются одновременно использовать методы из разных подходов. При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.
Подходы для оценки стоимости предприятия:
Все эти три подхода оценки стоимости предприятия имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых оценщик выбирает наиболее подходящие для конкретного оцениваемого объекта.
Предметом оценки стоимости бизнеса может быть как оценка рыночной стоимости закрытой или недостаточно открытой для фондового рынка компании, так и оценка имущественного комплекса компании в целом, либо имущественных комплексов по выпуску и продажам отдельных видов ее продукции.
Оценка стоимости предприятия производится в следующих целях:
Особенностью процесса оценки стоимости имущества фирмы (корпорации) является его многосторонний характер. Она не ограничивается только учетом одних затрат на создание или приобретение объекта. В процессе оценки обязательно учитывается совокупность рыночных факторов: факторы времени и риска, рыночная конъюнктура (спрос и предложение на объекты оценки), уровень конкуренции, особенности оцениваемого объекта и т. д.
При проведении оценки могут ставиться самые различные цели:
Процесс оценки стоимости имущества фирмы (корпорации) включает восемь примерных этапов:
Определение стоимости предприятия в рамках затратного подхода осуществляется по методике чистых активов, которая базируется на результатах финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия, отраженных в статьях бухгалтерского баланса как разницы между стоимостью его совокупных активов и пассивов.
Преимущество данной методики
состоит в том, что, во-первых, на
сегодняшний день она является официально
утвержденным стандартом оценки бизнеса,
во-вторых, ее использование достаточно
просто и не требует детального анализа
финансово-экономической
В соответствии с порядком расчета по данной методике под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы пассивов, принимаемых к расчету.
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
Оценка предприятия
с применением доходного
Оценка основана на том принципе, что потенциальный покупатель не заплатит за долю в предприятии больше, чем она может принести доходов в будущем.
Оценка будущих доходов производится с учётом фактора изменения стоимости денег во времени - доход, полученный в настоящий момент времени, имеет для инвестора большую ценность, чем такой же доход, который будет получен в будущем.
Общая стоимость рассчитывается как сумма потоков доходов от деятельности бизнеса в прогнозный период, приведенная к текущему уровню цен, плюс стоимость бизнеса в постпрогнозный период.
В рамках доходного подхода применяют в основном две методики оценки:
2.1. Метод прямой капитализации
Доходный подход рассматривает бизнес как долгосрочный актив, приносящий владельцу определенный доход. Метод прямой капитализации отождествляет бизнес с финансовым активом определенного рода - бессрочной рентой. Особенностями этого актива являются:
2.2. Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков доходов
Данный метод доходного подхода применяют для оценки предприятий находящихся в стадии интенсивного развития бизнеса, для оценки компаний, в отношении которых нет основания предполагать, неограниченный срок жизни. Срок жизни бизнеса может быть ограничен договорами аренды, падением спроса на выпускаемую продукцию и т.д.
Согласно
методу дисконтирования денежных потоков
стоимость предприятия
Для готовых бизнесов длительность прогнозного периода соответствует оставшемуся эффективному сроку жизни бизнеса и отражает возможность прогнозирования сроков получения доходов от деятельности бизнеса с разумной степенью вероятности их получения, без дополнительных, существенных финансовых вложений в оцениваемый бизнес.
Оставшийся эффективный прогнозируемый срок жизни может быть ограничен сроком экономической жизни продукта, сроком экономической жизни товара, моральным и физическим износом оборудования и технологий производства, сроками аренды производственных и офисных площадей, перспективами рынка, на котором работает оцениваемый бизнес.
На величину риска получения доходов в сторону увеличения или уменьшения влияет ряд факторов. Учет рисков инвестирования в бизнес при определении стоимости предприятия доходным подходом производится подбором адекватной рискам ставки капитализации или дисконта, применяемой для определения текущей стоимости ожидаемых от бизнеса денежных потоков.