Основы построения и функционирования системы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

В настоящее время четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации предприятий. Этими факторами стали: рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг; рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг; финансовый рынок; рынок труда; окружающая природная среда. Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие предприятия условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Содержание

Введение
3

1 Терминологический аппарат системы управления организацией


1.1Понятие «система»
5

1.2Структура системы управления
7

2 Системный подход к организации управления для достижения эффективного управления
11

Заключение
18

Список использованных источников
20

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент реферат.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  3
1 Терминологический аппарат системы управления организацией                                                                                                   
1.1Понятие  «система»                                                                                            5
1.2Структура  системы управления                                                                      7
2 Системный  подход к организации управления  для достижения эффективного  управления  11
Заключение                                                                                                            18
Список  использованных источников      20

 
 
 
 

                                                                
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

     «Система  управления организации» - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

     В настоящее время четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации предприятий. Этими факторами стали: рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг; рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг; финансовый рынок; рынок труда; окружающая природная среда. Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие предприятия условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

     Объектом  исследования в данной работе является система управления организацией. Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем, возникающих в процессе управления организацией.

     Целью написания данного реферата является изучение основ функционирования систем управления организацией. Для достижения поставленной цели, возникает необходимость   решения некоторых задач:

     1) ознакомиться с понятиями: система и структура системы управления;

     2) изучить основные типы управления организациями;

     3) проанализировать принципы построения и функционирования систем управления.

     Методологической  и теоретической базой исследования послужили основные положения теории управления персоналом, работы ведущих отечественных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись следующие методы:  анализ литературы, монографический, абстрактно – логический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
 

     1.1 Понятие «система» 

     Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих  между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков  следует назвать: множественность  элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.  Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь, что может быть проиллюстрировано следующим образом ( рисунок 1).

         

     Рисунок  1 - Схема функционирования системы 

     Управление  – это процесс воздействия  на систему с целью поддержания  заданного или перевода её в новое  состояние.

     Система управления:

     -механизм такого воздействия;

     -совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении, что можно проиллюстрировать (рисунок 2). 
 
 

       

     Рисунок  2 - Схема системы с механизмом управления 

     Система  управления – это  способ  взаимодействия между субъектом и объектом управления,  способ  построения  взаимосвязи между уровнями управления  и функциональными  областями,  обеспечивающий оптимальное  при  данных  условиях достижение  целей  организации [12].  Таким образом,  «организационная  структура управления» – одно  из  ключевых  понятий менеджмента,  тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий, что и отраженно на рисунке 3. 

         

       Рисунок 3 -  Схема системы управления организации 

     Очевидно, что именно система управления организации  имеет возможность адекватно  реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой. 

     1.2 Структура системы  управления 

Такие авторы как  В.Д Дорофеев, Э.М Коротков, И.Н Герчикова, в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы: 

     
  • структура управления;
  • техника управления;
  • функции управления;
  • методология управления .

     Систему управления организацией можно представить следующим образом (таблица 1). 

     Таблица 1 - Структура элементов системы управления организации 

     Система управления
     Подсистемы
Методология управления Процесс управления Структура управления Техника управления
     Элементы систем управления
Цели, задачи 

Законы  и принципы 

Методы  и функции 

Технология  и практика управления

     
Коммуникации 

Схема процесса 

Разработка  и реализация решений 

Информационное  обеспечение 
 

     
Функциональные  структуры 

Схемы организационных отношений 

Организационные структуры 

Профессионализм персонала

     
Система документооборота 

Информационные  каналы 

Компьютерная и оргтехника, офисная мебель

     

 

     При этом, систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как  некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как  управленческую деятельность.

     Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

     - функциональную и организационную  структуру, схему организационных  отношений, профессионализм персонала;

     -  компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети  связи), систему документооборота. Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия.

     Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

     Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

     Наибольший  интерес представляет структура  управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между  ними полномочий и ответственности  часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.

     Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов[5]:

  1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
  2. Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
  3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».
  4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
  5. Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

     Таким образом, в  наше  время происходит  невиданный  прогресс знания,  который,  с  одной  стороны,  привел  к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил  человечество  перед  необходимостью  их  систематизации,  отыскания  общего  в  частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее  общем виде  под системой  понимается  совокупность  взаимосвязанных  элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство . Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование  нового  подхода в науке – системного  подхода.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы построения и функционирования системы управления предприятием