Основы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

Качество – емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов.
Качество продукции – определенная совокупность свойств продукции, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Управление качеством продукции – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Значение стандартизации и сертификации…………………………........4
1.1 Международные организации по стандартизации и качеству продукции……………………………………………………………..5
1.2 Основа Государственной системы стандартизации Российской Федерации……………………………………………………………..7
2. Система качества…………………………………………………….........10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Основы управления качеством.docx

— 27.39 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Правовые  основы хозяйственной деятельности пищевых предприятий»

на тему: «Основы управления качеством продукции»

 

 

 

Работу выполнил:

студент группы ПТ-595

Кульгускина А.М.

Работу проверил:

Александрова Н.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Значение стандартизации и сертификации…………………………........4
    1. Международные организации по стандартизации и качеству продукции……………………………………………………………..5
    2. Основа Государственной системы стандартизации Российской Федерации……………………………………………………………..7
  2. Система качества…………………………………………………….........10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Качество –  емкая, сложная и универсальная  категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов.

Качество продукции  – определенная совокупность свойств продукции, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Управление качеством  продукции – это целенаправленный процесс воздействия на объекты  управления, осуществляемый при создании и использовании продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Значение стандартизации и сертификации

Система качества – совокупность организационной структуры, распределения  ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее  руководство качеством. Это определение  дано в международном стандарте  ИСО 8402.

Управление качеством  во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой  нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных  документов, имеющих юридическую  силу.

Стандарт – это нормативно-технический  документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим  условиям.

Технические условия –  это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к  государственным стандартам, а при  их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому  документу техническое описание, рецептура, образец-эталон.

Стандарты определяют порядок  и методы планирования повышения  качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества.

Управление качеством  продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

 

 

 

1.1 Международные  организации по стандартизации  и качеству продукции

Превышение предложения  над спросом, конкурентная борьба за покупателя привели к необходимости  выработки объективных показателей, позволяющих оценить способность  фирмы производить продукцию  с необходимыми качественными характеристикам.. При этом качество изготовляемой  и поставляемой продукции должно быть стабильным, устойчивым в течение  всего времени действия контракта. Гарантом стабильности является наличие  у фирмы-производителя системы  качества, соответствующей международно-признанным стандартам.

Международная организация  по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. ОНН на заседании Комитета по координации  стандартов ООН с целью содействия стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи; для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической, экономической деятельности.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных  стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением  экспорта, рынка сбыта, поддержания  конкурентоспособности выпускаемой  продукции.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г. в Лондоне. После создания в 1946 г. ИСО присоединилась к ней на автономных правах, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. ИСО – во всех остальных отраслях.

Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении  вопросов стандартизации в области  электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области.

Современные методы менеджмента  качества находят все большее  применение на российских предприятиях. Однако еще имеется отставание от зарубежных фирм.

Например, сертификации продукции (независимое подтверждение соответствия продукции установленным требованиям) в странах с рыночной экономикой внедрена в начале 80-х годов. В  России закон "О сертификации продукции  и услуг" появился в 1992 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основа Государственной  системы стандартизации Российской  Федерации

Основу Государственной  системы стандартизации Российской Федерации (ГСС) составляют пять стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.»

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.»

ГОСТ Р 1.3-92 «Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.»

ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения.»

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.»

В России действуют три  государственных стандарта качества:

ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»

ГОСТ 40.9002-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.»

ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.»

В Государственные стандарты  Российской Федерации включены следующие  положения:

  • Требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии.
  • Требования совместимости и взаимозаменяемости продукции.
  • Методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
  • Основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации.
  • Положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и другие общетехнические правила и нормы.

Условия подготовки систем качества к сертификации:

  • Наличие точно установленных процедур.
  • Незначительное число возвратов/отклонений.
  • Наличие испытательных лабораторий.
  • Высокая производительность.
  • Наличие на предприятиях менеджеров по качеству.
  • Применение статистических методов контроля процессов.
  • Наличие документально оформленных процедур.
  • Наличие организационно оформленных систем качества.
  • Наличие отдела качества.
  • Организация контроля за продукцией.
  • Точное определение ответственности.
  • Организация выявления дефектов.

Сертифицированная система  менеджмента качества является гарантией  высокой стабильности и устойчивости качества продукции, выпускаемой поставщиком.

Наличие сертификата на систему  качества является необходимым условием для сохранения конкурентных преимуществ  на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система качества

Система качества создается  и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и  достижение поставленной цели.

Политика предприятия  в области качества формируется  высшим руководством предприятия.

Система качества включает:

  • обеспечение качества;
  • управление качеством;
  • улучшение качества.

Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.

В системе качества функционируют  заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:

  • Маркетинг, поиск и изучение рынка.
  • Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.
  • Материально-техническое снабжение.
  • Подготовка и разработка технических процессов.
  • Производство.
  • Контроль, проведение испытаний и обследований.
  • Упаковка и хранение.
  • Реализация и распределение
  • Монтаж и эксплуатация.
  • Техническая помощь в обслуживании.
  • Утилизация после использования.

Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области  качества.

При формировании политики могут быть следующие направления:

  • улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;
  • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • снижение дефектности и др.

Политика в области  качества должна быть изложена в специальном  документе, оформлена в виде программы.

Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции  или деятельности фирмы.

Деятельность по гарантии качества включает:

  • планирование и проектирование;
  • проектирование технологических процессов и подготовка производства;
  • изготовление;
  • проверка качества;
  • предотвращение ухудшения качества;
  • реклама;
  • сбыт;
  • послепродажное обслуживание;
  • получение информации от потребителя;
  • проверка системы гарантии качества.

Руководство предприятия  не только контролирует соответствие качества международным стандартам, но стремится к постоянному совершенствованию  качества.

Специализированные службы изучают потребности потребителей и их требования к качеству продукции.

Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Для этого контроль качества осуществляется по всей технологической  цепочке:

  • входной контроль материалов и комплектующих изделий обеспечивается соответствующими лабораториями;
  • в производствах завода совмещаются методы активного контроля, встроенные в технологическое оборудование, а также выборочный или полный контроль по операциям и окончательный контроль готовых изделий;
  • лаборатории оснащены специальными стендами для периодических испытаний изделий.

Информация о работе Основы управления качеством продукции