Особенности Российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития.Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе- восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития.
Чтобы воспользоваться"окном возможностей",важно определить,какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию.

Вложенные файлы: 1 файл

пример 18.docx

— 81.02 Кб (Скачать файл)
  1. новые специализированные хозяйственные единицы (нововведение имеет большую стратегическую значимость, однако слабо связано с основным производством);

  1. микроотделы новых рискованных инициатив (нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость, но при этом сильно связано с основным производством);

  1. независимые хозяйственные единицы (нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость и совершенно не связано с основным производством).

На государственном уровне, устанавливаются образцы,нормы социального действия и поведения,осуществляется контроль за их выполнением,а также координация и взаимодействие различных секторов экономики.

Почему необходимы государственное управление,прогнозирование и регулирование?В системе вертикального взаимодействия функционируют различные формы собственности.Разнообразие форм собственности предопределяет различие целей функционирования,единство и различие интересов субъектов и объектов, как государственного управления,так и менеджмента в коммерческих,негосударственных структурах.

Формирующаяся система организационно-управленческих,социально-экономических и межличностных отношений в различных формах собственности характеризуется существенным различием как по сути, так и по содержанию.Поэтому при выборе модели мотивационного механизма и государственного управления и менеджмента горизонтальных структур необходимо выявить структуру организационно-управленческих отношений,определяя потребности,стимулы и мотивы субъектов и объектов.

В результате изменений на западном рынке,появились новые типы технологий,и ускорилась их обновляемость.Уже сейчас более быстрое обновление некоторых видов товаров становится характерным и для российского потребительского рынка.

Стихийная сила рынка не в состоянии обеспечить эффективное функционирование экономики, а тем более развитие современного конкурентоспособного производства.Сама жизнь требует соответствующего централизованного и прогнозируемого развития экономики.

Современное производство глубоко дифференцировано и диверсифицировано в различных отраслях,специализирующихся на выпуске определенной продукции. Но по мере дифференциации,возникновения все новых и новых отраслей возрастает роль межотраслевой координации,кооперирования связей, причем не только отраслей,но и экономических районов и территорий.Естественно,что ни отдельный собственник,ни даже крупная корпорация не в состоянии эффективно реализовать объективную тенденцию централизации.Эта тенденция и находит свое выражение в государственном управлении и регулировании.

В условиях современной научно-технической революции уже существуют и возникают вновь такие отрасли производства,техники и науки(атомная энергетика,электроника,космическая техника и др.),организовать и усиленно развивать которые в рамках собственности отдельной корпорации,не говоря уже об отдельном собственнике,невозможно.Здесь нужно объединение,концентрация огромных средств и материалов,усилий больших коллективов ученых, инженеров,рабочих. Система государственного управления является тем органом, который вынужден брать на себя эти сложные,динамически развивающиеся,подчас противоречивые функции.

Теория и практика современного менеджмента в России еще не освоены,а отечественные менеджеры пока не овладели должным образом передовым опытом.

Капиталовложения сами по себе не дают оптимального эффекта. Качество продукции и производительность труда рабочих зависят от качества современного менеджмента.Профессиональные менеджеры определяют,изучают и анализируют проблемы. Они с головой уходят в специализацию,стандартизацию,эффективность,производительность и оперирование цифрами. Однако они идут на всякие увертки,когда надо принимать сложные решения.Иногда они жалко выглядят,когда им поручают добиться прибыльности,обеспечить нормальную работу и продвинуть организацию на новые рубежи.Менеджеры слишком мало занимаются своими рабочими,они их побаиваются.

Стандартное образование больше не обеспечивает будущих высших руководителей(президентов)глубоким практическим знанием производственно-технологической базы их компаний.Им нужны финансовые,юридические,социально-психологические и другие знания.Остроту проблемы усугубляют утрата перспективы и отсутствие чувства целостности системы. Менеджерам не хватает гуманитарного образования,широты взглядов,чувства истории.

По мере того как менеджеры продвигаются по служебной лестнице, их собственные интеллектуальные способности совершенствуются,а в характере переплетаются очень разные,порой противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции,лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму,склонность к риску и трезвый расчет и т.д.Однако все это касается в основном интеллектуально-волевых,а не эмоционально-душевных качеств, т.е.тех черт личности,которые необходимы руководителю для правильного общения с людьми.

Решающее значение для выявления сущности менеджмента имеет собственность,которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации.Приватизация означает приобретение юридическими или физическими лицами у государства и местных органов управления в частную собственность:предприятий и их подразделений;материальных и нематериальных активов предприятий;долей, паев,акций государства и местных органов управления в капитале акционерных обществ и товариществ;долей паев, акций приватизируемых предприятий в капитале иных АО и товариществ,предприятий с участием иностранного капитала,коммерческих банков, концернов,союзов и других объединений предприятий.

Приватизация осуществляется несколькими способами:продажей акций акционерного общества открытого типа; продажей предприятий на аукционе; продажей предприятий по коммерческому конкурсу;инвестиционными торгами; продажей активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий;выкупом арендованного имущества.

Целями приватизации являются: создание слоя частных собственников;повышение эффективности работы предприятий;социальная защита работников;содействие финансовой стабилизации;создание конкурентной среды; демонополизация и привлечение иностранных инвестиций.

Важная роль в решении этих задач принадлежит менеджменту и профессионалам-менеджерам.Для наглядности взаимодействие собственника(правления,директората),исполнительного директора(главного менеджера),производственного менеджера и финансового менеджера покажем на схеме (рис.1.2). Их отношения регулируются контрактами,тем не менее большую роль играют личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и процветанию корпорации.

Действия предпринимателя определяются главным образом поведением поставщиков,потребителей и конкурентов,а действия финансового менеджера —поведением инвесторов,акционеров,кредиторов(включая коммерческие банки, финансовые органы, в том числе налоговые инспекции,страховые компании).

Собственник или лица, уполномоченные собственником управлять его имуществом,всоответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия,определяют цели его деятельности,реорганизации и ликвидации,осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества,распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником,так и субъектом,управляющим его имуществом на праве полного хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.Отношения субъекта,управляющего предприятием,и собственника имущества регламентируются контрактом.

Контракт на ведение предпринимательской деятельности,заключаемый предпринимателем и собственником имущества,определяет взаимные обязательства сторон, устанавливает ограничения прав использования имущества и осуществления отдельных видов деятельности.

В том случае, когда предприниматель и собственник— одно лицо,ему принадлежит право ведения предпринимательской деятельности путем учреждения и приобретения предприятия,найма и увольнения работников,полного распоряжения прибылью после выполнения обязательств перед бюджетами и банками.

Менеджеры в своей деятельности руководствуются следующими организационно-экономическими принципами.

  1. Равенством производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.

  1. Равновесием цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения.

  1. Экономическим регулированием самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).

  1. Использованием юридических законов для экономического регулирования.

  1. Наличием конкуренции как условия экономического прогресса и экономического регулирования.

2. Отношения государственного управления  и менеджмента.

 

Управление появилось,во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых,с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих,с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка,в координации и регулировании развития различных сфер деятельности и т.д.

Существует ли взаимосвязь государственного управления и менеджмента?Хотя значения русского слова«управление»и английского«менеджмент»близки,их нельзя трактовать однозначно— следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.

Принципиальные различия в трактовке и применении этих понятий доступны,правда, только в основном,управленцам-практикам и ученым, изучающим историю развития управленческой мысли. Крайне важно разобраться в их происхождении,сути, содержании,а также в их взаимосвязи и различии(табл. 1.1).

Понятие управления вообще и государственного управления в частности намного шире принятого понятия «менеджмент»в США, Европе,Японии.Государственное,а тем более социальное управление,применяется к самым различным видам человеческой деятельности.

Имеются три основные области, сферы управления:

  1. управление системами машин, технологическими процессами и вообще процессами, имеющими место при целенаправленном воздействии человека на природу;

  1. управление деятельностью коллективов, решающих ту или иную задачу;

  1. управление процессами, происходящими в живых организмах.

Система государственного управления России имеет дело с социально-экономическими процессами,происходящими в многоукладной экономике,— в государственном,смешанном,частном секторе,а также в общественных некоммерческих организациях,применяя специфические,методы регулирования,своеобразные экономические и организационные способы мотивирования и регулирования поведения различных структур хозяйствования в системе рыночных отношений.

 

3. Разграничение  сфер деятельности между государственным  и рыночным секторами экономики.

 

В условиях реформирования системы управления проблема разграничения сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики приобретает особую актуальность.Возможно ли ввести приемы и методы работы рыночного сектора в государственную сферу и до какой степени такое возможно?Мнения практиков и ученых разделились.Одни отстаивают мнение о неприменимости методов рыночного сектора для государственной сферы, другие делают упор на черты сходства между ними,высказывая мнение, что любые различия между рыночным сектором и государственной сферой будут постепенно стираться.

Сторонники мнения о неприменимости методов деятельности рыночного сектора к государственному приводят следующие аргументы:

• государственные учреждения и организации не испытывают на себе влияния конкуренции и не имеют никаких стимулов для снижения затрат и повышения эффективности;

• цели деятельности в государственной сфере — служить обществу, сохранять законность и порядок, бороться с бедностью,повышать благосостояние населения и др.;

• государственные учреждения и организации гораздо больше подвержены влиянию со стороны политиков,групп давления,избирателей— тех, кто так или иначе заинтересован в деятельности государственного сектора;

• функции государственной сферы ограничиваются законотворчеством;

• государственная деятельность основана на налогообложении,а не на плате за ее услуги;

• определенные виды деятельности должны обеспечиваться только государством(оборона, правопорядок,социальная сфера и др.) и не могут быть отданы на откуп рынку.

Сторонники конвергенции государственной сферы и рыночного сектора считают, что различия между ними будут стираться, и это уже проявляется в следующем:

• государственные учреждения начинают взимать плату за некоторые услуги;

• рыночный сектор тоже заинтересован в решениях,принимаемых политиками,особенно тогда,когда некоторые фирмы сталкиваются с повышением затрат и снижением продаж;

• деятельность рыночного сектора также ограничивается законодательны-ми актами;

• имеет место партнерство государственной сферы и рыночного сектора на местном уровне, например в работе по улучшению коммунального хозяйства.

Информация о работе Особенности Российского менеджмента