Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:07, контрольная работа
Краткое описание
Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития.Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе- восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития. Чтобы воспользоваться"окном возможностей",важно определить,какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию.
новые специализированные хозяйственные
единицы (нововведение имеет большую стратегическую значимость,
однако слабо связано с основным производством);
микроотделы новых рискованных инициатив (нововведение имеет неопределенную стратегическую
значимость, но при этом сильно связано
с основным производством);
независимые хозяйственные
единицы (нововведение имеет неопределенную
стратегическую значимость и совершенно
не связано с основным производством).
На государственном уровне,
устанавливаются образцы,нормы социального
действия и поведения,осуществляется
контроль за их выполнением,а также координация
и взаимодействие различных секторов
экономики.
Почему необходимы государственное
управление,прогнозирование и регулирование?В
системе вертикального взаимодействия
функционируют различные формы собственности.Разнообразие
форм собственности предопределяет различие
целей функционирования,единство и различие
интересов субъектов и объектов, как государственного
управления,так и менеджмента в коммерческих,негосударственных
структурах.
Формирующаяся система организационно-управленческих,социально-экономических
и межличностных отношений в различных
формах собственности характеризуется
существенным различием как по сути, так
и по содержанию.Поэтому при выборе модели
мотивационного механизма и государственного
управления и менеджмента горизонтальных
структур необходимо выявить структуру
организационно-управленческих отношений,определяя
потребности,стимулы и мотивы субъектов
и объектов.
В результате изменений на западном
рынке,появились новые типы технологий,и
ускорилась их обновляемость.Уже сейчас
более быстрое обновление некоторых видов
товаров становится характерным и для
российского потребительского рынка.
Стихийная сила рынка не в состоянии
обеспечить эффективное функционирование
экономики, а тем более развитие современного
конкурентоспособного производства.Сама
жизнь требует соответствующего централизованного
и прогнозируемого развития экономики.
Современное производство глубоко
дифференцировано и диверсифицировано
в различных отраслях,специализирующихся
на выпуске определенной продукции. Но
по мере дифференциации,возникновения
все новых и новых отраслей возрастает
роль межотраслевой координации,кооперирования
связей, причем не только отраслей,но и
экономических районов и территорий.Естественно,что
ни отдельный собственник,ни даже крупная
корпорация не в состоянии эффективно
реализовать объективную тенденцию централизации.Эта
тенденция и находит свое выражение в
государственном управлении и регулировании.
В условиях современной научно-технической
революции уже существуют и возникают
вновь такие отрасли производства,техники
и науки(атомная энергетика,электроника,космическая
техника и др.),организовать и усиленно
развивать которые в рамках собственности
отдельной корпорации,не говоря уже об
отдельном собственнике,невозможно.Здесь
нужно объединение,концентрация огромных
средств и материалов,усилий больших коллективов
ученых, инженеров,рабочих. Система государственного
управления является тем органом, который
вынужден брать на себя эти сложные,динамически
развивающиеся,подчас противоречивые
функции.
Теория и практика современного
менеджмента в России еще не освоены,а
отечественные менеджеры пока не овладели
должным образом передовым опытом.
Капиталовложения сами по себе
не дают оптимального эффекта. Качество
продукции и производительность труда
рабочих зависят от качества современного
менеджмента.Профессиональные менеджеры
определяют,изучают и анализируют проблемы.
Они с головой уходят в специализацию,стандартизацию,эффективность,производительность
и оперирование цифрами. Однако они идут
на всякие увертки,когда надо принимать
сложные решения.Иногда они жалко выглядят,когда
им поручают добиться прибыльности,обеспечить
нормальную работу и продвинуть организацию
на новые рубежи.Менеджеры слишком мало
занимаются своими рабочими,они их побаиваются.
Стандартное образование больше
не обеспечивает будущих высших руководителей(президентов)глубоким
практическим знанием производственно-технологической
базы их компаний.Им нужны финансовые,юридические,социально-психологические
и другие знания.Остроту проблемы усугубляют
утрата перспективы и отсутствие чувства
целостности системы. Менеджерам не хватает
гуманитарного образования,широты взглядов,чувства
истории.
По мере того как менеджеры
продвигаются по служебной лестнице, их
собственные интеллектуальные способности
совершенствуются,а в характере переплетаются
очень разные,порой противоположные черты:
стремление к сотрудничеству и конкуренции,лаконичность
стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму,склонность
к риску и трезвый расчет и т.д.Однако все
это касается в основном интеллектуально-волевых,а
не эмоционально-душевных качеств, т.е.тех
черт личности,которые необходимы руководителю
для правильного общения с людьми.
Решающее значение для выявления
сущности менеджмента имеет собственность,которая
в настоящее время тесно связана с ходом
приватизации.Приватизация означает приобретение
юридическими или физическими лицами
у государства и местных органов управления
в частную собственность:предприятий
и их подразделений;материальных и нематериальных
активов предприятий;долей, паев,акций
государства и местных органов управления
в капитале акционерных обществ и товариществ;долей
паев, акций приватизируемых предприятий
в капитале иных АО и товариществ,предприятий
с участием иностранного капитала,коммерческих
банков, концернов,союзов и других объединений
предприятий.
Приватизация осуществляется
несколькими способами:продажей акций
акционерного общества открытого типа;
продажей предприятий на аукционе; продажей
предприятий по коммерческому конкурсу;инвестиционными
торгами; продажей активов ликвидируемых
и ликвидированных предприятий;выкупом
арендованного имущества.
Целями приватизации являются:
создание слоя частных собственников;повышение
эффективности работы предприятий;социальная
защита работников;содействие финансовой
стабилизации;создание конкурентной среды;
демонополизация и привлечение иностранных
инвестиций.
Важная роль в решении этих
задач принадлежит менеджменту и профессионалам-менеджерам.Для
наглядности взаимодействие собственника(правления,директората),исполнительного
директора(главного менеджера),производственного
менеджера и финансового менеджера покажем
на схеме (рис.1.2). Их отношения регулируются
контрактами,тем не менее большую роль
играют личные контакты, взаимное доверие,
стремление к сотрудничеству и процветанию
корпорации.
Действия предпринимателя определяются
главным образом поведением поставщиков,потребителей
и конкурентов,а действия финансового
менеджера —поведением инвесторов,акционеров,кредиторов(включая
коммерческие банки, финансовые органы,
в том числе налоговые инспекции,страховые
компании).
Собственник или лица, уполномоченные
собственником управлять его имуществом,всоответствии
с законом и учредительными документами
решают вопросы создания предприятия,определяют
цели его деятельности,реорганизации
и ликвидации,осуществляют контроль за
эффективностью использования и сохранностью
имущества,распоряжаются финансовыми
ресурсами и проводят самостоятельную
финансовую политику.
Предпринимательская деятельность
может осуществляться как самим собственником,так
и субъектом,управляющим его имуществом
на праве полного хозяйственного ведения
с установлением пределов такого ведения
собственником имущества.Отношения субъекта,управляющего
предприятием,и собственника имущества
регламентируются контрактом.
Контракт на ведение предпринимательской
деятельности,заключаемый предпринимателем
и собственником имущества,определяет
взаимные обязательства сторон, устанавливает
ограничения прав использования имущества
и осуществления отдельных видов деятельности.
В том случае, когда предприниматель
и собственник— одно лицо,ему принадлежит
право ведения предпринимательской деятельности
путем учреждения и приобретения предприятия,найма
и увольнения работников,полного распоряжения
прибылью после выполнения обязательств
перед бюджетами и банками.
Менеджеры в своей деятельности
руководствуются следующими организационно-экономическими
принципами.
Равенством производителей
(продавцов) и потребителей (покупателей)
перед внешними факторами.
Равновесием цен (курсов, процентных
ставок) на основе сбалансированности
спроса и предложения.
Экономическим регулированием
самостоятельных действий субъектов рыночных
отношений (производителей, продавцов,
посредников, потребителей, покупателей).
Использованием юридических
законов для экономического регулирования.
Наличием конкуренции как условия
экономического прогресса и экономического
регулирования.
2.
Отношения государственного управления
и менеджмента.
Управление появилось,во-первых,
с разделением и специализацией труда;
во-вторых,с необходимостью организации
коллектива для достижения какой-либо
цели; в-третьих,с необходимостью в защите
и охране социума, в установлении определенного
законопорядка,в координации и регулировании
развития различных сфер деятельности
и т.д.
Существует ли взаимосвязь
государственного управления и менеджмента?Хотя
значения русского слова«управление»и
английского«менеджмент»близки,их нельзя
трактовать однозначно— следует учитывать
макро- и микроэкономические подходы,
принципы и методы хозяйствования.
Принципиальные различия в
трактовке и применении этих понятий доступны,правда,
только в основном,управленцам-практикам
и ученым, изучающим историю развития
управленческой мысли. Крайне важно разобраться
в их происхождении,сути, содержании,а
также в их взаимосвязи и различии(табл.
1.1).
Понятие управления вообще
и государственного управления в частности
намного шире принятого понятия «менеджмент»в
США, Европе,Японии.Государственное,а
тем более социальное управление,применяется
к самым различным видам человеческой
деятельности.
Имеются три основные области,
сферы управления:
управление системами машин,
технологическими процессами и вообще
процессами, имеющими место при целенаправленном
воздействии человека на природу;
управление деятельностью коллективов,
решающих ту или иную задачу;
управление процессами, происходящими
в живых организмах.
Система государственного управления
России имеет дело с социально-экономическими
процессами,происходящими в многоукладной
экономике,— в государственном,смешанном,частном
секторе,а также в общественных некоммерческих
организациях,применяя специфические,методы
регулирования,своеобразные экономические
и организационные способы мотивирования
и регулирования поведения различных
структур хозяйствования в системе рыночных
отношений.
3. Разграничение
сфер деятельности между государственным
и рыночным секторами экономики.
В условиях реформирования
системы управления проблема разграничения
сфер деятельности между государственным
и рыночным секторами экономики приобретает
особую актуальность.Возможно ли ввести
приемы и методы работы рыночного сектора
в государственную сферу и до какой степени
такое возможно?Мнения практиков и ученых
разделились.Одни отстаивают мнение о
неприменимости методов рыночного сектора
для государственной сферы, другие делают
упор на черты сходства между ними,высказывая
мнение, что любые различия между рыночным
сектором и государственной сферой будут
постепенно стираться.
Сторонники мнения о неприменимости
методов деятельности рыночного сектора
к государственному приводят следующие
аргументы:
• государственные учреждения
и организации не испытывают на себе влияния
конкуренции и не имеют никаких стимулов
для снижения затрат и повышения эффективности;
• цели деятельности в государственной
сфере — служить обществу, сохранять законность
и порядок, бороться с бедностью,повышать
благосостояние населения и др.;
• государственные учреждения
и организации гораздо больше подвержены
влиянию со стороны политиков,групп давления,избирателей—
тех, кто так или иначе заинтересован в
деятельности государственного сектора;
• функции государственной
сферы ограничиваются законотворчеством;
• государственная деятельность
основана на налогообложении,а не на плате
за ее услуги;
• определенные виды деятельности
должны обеспечиваться только государством(оборона,
правопорядок,социальная сфера и др.) и
не могут быть отданы на откуп рынку.
Сторонники конвергенции государственной
сферы и рыночного сектора считают, что
различия между ними будут стираться,
и это уже проявляется в следующем:
• государственные учреждения
начинают взимать плату за некоторые услуги;
• рыночный сектор тоже заинтересован
в решениях,принимаемых политиками,особенно
тогда,когда некоторые фирмы сталкиваются
с повышением затрат и снижением продаж;
• деятельность рыночного сектора
также ограничивается законодательны-ми
актами;
• имеет место партнерство
государственной сферы и рыночного сектора
на местном уровне, например в работе по
улучшению коммунального хозяйства.