Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:07, контрольная работа
Краткое описание
Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития.Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе- восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития. Чтобы воспользоваться"окном возможностей",важно определить,какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию.
Наиболее общей точкой зрения
является та, что менеджмент— это специальность,профессия
и квалификация,требующая фундаментального
основания:экономического,технологического,информационного,юридически-правового,социально-психологического
и т.д. В связи с этим; возникают серьезные
теоретические и практические задачи
отбора и формирования профессионального
корпуса управленцев,организаторов,менеджеров.Будущих
менеджеров нужно готовить в вузах как
на экономической и технологической,так
и на инженерной базе, начиная с низшей
ступени:референт, помощник,советник,
консультант руководителя.
Не исключается возможность
подготовки менеджера как специалиста
смешанного типа: экономиста-менеджера,инженера-менеджера,технолога-менеджера,юриста-менеджера,товароведа-менеджера,коммерсанта-менеджера,предпринимателя-менеджера,врача-менеджера
и т.д.
Особенность специальности
заключается в ее соединении с другими
специальностями в процессе первого высшего
образования.
Практика подтверждает необходимость
подготовки профессиональных менеджеров
в системе второго образования,но это
вовсе не значит, что следует исключить
первое образование.Профессионализм в
любом деле формируется лучше, если он
формируется с «чистого листа». Специальность«Менеджмент»в
этом случае не исключение.
Менеджмент по опыту цивилизованных
индустриально развитых стран,да и по
опыту реформирования управления в России,
необходимо рассматривать как инновационный
тип управления в системе горизонтальных
рыночных отношений между производителями,потребителями
и посредниками.
Системно-инновационный тип
управления порожден потребностями открытой
либеральной экономики и обладает вполне
определенными чертами.К ним относятся:приоритеты
экономических интересов и процессов,важность
человеческого фактора, гибкие организационные
формы, конкурентоспособные системы управления,профессиональная
подготовка менеджеров.
Профессионализация менеджмента
обусловлена нарастающей сложностью управления,которая
определяется не столько увеличением
масштабов управления,сколько усложнением
его структуры и технологии,усилением
динамики, повышением социальной ответственности,обострением
конкуренции.Современный менеджмент—
это управление в условиях экономического
риска и угрозы банкротства.
Профессионализация менеджмента
определяется шестью факторами:
профессиональной подготовкой
самого менеджера;
профессионализмом персонала управления;
организационными и социально-экономическими условиями, в которых
возможно проявление профессионализма,
его практическая реализация;
стимулированием реализации
потенциала менеджера в созидательном
труде;
духовностью, терпимостью и
поиском правды;
созидательным проявлением
любви к Родине.
В своей профессиональной деятельности
менеджер, как функциональный работник,
так и системный руководитель корпоративного
управления,выполняет разные роли:генератора
идей; концептолога— проводника концепции
управления;инноватора— как защитника,так
и организатора реализации инноваций;организатора—
проектировщика организационных структур;
арбитра— главного лица в решении конфликтов;эксперта—
человека,умеющего провести анализ и дать
объективную оценку; консультанта— специалиста,способного
дать полезные рекомендации,советы и установки.Наконец,
менеджер— это лидер,руководитель,принимающий
решения и берущий на себя ответственность.
Профессионализм созидания
и законопослушность управленцев и менеджеров
должны стать основной мерой их ценности,поэтому
профессиональное отношение к любому
виду деятельности должно воспитываться
как осознанная необходимость не только
выживания,но и цивилизованного развития.
Разрабатывая модель специальности«Менеджмент»и
квалификационные требования к ней, рекомендуется
исходить из оценки четырех типов характеристик
потребительной стоимости данного специфического
товара:
профессионально-квалификационных,
определяющих основное предназначение
кадрового менеджера и обусловленных
в свою очередь уровнем и содержанием
его знаний, умения и навыков;
физических, связанных с социально-демографической ситуацией в стране (регионе);
психомотивационных, включающих психофизиологические особенности и мотивационный механизм профессиональной деятельности специалиста;
специфических, отражающих
конкретные желания и предпочтения работодателя
в отношении потребительной стоимости
специальности «Менеджмент».
В настоящее время основное
внимание акцентируется не столько на
профессиональной способности к труду,
сколько на особенностях потребительского
спроса на рабочую силу. Поэтому важно
изменить ситуацию купли-продажи рабочей
силы путем смены подхода к построению
системы содействия занятости населения
и профессиональной подготовки кадров,
перехода от системы«рабочая сила— покупатель»к
системе «покупатель— рабочая сила».
Такой подход будет содействовать интеграции
труда и соответствующего рынка с другими
факторами производства и рынка, способствуя
удовлетворению потребности в товарах
и услугах наиболее целесообразным образом.
Модельличности специалиста—
это динамическая система свойств и качеств,необходимых
квалифицированному работнику для оптимального
выполнения профессиональных функций
в рыночных условиях хозяйствования(рис.
3.2).
Прогностическая ценность этой
модели заключается в выявлении эффективных
способов, методов обучения и воспитания
работника,отвечающего ожиданиям работодателя.Практическая
ценность состоит в создании основы для
маркетинга персонала в корпорациях,муниципальных
образованиях и регионах,корректировке
учебных программ подготовки,например
менеджеров,разработке должностных инструкций
в сфере их профессиональной деятельности.Теоретическая
ценность определяется возможностью нахождения
путей такого соединения рабочей силы
со средствами производства,которое содействовало
бы максимизации прибыли предприятия,корпорации.
В основе модели личности специалиста
лежат принципадекватности,т.е.стремление
обеспечить соответствие потребностям
покупателя рабочей силы,и принципдинамичности,т.е.
возможность периодически корректировать
модель с учетом происходящих изменений.
Построение модели проводится
в два этапа. На первом изучаются и анализируются
предметная и функциональная сущности
профессионального труда для выделения
их базовых компонентов с тем, чтобы спроецировать
практическую деятельность на методологию
познания в процессе обучения.
На втором этапе определяется
комплекс необходимых знаний, умения,мотивов
и способностей к труду. Развитие совокупности
профессионально значимых характеристик
рабочей силы отражает прогрессивную
динамику:знание подготавливает умение;
умение совершенствует навык; навык способствует
зарождению знания на более высоком уровне;мотивы
профессиональной деятельности есть производное
от знаний, умения,навыков и представляемой
перспективы.
Установление и развитие договорных
связей в системе«учреждения профессиональной
подготовки— предприятия»— это, по сути,одна
из форм контрактной системы найма и оплаты
труда,позволяющая при формировании специфической
рабочей силы ориентироваться на желания
и предпочтения работодателя.Заказ на
подготовку конкурентоспособного работника
не должен быть просто формальной заявкой
предприятия учебному заведению.
Будучи заинтересованным в
высокой квалификации потенциального
работника,предприятие расширяет рамки
заказа различными формами участия в его
выполнении.Среди них наиболее эффективными
представляются использование в процессе
обучения хозяйственных ситуаций,характерных
для предприятия,решение конкретной перспективной
задачи по рекомендации предприятия-заказчика,проведение
совместных технико-экономических исследований
силами учебного заведения и предприятия.
Профессионально-квалификационное
продвижение связано с выявлением и использованием
резервов психомотивационного механизма
профессиональной деятельности работника.
Для этого организуется сбор предложений
работников по улучшению деятельности
предприятия и проводятся конкурсы-отборы
по оценке их эффективности.На основе
полученных результатов делаются выводы
о целесообразности и возможности продвижения
работников.
При рассмотрении вопроса продвижения
работника используют как метод интервьюирования
в целях выявления перспективы развития
карьеры,так и метод самооценки возможности
профессионально-квалификационного роста.
На основе собранных материалов
составляют отчет с прогнозом карьеры
данного работника.Аналитический отчет
включает следующие разделы:профессиональные
знания, умение,навыки, характеристики
психо-мотивационного механизма;интересы
в сфере работы и служебного роста; степень
соответствия свойств и качеств работника
его профессионально-квалификационному
статусу; возможные направления развития
карьеры.Полученные исходные данные могут
быть использованы вузами для совершенствования
учебных планов,учебно-методических материалов
и подготовки специалистов по менеджменту
и для переподготовки и повышения квалификации
специалистов по новым рабочим местам
в приоритетных областях деятельности.
В России появляется новый отряд
предпринимателей и профессионалов-менеджеров,высокообразованных,энергичных
и деловых.Большинство из них молоды—
до 35 лет, имеют несколько высших образований,владеют
иностранными языками, обладают острым
умом,мгновенно ориентируются в любой
ситуации.Современные российские менеджеры
по натуре агрессивны,напористы. Цель
их жизни — стать лидером, доказать,что
в России можно делать полезные дела.
Все они отличаются деловитостью,энергичностью,нестандартностью
действий.Они ломают устаревшие нормы
поведения в деловой жизни,экономике,политике,
культуре,искусстве.
Современные менеджеры России,
вступая«в баталии»с иностранцами— у
себя ли, в Европе ли, с удовольствием обыгрывают
их. Наши деловые,предпринимательские
способности слишком долго подавлялись,а
когда наступила свобода действий,то инициатива,предприимчивость
стали извергаться как вулкан.Иностранцев
расслабляют комфортные'условия жизни
и работы. На Западе все регламентировано,расписано,упорядочено,все
давно открыто,запротоколировано.Россия
же кипит,открылись бескрайние горизонты
политики и бизнеса.
Заключение
Подводя итоги можно сказать,
чтовместо полной закрытости или открытости
в стране делается ставка на активную
интеграцию России в мировое сообщество
и хозяйство при одновременной защите
российских производителей от недобросовестной
конкуренции со стороны иностранных участников
рынка. Это - политика здравого смысла,предлагающая
реальные решения соответствующих проблем
с учетом существующих на сегодня бюджетных
и общих ресурсных ограничений.
Подготовка современного менеджмента
позволяет минимизировать социальные
издержки преобразований и отражать угрозы
финансового кризиса.
Достижение этой цели невозможно
без раскрепощения общества,позволяющего
включить его внутренние источники развития.
В стране должно возобладать оптимистическое
мировосприятие,должно восстановиться
практически полностью утраченное доверие
между гражданами и государством,между
гражданами и бизнесом,между бизнесом
и властью.
Для широкомасштабной модернизации
экономики необходимо создать и гарантировать
благоприятный инвестиционный и предпринимательский
климат, проводить предсказуемую и стимулирующую
рост макроэкономическую политику, осуществить
структурную перестройку экономики.
Эти задачи и стоят перед современным
российским менеджментом.