Особенности педагогического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель - раскрыть сущность педагогического менеджмента
Задачи:
- рассмотреть понятие педагогического менеджмента и его принципы.
- дать характеристику функциям педагогического менеджмента
- проанализировать педагогический менеджмент на современном этапе в образовательном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Понятие «педагогический менеджмент»……………………………………. 4
2. Основные функции и принципы педагогического менеджмента………….6
3. Педагогический менеджмент на современном этапе в образовательном процессе.…………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

 

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И  ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Основы управления социально-педагогическими системами

Тема: «Особенности педагогического менеджмента».

 

 

                                      

 

                                            Выполнила: студентка  

                                      группы 4 СОП-41             

                                   Жирохова Я.А. 

                                                   Проверила:  зав.кафедры

                                 Гольцова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец,2012-2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…3 
1. Понятие «педагогический менеджмент»……………………………………. 4 
2. Основные функции и принципы педагогического менеджмента………….6

3. Педагогический менеджмент на современном этапе в образовательном процессе.…………………………………………………………………………11 
Заключение………………………………………………………………………14 
Список литературы………………………………………………………………15

 

Введение

Термин "менеджмент" имеет достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным. В целом - это комплекс общих подходов, форм, приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач. 
Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс - педагогическую технологию.

Вхождение педагогического  менеджмента в образовательный  процесс заставил изменить ортодоксальные взгляды педагогов на свою педагогическую деятельность, наконец, получить новое  качество и удовлетворение в педагогическом процессе. 
До настоящего момента это качество отсутствовало как в процессе передачи знаний, так и в процессе получения их обучающими. Это объясняется остаточным принципом, который продолжает доминировать в деле обучения специалистов, особенно будущих, наносит непоправимый ущерб, проявляется "провалом" в разработке и реализации различных реформ. 
Цель - раскрыть сущность педагогического менеджмента

Задачи:

- рассмотреть понятие педагогического менеджмента и его                      принципы.

- дать характеристику функциям педагогического менеджмента

- проанализировать педагогический менеджмент на современном этапе в образовательном процессе.

 

1. Понятие «педагогический менеджмент»

 

Педагогический  менеджмент изучает управление образованием. Образование – это глобальная система, определяющая будущее состояние  общества и функционирующая в  масштабе всей страны, края, области, города или района.

В качестве субъектов управления в системе  образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования.

Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно  рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь  субъектом управления в рамках системы  Министерства образования РФ, сама является сложной социальной системой, в которой можно выделить такие  подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система  воспитательной работы и др.

Многие особенности  педагогического менеджмента определяются спецификой педагогического процесса.

Характерной особенностью педагогического менеджмента  является государственное управление образовательными системами.

Менеджмент - способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления. Эта трактовка менеджмента помогает выделить ряд сторон, которые и должны быть отражены в определении педагогического менеджмента. Во-первых, общение с людьми, во-вторых, особые управленческие умения, в-третьих, культура управления.

Педагогический  менеджмент – это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях. К. Я. Вазина выделяет два уровня педагогического менеджмента в учебном заведении. Первый уровень – это руководитель учебного заведения и его заместители. Второй уровень, или низшее звено управления – это педагоги, учителя.

Активное  вовлечение учащихся в воспитательную работу - вот суть педагогического  менеджмента, по мнению И. Ф. Харламова. Привлекать учащихся к разработке планов их деятельности, правил требований, советоваться с ними, ставить воспитательно-развивающие  задачи и осуществлять тактический  контроль – вот из чего состоит  педагогический менеджмент. Можно сделать  вывод, что педагогический менеджмент – управление учебно-воспитательным процессом для повышения его  эффективности.  В педагогическом менеджменте выделяют такие функции  управления: прогнозирование, программирование, планирование,  регулирование, контроль, коррекция, анализ пед.процесса.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы - обучающих и обучаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные функции педагогического менеджмента

 

Внедрение педагогического  менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления  адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют  населению вариативные образовательные  услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение  объекта управления – школы, дошкольного  образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления.

Педагогический менеджмент в работах некоторых современных  авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных  форм и технологических приемов  управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

  1. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления: 1) организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр; 2) культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения; 3) рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

 

 

 

 

Принципы  педагогического менеджмента

Традиционная  система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при  внедрении идей педагогического  менеджмента в практику образовательных  учреждений.

С позиций  педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:

- принцип  уважения и доверия к человеку;

- принцип  целостного взгляда человека;

- принцип  сотрудничества;

- принцип  социальной справедливости;

- принцип  индивидуального подхода в управлении;

- принцип  обогащения работы педагога;

- принцип  личного стимулирования;

- принцип  консенсуса;

- принцип  коллективного принятия решения;

- принцип  целевой гармонизации;

- принцип  горизонтальных связей;

- принцип  автономизации управления;

- принцип  постоянного обновления.

 

Принцип уважения и доверия к человеку выступает  как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

Принцип целостного взгляда человека - вторая очень  важная позиция в системе ценностей  образовательного учреждения, когда  управленец рассматривает каждого  члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего  профессиональную деятельность, а как  личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые  он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка  не просто как воспитанника дошкольного  образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений.

Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую  основу, переход от коммуникации к  общению, от субъектно - объектных к субъектно-субъектным отношениям.

Н.Витке считал, что вся суть административной работы заключается в создании атмосферы  дружного коллективного сотрудничества, при сочетании всеми признанного  делового и морального авторитета администрации  с проявлением самой широкой  инициативы сотрудников учреждения.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое  управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится  в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его  средства.

Принцип индивидуального  подхода в управлении предусматривает  учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и  социального опыта.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение  профессионального интереса и поддержку  его профессиональной уверенности.

Принцип личного  стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед  образовательным учреждением и  коллективом.

Реализация  принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов  самостоятельных взглядов и различных  точек зрения привести коллектив  к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству.

Принцип коллективного  принятия решения - это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят  быть вечными исполнителями.

Принцип целевой  гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую  работу руководителя с целями, в  результате которой в образовательном  учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют  общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического  коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально  обособиться в коллективе.

Принцип постоянного  обновления обусловливает перевод  образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип - основное руководящее  положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении.

Представленные  выше принципы системны, - для осуществления  эффективного управления каждый из них  «работает» только при условии, что  и остальные, взаимосвязанные с  ним, также исполняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Педагогический  менеджмент на современном этапе  в образовательном процессе.

На сегодняшний  день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями:

  1. Установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровни образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе четыре подуровня общеобразовательных программ и четыре – профессиональных.
  2. Законодательно закреплены типы образовательных систем – семь, виды образовательных учреждений, виды высших учебных заведений – три.
  3. В системе образования закреплено несколько сотен направлений начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлений и более трёхсот специальностей высшего профессионального образования.

 

В основе управления системой образования лежит Закон ПФ «Об образовании»

Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой  чертой является процесс децентрализации.

Принципиально новым инструментом управления в  сфере образования для современной  России явились договоры между Министерством  образования и науки и субъектами РФ. Делегирование полномочий и ответственности на региональный уровень предполагает чёткое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемый на определённый орган управления ответственностью и теми материально-финансовыми ресурсами, которыми он располагает. В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования.

Информация о работе Особенности педагогического менеджмента