Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать вопросы современных коммуникаций.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение понятия и характеристики коммуникаций и коммуникационного процесса;
- характеристика отдельных видов коммуникаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИЙ И КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………… 1.1. Особенности и структура восприятия……………………………….…..7
1.2. Понятие, функции и структура коммуникаций…………………………9
1.3. Проблемы коммуникационных барьеров………………………………13
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КОММУНИКАЦИЙ……...17
2.1. Внешние коммуникации и их особенности…………………………...17
2.2. Внутренние коммуникации…………………………………………….18
2.3. Вертикальные коммуникации………………………………………….19
2.4. Горизонтальные коммуникации………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………….…..25
Наиболее очевидным
Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждением с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.
В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы.
Иногда рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Такие отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой.
2.4. Горизонтальные коммуникации
Горизонтальные коммуникации - это коммуникации между различными отделами организации. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении[12, c. 36].
К примеру, представители разных отделов в нашем институте периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий, уровень требований в программах для выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и обслуживание местного населения.
В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации.
В качестве примере исходящей информации можно привести приказ руководителя предприятия о назначении на должность главного бухгалтера Никифоровой А.И.
В качестве примере входящей информации можно привести служебную записку о причинах простоя цеха.
Рисунок 1 - Коммуникационная сеть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, что для успеха в управлении особенно важна межличностная коммуникация, которая осуществляется путём передачи идей, фактов, мнений, намёков, ощущений, или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жестом, интонацией и т. п.). Во-первых, решение многих управленческих задач строится на взаимодействии людей (начальника с подчинёнными, подчинённых друг с другом и т. д.) в рамках конкретных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью. Существует понятие "богатство информации", или степени, с которой она может изменить понимание проблемы в рамках определённого периода времени. При этом данные, составляющие информацию, являются продуктом коммуникации. Богатство информации определяется не только содержанием данных, но и средствами передачи этой информации.
В процессе обмена информацией можно выделить следующие базовые элементы:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи, собирающее информацию и передающее её. Он проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи её другому лицу (получателю).
2. Сообщение - это собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Коммуникационный канал
4. Получатель - лицо, которому предназначена
информация и которое
В рамках информационного взаимодействия субъекты управленческой деятельности обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений. Эти сведения могут быть официальными, закрепленными юридически, и неофициальными, не обладающими никаким правовым статусом, но помогающими ориентироваться в ситуации.
На основе полученной в процессе коммуникации информации менеджер (руководитель) принимает необходимые решения и доводит принятые решения до работников фирмы или её соответствующего подразделения. На коммуникации менеджеры тратят 50-90% всего рабочего времени. Поэтому необходимо быть уверенным в том, что лицо, получившее послание, в состоянии понять его содержание. Это зависит от таких факторов, как терминология, простота идей и обратная связь, квалификация работника, его индивидуальные особенности, например, тип мышлений, темперамента и т.д. Эффективность коммуникации требует от каждой из сторон определённых навыков и умений, а также определённой степени взаимопонимания.
Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из следующих взаимосвязанных этапов:
1. Отбор информации, который бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным.
2. Кодирование отобранной
3. Передача информации. Если передаваемая информация имеет большое значение, то рекомендуется не ограничиваться одним каналом, а, по возможности, дублировать этот процесс по нескольким каналам.
4. Раскодирование информации. Оно включает восприятие послания получателем, его интерпретацию (расшифровку) и оценку (осмысление).
5. Обратная связь, появляющаяся
в результате обмена
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: