3. Общий порядок регулирования
достигается в результате создания
уровней управления, что ведет
к формированию уровней иерархии
(иерархических связей).
4. Использование общих (типовых) правил
организационного поведения повышает
эффективность действий по координации
в организации.
Главным в бюрократических
оргструктурах управления является «должность»,
а не «человек» с его индивидуальностью.
В результате организация, использующая
бюрократические оргструктуры управления,
становится «жесткой», ее развитие возможно
исключительно благодаря мероприятиям,
проводимым извне. Кроме того, функциональная
специализация элементов бюрократического
типа характеризуется неравномерностью
и различной скоростью изменений в своем
развитии, что приводит к противоречиям
между отдельными частями организации,
к несогласованности их действий и интересов
[8, с. 112-113]. Бюрократический
тип оргструктуры управления имеет разновидности,
среди которых можно выделить наиболее
часто встречающиеся: линейная , функциональная,
линейно-функциональную, линейно-штабную,
дивизиональную структуры управления
организацией.
В 60-х гг. возникли более гибкие организационные
структуры, которые по сравнению с бюрократическими
лучше приспособлены к быстрым изменениям
условий хозяйственной жизни и внедрению
технико-технологических новшеств. Они
получили название органических, или адаптивных,
структур .
Органический тип оргструктур управления
предполагает: импровизацию управленческой
деятельности вместо планирования; гибкость
структур вместо жесткости, связанной
правилами и нормативами; коллегиальность
в принятии решений вместо авторитарности;
доверие среди персонала вместо власти.
Кроме того, интегрирующей целью такого
типа организации является стратегия
развития организации, правилами работы
персонала аппарата управления являются
принципы, распределение обязанностей
и работы между персоналом определяется
характером решаемых проблем и, наконец,
в организации имеет место постоянная
готовность к прогрессивным изменениям.
Такой тип оргструктуры управления эффективен
в условиях, когда деятельность организации
связана с активной работой по совершенствованию
производимой продукции и услуг с учетом
новейших достижений науки и техники,
поскольку в этом случае требуется новый
подход к организационным проблемам. Неопределенность
внешней среды, многообразие воздействующих
факторов, определяющих внутреннюю структуру
организации, обусловливают возникновение
уникальных ситуаций, которые не могут
быть решены в рамках жесткой (бюрократической)
организации управления. Органический
тип оргструктур при таком подходе обеспечивает
естественное адаптивное развитие организации,
уникальность которой определяется возрастающим
взаимодействием с окружающей средой
и необходимостью решения возникающих,
подчас новых проблем [8, с. 115]. Основным
принципом построения таких структур
является автономная возможность выполнения
целей и задач, а также быстрое их приспособление
(адаптация) к изменениям [6, с. 99].
Органические организационные структуры
управления более просты, имеют широкую
информационную сеть, менее формализованы.
Управление в органических структурах
децентрализовано. Для нее характерно
небольшое число уровней управления, более
высокая самостоятельность в принятии
управленческих решений на нижних уровнях
управления, партнерские взаимоотношения
менеджеров. Органические структуры
стали применяться в периоды, когда резко
возросла конкуренция. В этих условиях
особое значение стала приобретать своевременная
и адекватная реакция на изменение рыночных
ситуаций, которая была невозможна при
использовании жестких традиционных структур
[5, с. 39].Сегодня крупные организации используют
два типа адаптивных структур: проектную,
матричную, бригадную и целевую [6 с. 99].
Глава 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ «ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА № 3»
2.1 Общая характеристика деятельности учреждения Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего
вида № 3», в дальнейшем именуемое «Учреждение»,
является правопреемником детского комбината
№ 3, созданного на основании решения исполнительного
комитета Радужного городского Совета
депутатов и зарегистрированного как
муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Администрацией города Радужного.
Списочный состав работников детского
сада включает более 70 человек. Комплектование
работников Учреждения осуществляется
в соответствии со структурой и штатным
расписанием Учреждения. Работники Учреждения
принимаются на работу по трудовому договору.
Для осуществления дополнительных образовательных
услуг, в том числе платных, могут привлекаться
лица на основе гражданско-правовых договоров.
На лиц, работающих в Учреждении, распространяется
законодательство о труде Российской
Федерации. На педагогическую работу принимаются
лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую
квалификацию, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности
и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании. Порядок оплаты
труда работников Учреждения определяется
мэром города Радужного. Минимальный
размер заработной платы должен быть не
менее установленного законодательством
Российской Федерации.
Руководителей делят на три категории:
Руководители низшего звена (операционные
руководители). Самая многочисленная категория.
Они осуществляют контроль за выполнением
производственных заданий, за использованием
ресурсов (сырья, оборудования, кадров).
К младшим начальникам относятся младший
воспитатель. Работа руководителя низшего
звена является самой разнообразной, характеризуется
частыми переходами от одного вида деятельности
к другому. Степень ответственности руководителей
низшего звена не очень высока, иногда
в работе присутствует значительная доля
физического труда. Руководители среднего
звена. Они контролируют работу руководителей
низшего звена и передают обработанную
информацию для руководителей высшего
звена. К данному звену относятся: воспитатели,
музыкальный работник, работник искусства
и т.д. На руководителей среднего звена
ложится существенно большая доля ответственности.
Руководители высшего звена. Самая малочисленная
категория. Они отвечают за разработку
и реализацию стратегии организации, за
принятие особо важных для нее решений.
К руководителям высшего звена относятся:
заведующая, методист, зам. по АХЧ и т.д.
Работа руководителя высшего звена является
весьма ответственной, так как фронт работы
большой, а темп деятельности напряженный.
Их работа, в основном, заключается в умственной
деятельности. Они постоянно должны принимать
управленческие решения. Работники Учреждения
имеют право пользоваться льготами и несут
обязанности в соответствии с действующим
законодательством, трудовым договором,
локальными нормативными правовыми актами.
Учреждение основано на муниципальной
собственности с правом оперативного
управления имуществом и финансируется
собственником полностью. Учреждение
является некоммерческой организацией.
Наименование Учреждения:
Полное официальное наименование - Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида.№3».
Сокращенное наименование - МДОУ «Д/СОВ
№ 3».
Место нахождения Учреждения: Юридический
адрес: Российская Федерация, Владимирская
область, город Радужный, первый квартал
, дом 41. Фактический адрес: Российская
Федерация, Владимирская область, город
Радужный, первый квартал , дом 41.
Учреждение является юридическим лицом,
имеет самостоятельный баланс, лицевой
счет в органах казначейства, печать установленного
образца, бланки со своим наименованием.
Учредителем и собственником имущества
Учреждения является муниципальное образование
города Радужного . Целью создания Учреждения
является оказание населению города Радужного
услуг по предоставлению общедоступного
и бесплатного дошкольного образования
и услуг по содержанию детей в учреждении.
Основными задачами Учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного
и физического развития каждого ребенка
с учетом его индивидуальных особенностей;
- осуществление необходимой коррекции
отклонений в развитии ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим
ценностям;
- взаимодействие с семьей для оказания
помощи в воспитании детей, обеспечения
полноценного развития ребенка.
Учреждение в своей
деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законодательством
Российской Федерации, Законом РФ «Об
образовании», Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении,
нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Владимирской области, муниципальными
правовыми актами органов местного самоуправления
и настоящим Уставом. Учреждение приобретает
право на ведение образовательной деятельности
и льготы, установленные законодательством
Российской Федерации, с момента выдачи
ему лицензии в установленном порядке.
Учреждение проходит государственную
аккредитацию в порядке, установленном
Законом Российской Федерации «Об образовании».
Имущество Учреждения закрепляется за
одним Учредителем на праве оперативного
управления согласно договору о передаче
муниципального имущества в оперативное
управление. Имущество Учреждения является
муниципальной собственностью, формируется
за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Источниками формирования имущества и
финансовых средств Учреждения являются
:
- бюджетные и внебюджетные средства; имущество,
переданное учредителем;
- имущество и денежные средства, переданные
учреждению в виде дара, пожертвования
или по завещанию;
- доход от платных дополнительных образовательных
и иных услуг;
- средства, полученные от приносящей доход
деятельности и имущество, приобретенное
за счёт этих доходов;
- иные источники в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Развитие материально-технической базы
учреждения осуществляется самим Учреждением
в пределах, закрепленных за ним бюджетных
и собственных средств.
По итогам данного раздела
можно сделать вывод, что данная
организация, именуемая как «Детский
сад общеразвивающего вида № 3 » является
не коммерческой организацией и предоставляет
услуги по общедоступному и бесплатному
дошкольному образованию. А так же основными
задачами «Д/СОВ № 3 » является: охрана
жизни и укрепления здоровья детей и приобщение
детей к общечеловеческим ценностям и
т.д.
2.2 Анализ и оценка
структуры и функций управления
Структура управления МДОУ
«Д/СОВ № 3» очень проста. Учреждение возглавляет
заведующая, прошедшая соответствующую
аттестацию. Заведующая учреждения осуществляет
свою деятельность на основе принципа
единоначалия и обеспечивает выполнение
возложенных на Учреждение задач, несет
персональную ответственность. Заведующая
действует на основании заключенного
с ним трудового договора, настоящего
Устава, законодательства Российской
Федерации и Владимирской области, а также
других обязательных для него нормативных
правовых актов. Заведующая осуществляет
текущее руководство деятельностью Учреждения,
она подотчетна в своей деятельности
Учредителю и начальнику Департамента
образования администрации города Радужного.
Заведующая Учреждения является председателем
Совета педагогов Учреждения.
Формами самоуправления в
Учреждении являются Совет педагогов,
методический совет, родительский комитет,
общее собрание трудового коллектива.
В целях рассмотрения сложных педагогических
и методических вопросов, вопросов организации
образовательного процесса, изучения
и рассмотрения передового педагогического
опыта в Учреждении действует Совет педагогов.
Членами Совета педагогов являются все
педагоги, а также председатель родительского
комитета Учреждения. Председателем Совета
педагогов Учреждения является заведующая
Учреждения, которая своим приказом назначает
на учебный год секретаря Совета. Попечительский
совет Учреждения представляет интересы
родителей (законных представителей) воспитанников,
других физических и юридических лиц перед
администрацией Учреждения. Попечительский
совет избирается на общем собрании родителей
Учреждения сроком на один год. Количество
членов, избираемых в попечительский совет,
определяется общим собранием. Председатель
попечительского совета и его заместитель
избираются на первом заседании попечительского
совета большинством голосов. Заседания
попечительского совета проводятся по
мере необходимости в соответствии с планом
работы, но не реже одного раза в квартал.
Внеочередные заседания попечительского
совета могут созываться по требованию
не менее половины членов попечительского
совета. Члены попечительского совета
осуществляю свои функции на безвозмездной
основе. Родительский комитет Учреждения
представляет интересы родителей воспитанников
и других физических и юридических лиц
перед администрацией Учреждения. Родительский
комитет Учреждения избирается сроком
на один год. В состав родительского комитета
входят родители учащихся по 1 человеку
от группы. Выборы представителей в родительский
комитет Учреждения проходят открытым
голосованием на групповых родительских
собраниях. Родительский комитет Учреждения
избирает из своего состава председателя,
который руководит работой родительского
комитета. Заседания родительского комитета
Учреждения проводятся по мере необходимости
в соответствии с планом работы, но не
реже одного раза в квартал. На заседаниях
родительского комитета ведутся протоколы,
которые подписываются председателем
и секретарем родительского комитета.
Решения родительского комитета, принятые
в пределах его полномочий, доводятся
до сведения всех заинтересованных лиц.
Трудовой коллектив составляют все работники
Учреждения. Полномочия трудового коллектива
Учреждения осуществляются общим собранием.
Собрание считается правомочным, если
на нем присутствуют не менее половины
работников Учреждения. Решение общего
собрания принимается открытым голосованием.
Решение общего собрания считается принятым,
если за него проголосовало не менее половины
присутствующих и является обязательным
для исполнения всеми членами трудового
коллектива Учреждения. Общее собрание
проходит по мере необходимости, но не
реже одного раза в полугодие.
Работа
с детьми требует от воспитателя
большого напряжения сил и энергии,
поэтому в коллективе особенно важны
доброжелательность, тактичность и
уважительная требовательность среди
всех участников педагогического процесса.
Руководитель, проявляющий уважительное
отношение к личности каждого
педагога, учитывающий склонности,
интересы, возможности в сочетании
с разумной требовательностью, добивается
значительно больших результатов, чем
тот, который жестко придерживается авторитарных
методов управления. Один из наилучших
способов повысить интерес к работе и
создать слаженную команду - это уважение
к людям и делегирование им ответственности
и полномочий. Руководитель должен четко
владеть ситуацией и быть проводником
нового.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ « ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА № 3 »
3.1 Рекомендации по совершенствованию
организационной системы управления.
На
сегодняшний день была проведена
работа по совершенствованию организационной
структуры управления. Самый оптимально-перспективный
вариант - это смешанный тип оргструктуры
внутридошкольного управления. Структура
управления МДОУ «Д/СОВ № 3» в значительной
степени не усложняется. Выявляется тенденция
к проектированию оргструктуры интегрально-дифференцированного
вида, которая формируется по линейно-функциональному
и матричному принципу, выявляя новое
подразделение труда. Информатизация
дошкольного образования представляет
собой процесс внедрения достижений информатики
и информационных технологий в обучение,
управление образованием и научные исследования.
Она основана на использовании компьютерных
средств, хранения, переработки и представления
информации в разнообразном виде. Именно
информационные технологии открывают
широкую перспективу для наиболее адекватной
реализации моделей мониторинга в дошкольном
учреждении и путь к построению всё более
полных моделей деятельности руководителя
и специалистов дошкольного учреждения.
Организационная структура учреждения
с развивающейся информационной средой
подразумевает включение в качестве обязательных
блоков оргструктуру функционально-ориентированных
зон [13; с.120]. Из-за внедрения в информсреду
детского сада информационно-коммуникативной
зоны: медиацентра, ТВ-центра, узла интернет
- необходимо соответственно включить
в организационную структуру образовательного
учреждения такие дополнительные единицы,
как руководитель медиацентра, методист
медиатеки, видеоинженер, инженер узла
Интернет. Таким образом, в организационной
структуре появляется блок, связанный
с координацией действий и взаимодействий
оргструктур каждой функционально-ориентированной
зоны в отдельности и всех их, вместе взятых,
- блок информационной службы . С одной
стороны, системная интеграция блока информационной
службы в образовательный процесс требует
значительного расширения горизонтали,
укрепления горизонтальных связей, усиления
развивающихся интеграционных процессов
в создаваемой оргструктуре; с другой
же стороны, учитывая возрастающую при
этом роль координацинно-контролирующей
функции управления, необходимо отметить
увеличение числа уровней в иерархии оргструктуры,
расширение управленческой вертикали.
После совершенствования, структура управления
детским садом содержит следующие звенья:
Первый уровень - заведующий; совет педагогов,
попечительский совет, родительский комитет,
трудовой коллектив;
Второй уровень - экспертно-консультативная
служба определения стратегии развития
личностно-ориентированной педагогической
системы и информсреды; заместители заведующего
по направлениям; главный бухгалтер.
Третий уровень - координационно-методический
совет, регулирующий управление образовательным
процессом в информационной среде детского
сада, включающий в себя координаторов
базового и профильного образования, воспитательной
и научно-методической работы, руководитель
информационной службы .
Четвёртый уровень - руководители служб
по обеспечению системной интеграции
интернета в образовательный процесс
и эффективного функционирования педагогической
системы: руководители звеньев оргструктуры
информационной службы: руководитель
медиацентра, администратор сети, диспетчер
образовательного процесса, инженер базы
данных; руководитель психолого-педагогической
службы, организаторы воспитательной
работы.
Пятый уровень - методист , библиотечная
служба, инженер узла Интернет, web-мастер,
инженер кабельного ТВ-центра, психологи,
логопед, социальный педагог, медицинская
служба, воспитатели и т.д. Проектные и
другие творческие группы имеют свою оргструктуру,
свои оргсвязи, согласно требованиям к
организации и самоуправляемости, предъявляемым
к объектам. Их сферы ответственности
разграничены. В качестве руководителей
творческих групп или команд выдвигаются
лидирующие в профессиональном и организационно-педагогическом
плане руководителя.