Особенности формирования имиджа женщины руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей формирования имиджа женщины-руководителя.
Объектом исследования является имидж женщины-руководителя, предметом – гендерные особенности его формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность имиджа, его виды и выполняемые функции;
Изучить понятие личностного имиджа;
Проанализировать специфику имиджа руководителя;
Выявить гендерные особенности формирования имиджа руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1. Теоретические аспекты изучения имиджа

1.1. Имидж: Сущность, функции, виды………………………………………
5
1.2. Понятие личностного имиджа……………………………………………
14
2. Специфика имиджа женщины-руководителя

2.1. Имидж руководителя (общий)……………………………………………
20
2.2. Гендерная особенность формирования имиджа руководителя………...
30
Заключение…………………………………………………………………..
35
Список используемых источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya уп.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Независимо от вида имидж обладает рядом характеристик и свойств:

  • относительной константностью (устойчивостью восприятия);
  • динамичностью (способность к изменению, развитию);
  • ассоциативностью (связанностью между событием, процессом, явлением, объектом);
  • схематичностью (изображение или описание в общих чертах);
  • открытостью, незавершенностью (восприимчивостью к изменениям внешней среды, адаптивностью к ним) [32].

Таким образом, основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия объекта, при котором он органично вписывается в систему ожиданий.

Главная функция имиджа — приведение действий объекта в соответствие с  ожиданиями различных субъектов. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих.

Имидж в большинстве  случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция  реализуется в предпринимательской среде, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

Нормативная функция  следует из двух предыдущих, и заключается  она в том, что объект задает нормы взаимодействия в группе.

Формирование имиджа может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В  первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Объект выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности.

Второй путь предполагает активное формирование имиджа.

Здесь создание имиджа связано  с надеванием некоторой маски, и  успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого объекта. От правильности выбора маски зависит, насколько он окажется эффективным. Второй фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру личности объекта.

Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего  с проведением специальных мероприятий  и процедур индивидуальной и организационной  работы и требует тщательного предварительного анализа [33].

 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что имидж  представляет собой сложный с  точки зрения изучения феномен. Имидж  представляет собой манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них — на объяснительные механизмы сознания и поведения, выбор человека. Выделяют различные виды имиджа в зависимости от признаков. Но независимо от вида, имиджу присущи следующие характеристики: устойчивость восприятия, динамичность, ассоциативность, схематичность, открытость. Имидж выполняет функции, главная из которых - приведение действий объекта в соответствие с  ожиданиями различных субъектов. Также среди функций можно выделить мотивирующую, нормативную и другие. Основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия объекта, при котором он органично вписывается в систему ожиданий.

 

                             1.2. Понятие личностного имиджа

 

           Имидж отдельной личности (человека) формируется в течение небольшого промежутка времени, и в дальнейшем его трудно изменить.

Не смотря на то, что  первое впечатление самое важное, опыт показывает, что мнение окружающих возможно изменить через изменения некоторых элементов своего имиджа (например, рукопожатия).

Созданный человеком  имидж либо помогает ему развить и укрепить успех в отношениях с окружающими, либо наоборот. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы он не был спонтанным и случайным, а был осознанным и продуманным.

Имидж личности представляет собой сложный психологический  феномен, в котором отражена совокупность его реальных и  желаемых качеств. Образная составляющая личности, т.е. имидж, возникает как необходимость при наличии публичной дистанции между людьми и запуска в этой связи встречного, обусловленного взаимными социальными чувствами фантазийного процесса. Достраивание образа восприятия до уже имеющихся в общественном сознании образов осуществляется на основе сигналов, подаваемых самим человеком [9, с. 133-138].

Как способ организации  коммуникативного пространства и взаимодействия с массовым социальным сознанием  имидж является элементом позиционирования субъекта, его отраженной социальной ролью. Имидж личности - это комплекс, композиция, система социального программирования поведения людей ментальными стереотипами и символами группового поведения; социального влияния, лидерства и манипулирования сознанием; самоидентификации, презентации, адаптации, самосовершенствования и оптимизации состояний личности.

Личностный имидж является важнейшим эстетико-психологическим  механизмом профессионального развития человека.

Как интегральный и универсальный  информационный продукт, элемент массовой культуры и важнейший механизм жизнедеятельности образ субъекта, предмета или явления, который лежит в основе имиджа, он определяет все сферы человеческой деятельности. На системообразующую функцию имиджа указывает тот факт, что слово «образ» является ключевым в важнейших экономических (преобразование), развивающих (образование), эстетических (прекрасное и безобразное), этических и нравственных (образчик, образцы, образа), коммуникативных (образно говоря) и технических (делать следующим образом) категориях. 

Имидж рассматривается  как информационный продукт и  как зрелище и может иметь  как словесное, так и образное выражение. Если слово является информационно-выразительным, образ - художественно-выразительным средством, тогда имидж является универсальным средством массовой коммуникации, способом взаимодействия личности с большими социальными группами в аспектах межличностных отношениях, профессионал и его аудитория, потребитель продуктов его труда. Для руководителя он является важнейшим элементом деятельности целенаправленного влияния, приведения в движение всей социальной ситуации воздействия в целом. 

Отсюда можно выделить два подхода к моделированию  имиджа в публичном пространстве: имидж как самосовершенствование себя как личности, конечной неделимой законченной формой которого является индивидуальность; и имидж как игра, маска, преувеличение черт, структурно выражающихся новым образом. Причем этот выход может иметь как стратегический, так и чисто креативный характер. В первом случае имидж моделируется в зоне ближайшего развития либо отражает перспективу развития индивида, проявляющуюся в мечтах, воображении желаемого будущего. Во втором - имидж выражает творческие, в том числе актерские, интересы персоны. 

Целью развития имиджевой  выразительности каждого индивида является окончательный синтез внешнего и внутреннего, личного и коллективного, сознательного и бессознательного, что обеспечивает консолидацию личности, переход от персоны (маски) к становлению творческой личности имени. 

Имидж личности - это творческий продукт, который может стать настоящим произведением социального искусства, и то, насколько он будет ценным, настолько успешным и состоятельным будет его создатель. 

Положительный личностный имидж зависит не только от талантов человека, но и от знания современных коммуникативный кодов, знаний маркетинга, рефлексии, самонастроя и перевоплощения, визуальной комбинаторики образа и навыков имидж-дизайна, т.е. искусства имиджевой композиции.

Понятие личностного имиджа синонимично «персонификации», но более обобщенное. И имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Он связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием, психологическим типом, черты которого отвечают требованиям и запросам времени. Имидж наделяет объект дополнительными характеристиками, выделяет его из ряда схожих с ним. В действительности объект не имеет тех свойств, которые видит зритель. Однако для воспринимающих он обладает определенной значимостью. Призвание личностного имиджа - создание психологической установки, определяющей поведение потребителя его услуг. Техника конструирования имиджа - создание внешнего рисунка социальной роли, позволяющего внушить образ персоны на рынке труда [9, с. 133-138].

Имидж человека (личности) складывается из нескольких элементов.

Во-первых, это внешний имидж человека, т.е. его одежда, прическа, аксессуары и иные атрибуты, которые многое могут сказать о личности. Внешний вид человека в первую очередь сказывается на его имидже.

Во-вторых, мимический имидж человека — мимика, выражение лица, улыбка. Взгляд, мимика человека лучше всего передают его чувства. Поэтому необходимо знать, в какой степени вы владеет мимикой, насколько она выражает то, что вы хотите продемонстрировать. Мимика должна передавать эмоции, соответствующие тому, о чем говорит человек.

В-третьих, кинетический имидж человека – это его походка и осанка, движения и жесты. К созданию негативного имиджа приводят напыщенный вид, походка вприпрыжку или сутулясь, шаркающая походка.

В-четвертых, вербальный имидж человека выражается в голосе, в манере говорить, в стиле и оборотах речи, которые употребляет человек, в его словарном запасе. От выбора интонации и правильного слова зависит сила воздействия: лучше использовать преимущественно слова, которые подчеркивают надежность и добросовестность, подчеркивать голосом важнейшие слова (внезапное повышение или понижение хорошо выделяет отдельное слово или целую фразу). Речь должна быть обоснованной, логичной и убедительной, она должна способствовать размышлению.

В-пятых, ментальный имидж человека – мировоззрение, принципы, этические установки, религиозные убеждения, социальные стереотипы. Людей  можно разделить на материалистов и идеалистов, созидателей и разрушителей, оптимистов и пессимистов, ожидающих чуда и неверующих, верящих в силу денег или в силу отношений и т.д.

В-шестых, фоновый имидж человека – сведения, получаемые о человеке из определенных источников (например, из СМИ, от знакомых, партнеров, клиентов и т.д.). Изначально произведенное хорошее впечатление в дальнейшем будет способствовать развитию благоприятного имиджа.

В-седьмых, вещественный имидж человека — это окружающие его предметы (автомобиль, кровать, посуда). Это и то как выглядит сам дом, обстановка в нем — родовые ценности, семейные альбомы, книги, фильмы, картины на стенах.  Все это рассказывает о настоящем образе личности. Поэтому каждая деталь интерьера и предметного окружения человека может повлиять на созданный им имидж – положительно или отрицательно.

Большое значение имеет знаковая, информационно-символическая природа имиджа - адресованное аудитории сообщение о том, что кто-то обладает такими-то свойствами. Для этого требуется комплексное исследование обоюдной, двойной детерминации внутреннего (психологического) и внешнего (социально-семантического/семиотического) проявления функции, назначения и сущности профессионала, выражающихся через адекватную форму (стиль) и образ (имидж) самовыражения. Стили правления, реализованные властью: социального влияния, отстраненный от народа стиль, магический стиль.

Информация, «медиа» и другие формы символической коммуникации - рождают знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни. Знаковыми фигурами и ролевыми имиджевыми моделями для миллионов людей являются публичные персоны. Вот почему владение способами создания имиджа важно прежде всего для людей публичных профессий:политиков, арт-профессионалов, журналистов как четвертой власти, являющихся поставщиками культурных кодов. 

 

Подводя итог рассмотрения этого вопроса, можно сделать следующие выводы. Имидж личности - собой сложный психологический феномен, в котором отражена совокупность его реальных и  желаемых качеств. Образная составляющая личности, т.е. имидж, возникает как необходимость при наличии публичной дистанции между людьми и запуска в этой связи встречного, обусловленного взаимными социальными чувствами фантазийного процесса. Призвание личностного имиджа - создание психологической установки, определяющей поведение потребителя его услуг. Личностный имидж складывается из нескольких составляющих: внешний имидж, мимический, кинетический, вербальный, ментальный, фоновый и вещественный имидж. При формировании положительного имиджа личности значение каждого из этих аспектов очень велико, так как каждая деталь может негативно сказаться на восприятии личности.

 

 

Глава 2. Специфика имиджа женщины-руководителя

                                2.1. Имидж руководителя (общий)

 

Особое значение в  формировании имиджа организации имеет  имидж ее лидера. От этого во многом зависит принятие важных решений, и репутация компании в среде общественной. Поскольку именно руководители компаний и фирм чаще всего бывают замечены в СМИ, предоставляют всю необходимую информацию о деятельности компании, имидж руководителя компании фактически определяет имидж компании в целом.

Имидж руководителя представляет собой совокупность качеств, которые люди увязывают с индивидуальностью личности. Имидж руководителя может быть позитивным, негативным и завуалированным.

Руководитель любой  организации стремится к созданию позитивного личного имиджа, однако многие позволяют себе создание негативного имиджа, чаще всего это называют «черным пиаром». Это, как правило, свойственно политическим, общественным деятелям, а также представителям шоу бизнеса, чем руководителям серьезных организаций.

Негативный имидж руководителя компании чаще всего только усиливает недоверие потребителей к продукту или услугам коммерческой организации. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя организации будет являться ее конкурентным преимуществом.

Имидж руководителя любой организации формируется из следующих составляющих:

  1. персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, характер и т.д.;
  2. социальные характеристики: статус руководителя организации, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным благосостоянием и т.д. Также социальные характеристики включают связь лидера с социальными группами: с теми, интересы которых он представляет; с теми, которые поддерживают его и являются союзниками; а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами.
  3. личная миссия руководителя: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Она определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем. Личная миссия руководителя организации является важным моментом в выработке миссии и целей компании;
  4. ценностные ориентиры руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации.

Информация о работе Особенности формирования имиджа женщины руководителя