Особенности формирования имиджа женщины руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей формирования имиджа женщины-руководителя.
Объектом исследования является имидж женщины-руководителя, предметом – гендерные особенности его формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность имиджа, его виды и выполняемые функции;
Изучить понятие личностного имиджа;
Проанализировать специфику имиджа руководителя;
Выявить гендерные особенности формирования имиджа руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1. Теоретические аспекты изучения имиджа

1.1. Имидж: Сущность, функции, виды………………………………………
5
1.2. Понятие личностного имиджа……………………………………………
14
2. Специфика имиджа женщины-руководителя

2.1. Имидж руководителя (общий)……………………………………………
20
2.2. Гендерная особенность формирования имиджа руководителя………...
30
Заключение…………………………………………………………………..
35
Список используемых источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya уп.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Все эти мероприятия  могут быть прописаны в виде годового коммуникационного плана, с привязкой  к основным производственным либо организационным  событиям. Основной принцип построения таких программ заключается в том, что корпоративная информация должна персонифицироваться - транслируется мнение, позиция топ-менеджера как личности и управленца. Такой личный взгляд позволяет «перевести» на простой понятный язык сложные стратегические задачи и получить понимание, лояльность и вовлеченность сотрудников. Кроме того, в ходе непосредственных встреч с сотрудниками топ-менеджер демонстрирует приемлемые для него и для компании модели корпоративного поведения, тем самым внося вклад в развитие корпоративной культуры.

 

Итак, имидж руководителя организации фактически определяет имидж компании в целом. Имидж  менеджера (руководителя) складывается из следующих элементов: его персональные характеристики, социальные характеристики, личная миссия руководителя, его ценностные ориентиры.

     

    

   

 

   2.2. Гендерная особенность формирования имиджа руководителя

 

Проблематика гендерного управления насчитывает немного публикации, тем более это относится к сравнительному анализу гендерных теорий. Только последние десятилетия женщины стали занимать руководящие посты, становится первыми лицами корпораций, и даже государств.

Одной из психологических характеристик, определяющих успешность руководства, являются полоролевая идентификация, характеристики которой часто приписывают биологическому полу. Полоролевая идентификация личности — один из компонентов базиса. Являясь важной составляющей основы личности руководителя, она влияет на усвоение индивидуального опыта, на знания, умения и навыки личности как руководителя. В свою очередь «базис и надстройка» в феномене руководителя определяют имидж руководителя.

Имидж неотделим от личности руководителя, от его социально-психологических характеристик. На формирование имиджа руководителя во многом влияет используемый стиль руководства.

Формирование стиля руководства обусловлено внутренними и внешними факторами. Внутренними факторами являются личностные особенности руководителя. К личностным особенностям относится полоролевую идентификацию, которая определяет психологические особенности общения, а также определяет самовосприятие и восприятие окружающих людей. Можно говорить, что стиль руководства зависит от полоролевой идентификации руководителя.

Успех женщины как руководителя и управленца зависит прежде всего от двух факторов - объективного и субъективного. Первое - это от тех усилий, которые приложит сама женщина для того, чтобы достичь успеха в карьере. И второе - это от стереотипов и взглядов на нее со стороны, т.е. ее имиджа. То есть субъективно карьера женщины будет зависеть от той социальной и культурной среды, в которой женщина вращается, и в которой формируется ее личность и деловое окружение. Многие цифры говорят о том, что удачные модели поведения в управлении показывают те руководители, которые используют как мужские, так и женские модели управления, в зависимости от ситуации [28].

В последнее десятилетие появился такой термин, как «женский менеджмент». Этому типу руководства не характерно добиваться успеха любым путем, цели любой ценой. Согласно ему, женщина уверенна, что при руководстве надо сочетать интуицию, жесткость и дипломатию, придерживаться норм этики и быть человеколюбивой.

Частое высказывание о том, что женское руководство воспринимается более настороженно обоими полами, находит подтверждение и у российских, и у западных исследователей. Многие ученые крайне насторожено оценивают способность женщин достигать высших иерархий в организации, объясняя это тем, что женщины сами не желают завоевывать эти позиции, и сильно выраженными поло-ролевыми стереотипами. Женщины склонны переоценивать мужские достоинства и недооценивать достоинства других женщин и самих себя. Серьезные различия кроются в оценках, которые дают мужчины и женщины своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за неадекватное исполнение задания. Женщины-управленцы придерживаются мнения, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Женщина склонна в большей степени заниматься ежедневным доказательством своего «права на лидерство», по сравнению с мужчиной. Может быть, именно поэтому женщины в большей степени, нежели мужчины-руководители, мотивируют участие сотрудников в общем деле, с большим удовольствием делятся информацией и властью, поощряют самовыражение сотрудников.

Поэтому нельзя поставить знак равенства между руководителем-мужчиной и руководителем-женщиной. Существующие стереотипы маскулинности и феминности влияют на поведение людей. Это связано с тем, что соответствие стандартам мужества и женственности определяет социальный статус человека в обществе.

Несоответствие гендерного поведения ожиданиям, связанным с культурными нормами выполнения гендерной роли, порождает рост напряжения и конфликтности во взаимодействии между людьми. Например, от руководителя-женщины ждут большей мягкости и отзывчивости к подчиненным. Но если она не проявляет таких черт, то это вызывает значительно более негативную реакцию, чем отсутствие таких черт у руко- водителя-мужчины [3, с. 63-65].

Гендерные стереотипы во многом определяют сложившийся в сознании людей имидж руководителя.

Мужской стиль общения выдает заботу о независимости, а женский — о взаимной зависимости. Мужчины более склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, — они меньше перебивают, более тактичны и вежливы и менее самоуверенны.

Мужчины и женщины отличаются по форме реагирования в конфликтных ситуациях. Конфликты у мужчин — открытая агрессия. Конфликты у женщин — эмоциональная изоляция.

Доказано, что на психологическом уровне свойственная женщинам стабильность выражена в том, что в сравнении с мужчинами им более присущи консервативность, терпение и способность к выполнению монотонной работы. Женщинам свойственна средняя выраженность различных свойств, мужчины же чаще находятся на полюсах.

Женщины осторожнее и не доходят до крайностей, до прямой угрозы жизни и здоровью, до открытого нарушения основных социальных норм.

Мужчины живут в мире статусов, а женщины в мире близостей. В соответствии с этим первые борются за свою независимость, всячески оберегая свое достоинство от даже кажущихся посягательств, а вторые — за достижение эмоциональной близости, опасаясь, прежде всего, отторжения и изоляции.

Женщины не поощряют демонстрацию успехов. Они переносят личные взаимоотношения на работу, что в меньшей мере допускается среди мужчин.

Несомненно, это лишь общие тенденции, и индивидуальные различия могут их перекрывать.

Еще один из факторов, влияющих на непринятие женщин в роли руководителя, — роль женщины в традиционной семье. Согласно культурным традициям, женщине отводится роль домохозяйки. Такая привязанность к семье и к дому не позволяет женщине уделять достаточно внимания работе, а руководящая должность требует временных затрат и полной отдачи, что становится невозможным для семейной женщины. Однако на данный момент в обществе изменяется структура профессиональной занятости мужчин и женщин, усиливается феминистское движение, формируется новый тип брака — эгалитарный брак и т. п.; мужчины и женщины словно бы сближаются по многим социальным и социально-психологическим параметрам.

Для достижения успехов  в карьере современной женщине-руководителю не достаточно быть умной, эрудированной и трудолюбивой. В этом вопросе для нее ключевую роль играет собственный имидж, который должен быть не менее уникален, чем склад ее ума. Внешний вид женщины-руководителя – это своеобразная визитная карточка, которая демонстрирует положение и состояние фирмы. Кроме этого, женщина – начальница должна быть своеобразным эталоном, на который должен ровняться весь коллектив компании и стремиться выглядеть «с иголочки». Поэтому задача о том, как выбрать стиль женщины-руководителя – очень важная и ответственная.

Внешняя привлекательность  имеет первостепенное значение для  обретения положительного имиджа, являясь  фактически его первоосновой. Это  своего рода логотип деловой женщины. Это не является только личным делом  бизнес-леди. По тому, как она выглядит, у партнеров и клиентов складывается первое впечатление не только о ней, но и её фирме, товаре, услуге, изменить которое в дальнейшем трудно. Начинать нужно с таких составляющих имиджа, как:

  • умение выбирать и носить одежду и аксессуары
  • правильно использовать цветовую гамму
  • грамотно выполнять макияж
  • подбирать нужную модель причёски
  • знать тайный язык ароматов
  • работать над элегантностью манер и выразительностью жестов
  • корректировать свою речь

Гардероб должен состоять из основных цветов, которые чаще всего так и называют - «деловые цвета». Такими цветами в гардеробе деловой женщины (костюмы, платья, юбки и пиджаки) будут черный, синий, темно-синий, бордовый, коричневый, бежевый и серый. Более мелкие детали, такие как галстуки или блузки, могут быть более светлых тонов, но основные цвета те же. Ярких, кричащих оттенков чаще всего следует избегать. Цветами власти называют черный, темно-синий, темно-серый и коричневый цвет.

Черный - крайне сильный  цвет власти, кроме того, это преобладающий цвет мужских костюмов. Синий - это наиболее подходящий цвет как для мужчин, так и для женщин; он всегда уместен. Темно-синий - истинный цвет власти, особенно для мужчин. Это цвет искренности и денег. Средний синий идеально отражает вашу открытость и доступность. Синий передает ощущение гармонии и последовательности. Серый отражает силу и стабильность. Практически любой оттенок и покрой серого превосходно подходит для основных деталей женского гардероба. Угольно-серый - цвет власти для обоих полов. Светло-серый менее официален и более дружественный. Коричневый цвет стоит выбирать скорее людям старшего поколения, а не молодым. Бежевый - абсолютно универсальный цвет для мужчин и женщин. Будучи идеальным вариантом для лета, бежевый излучает дружелюбие и деловитость, не подавляя при этом собеседника. Бежевый костюм отлично подходит для представления тем потенциальным покупателям, которые относятся к рабочему классу, то есть людям, которые не будут носить костюм. Бордовый - цвет власти, он выгодно смотрится и весьма универсален. Красный цвет может как соответствовать ситуации, так и абсолютно не подходить к ней. Это зависит от пола хозяина, точного оттенка, предмета одежды и того, является ли он основным цветом в одежде. Желтый следует использовать с такими же предосторожностями. Пурпурный цвет, который долго ассоциировался с королевской властью, является слишком ярким. Поскольку это цвет моды, во многих сферах бизнеса его не стоит использовать в качестве цвета основных элементов гардероба женщины. Зеленый тоже представляется нецелесообразным.

Особым вопросом является сочетание силуэта женщины с  окружающим фоном. Так, те цвета, которые  в целом стройнят фигуру, могут  дать противоположный эффект во взаимодействии с неподходящим фоном. Цвет может  приобретать оттенок при соприкосновении с любым другим. Известно, что черная отделка на красном фоне может смотреться, как зеленовато-черная. Некоторые цвета меняются при смене освещенности, поэтому идеальным является выбор одежды при дневном рассеянном свете.

Правила этикета делового мира предписывают женщине иметь не короткую стрижку и не сложную прическу, а волосы средней длины (не ниже линии плеч). Цвет волос можно выбирать в зависимости от целей и намерений. Безусловно, красные, фиолетовые и им подобные оттенки будут играть только против. Зато известно, что женщина-руководитель с темными волосами невольно вызывает уважение к себе, белокурые же пользуются популярностью и благожелательным отношением со стороны подчиненных.

Правильно выполненный  и соответствующий случаю макияж может не только подчеркнуть природное обаяние, но и стать одним из факторов успешной карьеры. Также очень важным в имидже деловой женщины являются походка, мимика и жесты.

Излучение ощущения комфорта и удовлетворения собственной внешностью обеспечивает уверенность в себе и привлекает положительное внимание окружающих, передается партнерам и заставляет их относится к тебе уважительно.

Положительное действие на стиль женщины-руководителя оказывает  также неторопливая, уверенная грациозная походка, прямая спина и неизменная дружелюбная полуулыбка на лице. Все это - неотъемлемая часть имиджа руководящей женщины.

Нельзя полностью отрицать различия между управленцами-мужчинами и управленцами- женщинами. Однако успешность управленческой деятельности не определяет половой принадлежности. Существует множество примеров успешного руководства как женщинами, так и мужчинами. А незначительные различия между управленцами: мужчинами и женщинами должны учитываться в кадровой политике, для успешного сотрудничества со своим начальником.

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Успех женщины как руководителя и управленца зависит прежде всего от двух факторов - объективного и субъективного. Первое - это от тех усилий, которые приложит сама женщина для того, чтобы достичь успеха в карьере. И второе - это от стереотипов и взглядов на нее со стороны, т.е. ее имиджа. Гендерные стереотипы во многом определяют сложившийся в сознании людей имидж руководителя. Многие считают неприемлемым стиль руководства, применяемый женщинами (так называемый женский менеджмент). Во многом это обусловлено традиционной ролью женщины в обществе. Однако при кажущемся различии управления женщинами и мужчинами, успешность управленческой деятельности не определяется половой принадлежностью.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной курсовой работе были изучены особенности  формирования имиджа женщины руководителя.

В первой главе мы выяснили, что имидж представляет собой  сложный с точки зрения изучения феномен. Имидж представляет собой манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них — на объяснительные механизмы сознания и поведения, выбор человека. Выделяют различные виды имиджа в зависимости от признаков. Но независимо от вида, имиджу присущи следующие характеристики: устойчивость восприятия, динамичность, ассоциативность, схематичность, открытость. Имидж выполняет функции, главная из которых - приведение действий объекта в соответствие с  ожиданиями различных субъектов. Также среди функций можно выделить мотивирующую, нормативную и другие. Основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия объекта, при котором он органично вписывается в систему ожиданий.

Информация о работе Особенности формирования имиджа женщины руководителя