Особенности японского менеджмента и возможности его применения в условиях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Японский метод управления отличается от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки, прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте главной целью является максимализация прибыли, т. е. получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности и основные черты японской системы менеджмента
1.1.Признаки японского управления................................................................5-15
1.2.Сравнительная оценка двух концепций качества...................................16-18
Глава 2. Сравнительный анализ Японской школы менеджмента
2.1.Сравнение с Англо-Американской моделью...........................................19-27
Глава 3. Применение японского опыта в российском менеджменте
3.1. Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента.....................................................................................................28-38
3.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения………………………………….……..39-43
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)


АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

БЕЛГОРОДСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 

 

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (ФИЛИАЛ) 

 

Кафедра экономических  дисциплин  

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»  

ТЕМА: Особенности японского менеджмента и возможности его применения в условиях России.


 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012-2013уч.год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

 

Глава 1. Особенности и основные черты японской системы менеджмента

1.1.Признаки японского управления................................................................5-15

1.2.Сравнительная оценка  двух концепций качества...................................16-18

 

Глава 2. Сравнительный анализ Японской школы менеджмента

2.1.Сравнение с Англо-Американской моделью...........................................19-27

 

Глава 3. Применение японского опыта  в российском менеджменте

3.1. Формирования российского  менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента.....................................................................................................28-38

3.2 Проблемы менеджмента  в России и возможность использования  японского опыта для их устранения………………………………….……..39-43

 

Заключение

 

Библиография

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Японская система менеджмента  признана наиболее эффективной во всем мире, и главная причина её успеха - умение использовать человеческий фактор.

После войны, пережив  затяжное и длительное восстановление, Япония в 50-60-х годах продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам в 2-3 раза опережающий развитие таких стран, как США, ФРГ, Англия, Франция и Италия. Существенными факторами быстрых темпов развития были: низкий уровень военных расходов, дешевая рабочая сила; значительна роль факторов организационно-управленческого характера.

Япония во все времена (и особенно после войны) уделяла большое внимание вопросам управления, еще в 60-е годы японские специалисты утверждали, что современное общество от конкуренции в финансовой и технической областях перешло к стадии конкуренции в способности управлять. История японской экономики свидетельствует о постоянной эволюции в структурах, методах и процедурах управления, о критическом пересмотре сложившихся традиций, активном заимствовании зарубежного опыта и выработке собственных высокоэффективных, оригинальных решений в области менеджмента.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал  все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на  усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

Японский метод управления отличается от методов, используемых в  большинстве стран Европы и Америки, прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте главной целью является максимализация прибыли, т. е. получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Особенности и  основные черты японской системы менеджмента

 

1

1.1Признаки японского  управления

 

По мнению японского  специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных  признаков японского управления.

Гарантия занятости  и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность также способствует улучшению взаимоотношениями между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых 2принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать и корпоративные ценности на всех уровнях.

Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла.

Таким образом, выявляются не только виновные за неисправность, но главным образом причины неисправности  и принимаются меры для недопущения  подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей, и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

Управление, ориентированное  на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и в итоге в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

Постоянное присутствие  руководства на производстве. Чтобы  быстро справиться с затруднениями  и содействовать решению проблем  по мере их 3возникновения, японцы зачастую размещают управленческий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

Поддержка чистоты и  порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров  являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

Изучение японского  управления стало не большой, но растущей отраслью западных экономик. Повышенный интерес к японским методам управления трудовыми ресурсами вызывается тем, что японские рабочие и служащие, получая примерно одинаковую заработную плату, трудятся с гораздо большей интенсивностью, творческой отдачей и продолжительностью, чем в других развитых странах.

4Стремление японцев работать с максимальной отдачей кроется не в каких-то мистических чертах их национального характера, а в использовании продуманной до мелочей, четко организованной и в то же время гибкой и адаптивной системы управления трудовыми ресурсами, которая выступает как один из ключевых элементов японской системы управления производством в целом.

5Выделяются три основных элемента, которые в своей совокупности образуют японскую систему управления трудовыми ресурсами:

  • система пожизненного найма;
  • система продвижения и оплаты труда на основе стажа работы (система "НЭНКО");
  • наличие в каждой фирме своих независимых профсоюзов.

 

Первое - гарантирует  каждому наемному работнику постоянную занятость в течение всего  периода трудовой активности, в ответ  он должен отвечать высокой лояльностью к фирме и высокой производительностью работы.

Второе - предусматривает  распределение заработной платы, премий и выплат, изменение служебного положения  в зависимости не столько от конкретных количественных показателей труда, сколько от стажа работы в данной компании.

Третье - в рамках этого  профсоюза делается попытка принудительного  объединения всех работников фирмы  независимо от их статуса, профессиональной принадлежности и т. п. Создается  иллюзия совпадения целей и интересов  у наемных работников и руководства кампании.

Пожизненный найм. В самых  общих чертах механизм функционирования этой системы обычно действует следующим  образом. Ежегодно компания или государственное  учреждение нанимает определенное число  выпускников высших и средних учебных заведений, которые в торжественной обстановке принимаются в число работников фирмы на испытательный срок. В течение года они проходят полный курс подготовки к определенной должности в том или ином подразделении компании под руководством специально выделенного сотрудника.

6По истечении года сотрудники, зарекомендовавшие себя положительно, включаются в постоянный штат компании, а через пять или более лет (и при достаточно высоких показателях работы) могут быть назначены на различные руководящие должности на среднем уровне в иерархической лестнице в системе управления фирмой. По достижении пенсионного возраста все работники, кроме управляющих высшего уровня, должны выйти на пенсию. Для производственных рабочих также есть испытательный срок, в течение которого они должны подтвердить свою квалификацию, а также жесткие сроки для выхода на пенсию.

При найме на работу большинство  японских фирм использует довольно жесткую  систему отбора кандидатов в постоянный контингент работников, которая включает:

  • избранные каналы притока новых сотрудников за счет поддержания постоянных связей с определенными учебными заведениями, использование при приеме на работу системы заявок и рекомендаций;
  • систему экзаменов и собеседований при приеме на работу;
  • исследование семейного положения, оценку рекомендаций и отзывов;
  • обязательное использование испытательного срока с подведением итогов его прохождения.

7Кадровая политика и подготовка кадров. Главная цель кадровой политики Японии - повышение квалификации различных категорий работников, включая управляющих. Для этой цели широко используются различные курсы и программы обучения, ориентированные на самые различные категории работников. В настоящее время практически каждый рабочий японской промышленности имеет законченное среднее образование.

Квалифицированный японский рабочий расходует на профессиональную подготовку в шесть раз больше времени, чем рабочий американской компании. Практически каждый работник японской компании 8независимо от уровня образования и занимаемой должности участвует в деятельности различных курсов повышения квалификации.

Кроме высоких профессиональных качеств в последнее время  прививается, воспитывается или  вырабатывается у каждого работника  способность в максимально короткие сроки приспосабливаться (адаптироваться) к постоянно изменяющимся и усложняющимся условиям производственной деятельности.

Объем производственной практики у японского рабочего больше, чем у американского, поскольку, придя на работу в цех, прежде чем  занять определенное рабочее место, он знакомится практически со всеми видами работ в цехе. В СШA практика, которую приобретает рабочий, поступив в цех на работу, ограничивается в большинстве случаев одним рабочим местом. Японский рабочий делает карьеру не на одном постоянном месте работы, его мобильность в компания достаточно высока, он может работать почти на любом месте в цехе, да и в других цехах, особенно близких по технологическому профилю.

Информация о работе Особенности японского менеджмента и возможности его применения в условиях России