Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:04, курсовая работа
Целью работы является изучение вопросов в области привлечения и отбора персонала на примере организации СПК «Крупец», определение проблем в этой области и выработка рекомендаций по их устранению.
- исследуем теоретические аспекты управления персоналом в современных организациях;
- проанализируем внутреннюю среду организации ОАО «группа «Илим» в г. Братске завода целлюлозного производства № 1 продуктовой линии «Хвойная целлюлоза и картон»;
- дадим краткую характеристику организации ОАО «группа «Илим» в
г. Братске; - проанализируем персонал организации;
- службы по трудоустройству;
- частные агентства по найму;
- объявления по радио и телевидению.
Для отображения положительные и отрицательные моментов привлечения к работе сотрудников из внешних и внутренних ресурсов составлена таблица 1.2.1
Таблица 1.2.1 – Оценка источников пополнения кадров
Источник |
Недостатки |
Преимущества |
Внутренний |
Использование только этого источника может привести к стагнации в организации, т.е. к отсутствию новых идей и приемов работы |
Работник уже имеет определенную квалификацию и дорожит ей |
Накопление сложных |
Возможности работника уже известны администрации | |
Ухудшение отношения к сотруднику со стороны его бывших коллег |
Продвижение работника может стать хорошим примером для его коллег и стимулировать их деловую активность | |
Вторичная адаптация проходит обычно быстрее, чем первичная | ||
Внешний |
Долгий период адаптации |
Выбор из большего числа кандидатов |
Ухудшение морального климата в коллективе из-за обид «ветеранов» |
Меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия | |
Возможности новых работников полностью неизвестны |
Новые работники приносят новые идеи и приемы работы, что обогащает организацию |
Примечание. Источник: [11]
Выделяют следующие методы отбора персонала в организации: [19]
1) Анкетирование. Содержание вопросов анкеты должно предоставлять следующую информацию: индивидуальную (имя, адрес, семейное положение, жилищные условия, возраст); сведения об образовании, карьере, состоянии здоровья, интересах в свободное время; сведения о том, почему кандидат хочет получить эту работу; имена поручителей.
2) Собеседование. За время собеседования работодатель должен получить представление о здоровье, манере поведения, личных качествах, интеллекте, интересах, чувстве ответственности, общительности, о том, как работа влияет на личную жизнь кандидата. Наиболее известная система вопросов для собеседования - "План семи пунктов": физические характеристики; образование и предыдущий опыт работы; общий кругозор и способность схватывать суть проблемы; способность к физическому труду; интересы и хобби; лидерство и чувство ответственности; личные обстоятельства. Так же при собеседовании можно понаблюдать за поведением человека в одиночестве. Под любым предлогом оставить его одного и пронаблюдать с помощью технических средств за его поведением [12].
3) Интервьюирование - процесс разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. [20].
3.1. Ситуационное интервью. Кандидату предлагается решить несколько практических ситуаций (гипотетических или реальных проблем). Этот метод позволяет выявить общие и аналитические способности кандидата, используемые им подходы к решению нестандартных проблем и умение выходить из трудных ситуаций.
3.2. Биографическое интервью. Его задачей является выяснение прошлого опыта кандидата с целью прогнозирования его возможностей и способностей, уточнения различных аспектов профессиональной деятельности кандидата, которые не раскрыты в резюме.
3.3.
Структурированное интервью. Его
целью является выявление
3.4.
Интервью по компетенциям. Цель
этого вида интервью
3.5. Стрессовое интервью - с целью
оценки кандидата на
4) Тестирование.
Позволяют выявить уровень
Таблица 1.2.2 – Типы тестирований
Типы тестирований |
Характеристика |
Когнитивный |
Определяет способности кандидата к обучению, анализу и самостоятельному решению задач |
Профессиональный |
Помогает оценить |
Психологический |
Позволяет спрогнозировать, как кандидат будет себя вести при решении рабочих задач |
Специализированный |
Оценивает конкретные профессиональные навыки, которые необходимы для данной вакансии. |
Примечание. Источник: [13]
5) Центры оценки. Оценка кандидатов в процедурах, имитирующих реальную деятельность. Полученные в результате данные являются более надежными, так как заключение дается не на основе того, что кандидат сообщил о себе, а на основе эффективности его действий в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы. Оценка осуществляется путем проведения различных упражнений (групповых и индивидуальных), отражающих способность анализировать полученную информацию и принимать управленческие решения, работать с аудиторией, умение высказать и обосновать свое мнение и т.д. Кроме того, анализируются психологические установки и личностные качества кандидата.
Выбор того или иного метода
отбора определяется в каждой конкретной
ситуации характером вакантной должности,
ее важностью для организации, традициями
и финансовым состоянием последней,
а также квалификацией
Можно отметить, что в отборе персонала имеются различного рода методы, которые достаточно обоснованы и применяются на практике. Так же имеются существенные критерии, которым обязательно должен соответствовать потенциальный работник организации.
Для полного представления обо всем многообразии используемых методов отбора персонала в следующей главе рассмотрим зарубежный опыт отбора персонала.
1.3 Зарубежный опыт отбора персонала в организации
Методы набора персонала из внутренних и внешних источников разнообразны.
К методам поиска среди внешних источников относят:
1) Работа с агентствами по найму (кадровыми агентствами). Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критерий поиска и отбора. Как правило, хорошо работающее агентство представляет нескольких кандидатов, чтобы работодатель сделал свой выбор самостоятельно. На представленных специалистов может быть дана «гарантия», которая вступает в силу в случае увольнения специалиста по собственному желанию или некомпетентности в течение оговоренного срока. В таком случае агентство обязано бесплатно представить других кандидатов на данную должность.
2) Обращения в центры занятости. Многие фирмы и компании используют местные центры занятости в качестве источника для найма людей. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал (для простой, рутинной работы, возможно, требующей неполной занятости). Как правило, через службу занятости устраиваются на работу специалисты, которые потеряли работу из-за банкротства своих прежних предприятий и были вынуждены пройти переобучение (переподготовку) для освоения новой специальности.
3) Самостоятельный
поиск через средства массовой
информации. Многие серьезные фирмы
предпочитают самостоятельно
Необходимо правильно сформулировать информационное объявление, с тем, чтобы привлечь внимание наиболее подходящих кандидатов. Целесообразно уже в объявлении отметить некоторые особенности интересующего вас персонала (ограничения при наборе), например, образование, особый опыт работы, или наоборот, отсутствие практического опыта.
В зарубежных компаниях, наряду с традиционными методами отбора персонала существуют новые, не существовавшие ранее.
Новшества в отборе персонала:
Многоступенчатая система и высокий процент отсева кандидатов (на одну имеющуюся вакансию может быть 100 и более претендентов). [3]
Преимущества:
Методы набора сотрудников из внутренних источников предполагает:
1) Внутренний конкурс.
Служба персонала может
Некоторые французские фирмы внутренний источник набора персонала используют в трех случаях:
При стремлении к формированию
минимальной численности
2) Совмещение
профессий. Целесообразно
3) Ротация. Весьма
эффективным для некоторых
Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и, в конечном, счете сопровождаются должностным ростом работников организации.