Открытая экономика: сущность, основные черты, преимущества и проблемы для Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Совмещение открытости белорусской экономики с защитой отечественного производителя, обеспечением экономической безопасности - одна из актуальных проблем становления и развития рыночной системы.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение основных черт открытой экономики, ее преимуществ и проблем для Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть сущность открытой экономики;
изучить состояние, проблемы и перспективы открытости экономики Беларуси.

Предметом исследования курсовой работы выступает специфика формирования открытой экономики в Республике Беларусь. Объект исследования — открытая экономика как вид экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 4
1.1 Открытая экономика: понятие и особенности. 4
1.2 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс. 6
1.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты. 11
Глава 2. РБ КАК ПРИМЕР ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 15
2.1 Открытая экономика РБ: преимущества и проблемы. 15
2.2 Внешнеторговая политика РБ. 17
2.3 Внешняя торговля РБ. 19
2.4 Итоги внешней торговли 21
2.5 Инвестиции. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 385.64 Кб (Скачать файл)

Стимулирование развития экспорта товаров и услуг является одним из приоритетов экономической политики нашего государства. В настоящее время созданы институциональные и правовые основы государственной поддержки экспорта в соответствии с международной практикой. Важное значение придается привлечению из-за рубежа инвестиций и новых технологий.

Стабильное увеличение темпов роста экспорта республики на протяжении последних лет свидетельствует о конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. В целом с 2002 по 2008 годы объем экспорта увеличился в 4 раза и достиг рекордной величины в 32,9 млрд. долларов США. Снижение белорусского экспорта в 2009 году было вызвано существенным сокращением спроса на внешних рынках вследствие мирового финансово-экономического кризиса.

Планы правительства по росту объемов внешней торговли в 2010 году строились с учетом тенденций развития мировой торговли во втором полугодии прошлого года. Увеличение объемов мировой торговли является индикатором подъема экономики в целом. Внешнеторговый товарооборот Беларуси в четвертом квартале 2009 года увеличился по сравнению с первым кварталом того же года более чем в 1,5 раза.

Что касается географической структуры внешней торговли, то ее коренного изменения не предвидится. Многовекторность внешнеторговой политики нашей стране неизменна. Для нас нет второстепенных рынков. Уже много лет наша страна сотрудничает как с ближними соседями, так и с отдаленными регионами.

Основными торговыми партнерами республики в 2009 году являлись: Россия – 47% всего объема товарооборота. Нидерланды – 7,8%, Германия – 6,4%, Украина – 6%, Польша – 3,2%, Китай – 2,5%, Великобритания – 2,1%, Италия – 1,8%, Индия – 1,2%. Благоприятные перспективы открываются в сотрудничестве с Туркменистаном и Азербайджаном. Как и в предыдущие годы, основными внешнеторговыми партнерами Беларуси останутся страны СНГ, прежде всего Российская федерация.

Для стабильности нашей торговли с Россией будем наверстывать упущенное в прошлом году: углублять производственную кооперацию, создавать на российской территории сборочные производства, расширять имеющиеся мощности, организовывать совместные финансово-промышленные группы и крупные промышленные холдинги.

Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана – это  серьезный стимул для наращивания товарооборота.

Что касается торговли со странами ЕС, то структура белорусского экспорта недостаточно диверсифицирована. Задача будет решаться путем наращивания поставок наукоемкой, инновационной продукции, сложно-технических изделий, новых моделей текстильных изделий, продуктов питания. Принципиально важным моментом является формирование благоприятного климата для устойчивых экономический связей между субъектами хозяйствования в Беларуси и Евросоюзе, активизация взаимодействия с кредитно- инвестиционными структурами ЕС.

Кризисная ситуация показала, насколько стратегически правильными и своевременными были меры по выходу на рынки Латинской Америки, Азии и Африки. Освоение новых рынков – приоритетная задача наших экспортеров и, надо сказать, решается она достаточно эффективно. В 2009 году среди покупателей белорусской продукции появились 16 новых стран в этих регионах.[10, с. 54-59]

Для открытой экономики характерны как преимущества, так и проблемы.

К преимуществам  можно отнести: приток иностранных инвестиций, приобретения новейших технологий и ранее недоступной информации. Только посредством мирохозяйственных связей можно обеспечить поток необходимых товаров и услуг, получить доступ к дополнительным рынкам сбыта.

А исходя из национальных экономических интересов к основным внешнеэкономическим угрозам Республики Беларусь, которым необходимо дать правовую характеристику в действующем законодательстве, относятся: изоляция в мировом экономическом пространстве с дискриминацией в торговле со стороны международного сообщества (отсутствие суверенитета в торговой, денежно-кредитной, бюджетно-финансовой политике, нарушение экономических соглашений странами-партнерами и т. д.); низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики (утрата производственного потенциала из-за износа основных фондов, снижение инновационной активности, недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств, утрата внешнеэкономических позиций в результате вытеснения конкурентами и т. д.); дефицит внешнеторгового баланса и нерациональная структура импорта (зависимость от импорта технологий, отдельных комплектующих изделий, продовольствия, энергоносителей, стагнация аграрного сектора, значительная доля России во внешнеторговом обороте, изменение конъюнктуры мирового рынка и т. д.); отсутствие реальной сбалансированной системы мер по привлечению зарубежных финансовых (инвестиционных) ресурсов (втягивание в долговую зависимость из-за высокого внешнего долга и т. д.); недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость таможенной границы (утечка капитала, интеллектуальной собственности и т. д.); неразвитость финансовой, организационной, информационной и транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции; правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

2.2. Внешнеторговая политика  РБ. 

В РБ внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики.

Экспортная политика — это мероприятия, нацеленные на максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых при условии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса. [12]

Концептуальной основой формирования экспортной политики является Национальная программа развития экспорта на 2006-2010гг. В соответствии с ней экспортной стратегией является освоение новых рынков, преимущественно перспективных рынков развивающихся стран при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции. Организационными принципами построения экспортной политики РБ  являются: суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции; многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в союзном государстве Беларуси и России, а также в рамках СНГ; выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках; перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой; преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регулирования; сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых); увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения; повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров; совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала.  Экспортоориентированными отраслями белорусской промышленности являются машиностроение, металлообработка, нефтехимическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Отраслями экспортоориентированных услуг — транспортные и деловые услуги. Среди предприятий – «Беларусь-калий», «Гродно-Азот», Минский тракторный завод, «Гомсельмаш», МАЗ, БелАЗ и др.

Импортная политика - это мероприятия, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса.[12]

Политика импортозамещения состоит из: организации собственного производства продукции взамен импортируемой; рационализации и сокращения ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др. Концептуальной основой импортной политики выступает «Программа импортозамещения», в соответствии с которой с 1997 г. реализуются государственная, отраслевые и региональные программы импортозамещения. Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей можно выделить: быстро окупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, АПК. Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов.

Особое значение для реализации внешнеторговой политики приобретает формирование и функционирование инфраструктуры внешней торговли, которая оказывает содействие предприятиям при выходе на внешние рынки, создает благоприятные условия для сбыта продукции на мировых и региональных рынках, оказывает организационное и финансовое содействие, предоставляет своевременную информацию о состоянии зарубежных рынков и возможностях участия в международных инвестиционных проектах. Актуальным является также создание единой национальной системы внешнеэкономической информации, позволяющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним, получить информацию о состоянии конъюнктуры на продукцию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспортно-импортных операций, мерах таможенно-тарифного регулирования, особенностях налогообложения, лицензирования и пр.

2.3. Внешняя торговля РБ.

 

Внешняя торговля товарами

Особенности промышленного комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение  и исторические связи определили высокую степень открытости экономики  республики, ее ориентированность на внешние рынки. Объем экспорта товаров  составляет около 50% валового внутреннего  продукта страны, импорта – около 60%.[11] 

В последнее  десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется  стремительным ростом объемов товарооборота. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала.  

При этом негативные тенденции сокращения объемов внешней  торговли всех стан мира в 2009-2010 году, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, затронули и внешнюю торговлю Республики Беларусь. 

Динамика  объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в  таблице.[11]

 

 

 Таблица 2.3.1: Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США) 

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объем внешней торговли Республики Беларусь

42 085

52 968

71 952

49 873

60 168

86 041

экспорт товаров

19 734

24 275

32 571

21 304

25 284

40 294

импорт товаров

22 351

28 693

39 381

28 569

34 884

45 747

сальдо

-2 617

-4 418

-6 810

-7 265

-9 600

-5 453

со странами СНГ 1)

23 121

30 237

40 317

27 540

34 172

47 590 

экспорт товаров

8 609

11 221

14 360

9 316

13 636

19 503

импорт товаров

14 512

19 016

25 957

18 224

20 536

28 087

сальдо

-5 903

-7 795

-11 597

-8 908

-6 900

-8 584

из них с Россией

19 944

26 084

34 059

23 444

28 035

38 608

экспорт

6 845

8 879

10 552

6 718

9 954

13 685

импорт

13 099

17 205

23 507

16 726

18 081

24 923

сальдо

-6 254

-8 326

-12 955

-10 008

-8 127

-11 238

со странами вне СНГ 2)

18 964

22 731

31 635

22 333

25 996

38 451

экспорт товаров

11 125

13 054

18 211

11 988

11 648

20 791

импорт товаров

7 839

9 677

13 424

10 345

14 348

17 660

сальдо

3 286

3 377

4 787

1 643

-2 700

3 131

Информация о работе Открытая экономика: сущность, основные черты, преимущества и проблемы для Республики Беларусь