Открытая экономика: сущность, основные черты, преимущества и проблемы для Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Совмещение открытости белорусской экономики с защитой отечественного производителя, обеспечением экономической безопасности - одна из актуальных проблем становления и развития рыночной системы.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение основных черт открытой экономики, ее преимуществ и проблем для Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть сущность открытой экономики;
изучить состояние, проблемы и перспективы открытости экономики Беларуси.

Предметом исследования курсовой работы выступает специфика формирования открытой экономики в Республике Беларусь. Объект исследования — открытая экономика как вид экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 4
1.1 Открытая экономика: понятие и особенности. 4
1.2 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс. 6
1.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты. 11
Глава 2. РБ КАК ПРИМЕР ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 15
2.1 Открытая экономика РБ: преимущества и проблемы. 15
2.2 Внешнеторговая политика РБ. 17
2.3 Внешняя торговля РБ. 19
2.4 Итоги внешней торговли 21
2.5 Инвестиции. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 385.64 Кб (Скачать файл)

 

Развитая  транспортная инфраструктура представлена широкой сетью автомобильных, железных и воздушных дорог. 

 

Пролегающие по Беларуси магистрали – это важнейший  элемент европейской транспортной системы. В стране принята Программа  развития логистической системы  на период до 2015-го года для развития транзитного потенциала в Республике. Намечено построить 50 логистических  центров, в том числе 18 транспортно-логистических.[13]

 

1.4. Преимущества и недостатки  открытой экономики.

 

Преимущества  открытой экономики:

  • углубление специализации и интеграции национального производства;
  • рациональное распределение ресурсов страны в зависимости от степени их эффективности;
  • распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;
  • рост конкуренции между национальными производителями, стимулируемый конкуренцией со стороны мирового рынка.[8, с.340-390]

 

Открытость  экономики на ряду с очевидными преимуществами имеет также определенные негативы или опасности. К их числу можно  отнести следующие:

  • упадок отечественного производства и банкротства отечественных производителей;
  • усиление финансовой зависимости от развитых стран или мировых финансовых структур;
  • усиление технико-технологической зависимости от других стран;
  • деформацию структуры отечественной экономики с потерей актуальных для нее элементов и др.[5, с.238]

Из этого следует, что формирование открытости экономики очень не простой  процесс. Это требует компетентного  просчета всех плюсов и минусов, учета  альтернативных вариантов, их последствий, а также проведение поэтапных  подготовительных мероприятий, направленных на безусловное обеспечение национальной экономической безопасности.

Под национальной экономической безопасностью понимают способность страны и ее экономики поддерживать постоянную активность своих хозяйствующих субъектов и тем самым обеспечивать экономическую стабильность и независимость.[5, с. 238] При соблюдении такого положения открытость экономики и вхождение страны в мирохозяйственные связи имеет определенные преимущества. 

Существуют внешние и внутренние факторы безопасности страны. К внешним (наиболее опасным) факторам безопасности относятся:

  • лавинообразное нарастание импортной зависимости;
  • утечка отечественного капитала;
  • опасность усиленного вывоза природных ресурсов;
  • нарастание внешней задолженности;
  • информационная экспансия и др.[5, с.238]

Понятно, что для предотвращения опасных  для страны последствий, необходимо распознать и блокировать внешние  угрозы. Политика большей открытости должна быть разумной, гибкой и безопасной.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сделаем  следующие выводы.

Открытая  экономика – это экономика, в  которой в качестве макросубъекта  выступает сектор заграница. Открытость экономики проявляется в трех формах: экспорт и импорт товаров  и услуг, приток и отток капитала, движение валюты. По интенсивности  связей, а также характеру условий  взаимодействия экономики со странами остального мира различают степень  открытости экономики: высокая и  низкая. В открытой экономике объем  национального дохода и продукта определяется не только внутренним, но и внешним спросом.

По степени  влияния на мировые рынки различают  большую и малую открытые экономики. Большая открытая экономика оказывает  влияние на параметры мировых  финансовых и товарных рынков. Наоборот, в малой открытой экономике ее внутренняя ставка процента определяется мировой.

Взаимодействие  национальной экономики и стран  остального мира отражается в платежном  балансе. Счета платежного баланса  взаимосвязаны между собой, счет текущих операций и счет капитальных  операций балансируют один другого. Положительное сальдо торгового  баланса сопровождается оттоком  капитала и наоборот.

Внешний сектор оказывает большое влияние на экономику страны. 
Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития нескольких последних десятилетий является последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, ориентированной на внешний рынок.

Оценка степени  открытости экономики РБ весьма не однозначна. С одной стороны, по динамике количественных номинальных показателей, характеризующих внешнеторговую деятельность Беларуси, - ее можно оценить как  малую открытую экономику. С другой стороны, в институциональном аспекте  регулирование и формирование мирохозяйственных  связей Беларусь, базируясь на протекционистских  основах, имеет тенденцию к закрытости. 

Следовательно Беларусь нуждается в новой доктрине, снижающей протекционизм и преодолевающей некоторую закрытость, с ориентацией  прочного вхождения в мировой  рынок.

Принцип открытости экономики обладает большой привлекательностью. В оценке степени открытости экономики  следует учитывать воздействие  двух моментов, имеющих неоднозначные  последствия.

Первый. Конечно, переход к открытой экономике  для международной конкуренции  означает создание жизнеспособного  рынка. Открытость экономики позволяет  создать рыночную дисциплину, приводит к конкуренции - источнику жизненной  среды динамичной рыночной системы. Более того, если экономика открыта, то роль правительства в ограничении  потоков товаров и капитала снижается, таким образом, сокращается возможность  коррупции и злоупотреблений, а  также ограничивается уязвимость, вызванная  некомпетентностью.

Второй. Открытая экономика для Беларуси привлекательна тем, что благоприятствует сдвигам  в политической и социальной сферах. Прежде всего, открытая экономика - это  продолжение политики гласности. Быть открытым - значит быть свободным, и  это стимулирует приверженность этой политике. Важно при этом, чтобы  предпочтения формировались на основе благоприятных результатов, а не привлекательных слов. В частности, требуют неотложного практического  решения проблемы преодоления бедности и повышения экономического роста.

Принято считать, что Запад оказывает поддержку  открытой экономике, и именно в этом случае западные инвесторы готовы вкладывать средства в экономику Беларуси. Конечно, важен приток иностранных инвестиций и технологий. Привлечение иностранных инвестиций в Беларусь—это второй шаг, а первый состоит в том, чтобы сделать экономику нормально функционирующей и привлекательной для иностранных инвестиций. Открытие экономики расширяет возможности потребительского выбора населения и тем самым способствует повышению жизненного уровня в краткосрочной перспективе. Широкое разнообразие потребительских товаров зарубежного производства на внутреннем рынке обогащает предложение, диверсифицирует потребности. Однако их удовлетворение в краткосрочной перспективе стоит неоправданно дорого, если оно препятствует долгосрочному экономическому развитию.

 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеенко, Т.С. Исследование особенностей функционирования открытой экономической системы: теоретический  аспект анализа и практика реформирования переходной экономики: отчет о НИР. – Гомель БТЭУ, 2006. – 160 с.
  2. Баркова, В.В. Факторы, определяющие уровень конкурентоспособности страны// Экономика и управление. – 2010. -  №1 с. 29-33.
  3. Макроэкономика: учеб. пособие/В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. проф. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ,   2009. – 270 с.
  4. Денисевич А. Проблемы правового регулирования обеспечения внешнеэкономической безопасности государства// Журнал международного права и международных отношений. – 2006. - № 1 с.32-36.
  5. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: учеб. пособие/ Т.С. Алексеев [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск ИВЦ Минфина, 2009. – 380 с.
  6. Зубко Н.М. Международная экономика: ответы на экз. вопросы / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур.- 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 160 с.
  7. Ковалев М. Открытое окно возможностей// Белорусская мысль.- 2007. - № 8. – с. 65-69.
  8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: Мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособие. – Минск ФУА информ, 2009.- 702с.
  9. Мэнкью Н. Грегори Принципы макроэкономики: пер. с англ. /Н. Грегори Мэнкью-СПб. : Питер, 2010. – 544 с.
  10. Тур, А. Опираясь на инновации// Экономика Беларуси: Итоги. Тенденции. Прогнозы. – 2010. - № 3. – с. 54-59.
  11. Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь                                                     [Электронный ресурс] Режим доступа: http://belstat.gov.by Дата доступа: 05.03.2012.
  12. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchebnik-besplatno.com Дата доступа: 03.03.2012.
  13. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mfa.head.by Дата доступа: 02.03.2012.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.


 

 

 

Приложение 2.

 


 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

 

Приложение 4.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Открытая экономика: сущность, основные черты, преимущества и проблемы для Республики Беларусь