Оценка индивидуальных качеств менеджеров предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы и провести оценку индивидуальных качеств менеджеров предприятия.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
- определить характер труда и роли менеджеров в организациях;
- изучить профессиональные и личностные требования к менеджеру;
- выявить особенности труда руководителя, критерии оценки труда;
- рассмотреть десять правил по организации подбора менеджера;
- изучить методы подбора кандидатов на вакантные должности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Характер труда и роли менеджеров в организациях 6
1.2. Профессиональные и личностные требования к менеджеру 9
1.3. Особенности труда руководителя, критерии оценки труда 12
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ 18
2.1.Десять правил по организации подбора менеджера 182.2.Методы подбора кандидатов на вакантные должности 22
2.3. Оценка резюме специалистами по подбору персонала 26
3.ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ФРЕГАТ») 30
3.1. Характеристика предприятия ООО "Фрегат 30
3.2. Методы оценки персонала и планирования карьеры персонала на предприятии ООО "Фрегат" их анализ 32
3.3. Рекомендации по совершенствованию методов оценки деловых и личностных качеств персонала предприятия 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     4

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ                                         6

1.1 Характер труда и роли менеджеров в организациях                             6

1.2. Профессиональные и личностные требования к менеджеру                     9

1.3. Особенности труда руководителя, критерии оценки труда                       12

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ 18

2.1.Десять правил  по организации подбора менеджера                               182.2.Методы подбора кандидатов на вакантные должности                         22    

2.3. Оценка резюме специалистами по подбору персонала                         26

3.ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ФРЕГАТ»)                           30

3.1. Характеристика предприятия ООО "Фрегат 30

3.2. Методы оценки персонала и планирования карьеры персонала на предприятии  ООО "Фрегат" их анализ                                                       32

       3.3. Рекомендации по совершенствованию методов оценки деловых и         личностных качеств персонала предприятия                                                     34

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  
  
  
 ВВЕДЕНИЕ  
 

 

 

     Данная  курсовая работа посвящена теме «Оценка индивидуальных качеств менеджеров предприятия». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.      

В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения  комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды, в которой работает менеджер. Так, например, для руководителей технических служб необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного отдела знаний организации производства и управления. Чем крупнее подразделение или отдел, который возглавляет менеджер, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы.     

Кроме того, профессиональный менеджер понимает сущность протекающих  процессов преобразования в сфере  экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т. е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.     

Цель  курсовой работы – изучить теоретические  основы и провести оценку индивидуальных качеств менеджеров предприятия.     

Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:     

- определить характер труда и  роли менеджеров в организациях;     

- изучить профессиональные и личностные требования к менеджеру;     

- выявить особенности  труда руководителя, критерии оценки  труда;     

- рассмотреть десять правил по  организации подбора менеджера;     

- изучить методы подбора кандидатов  на вакантные должности;   

- определить процес оценки резюме  специалистами по подбору 

персонала;     

- провести оценку индивидуальных  качеств менеджера 

ООО «Фрегат».     

Объект  исследования: менеджер магазина ООО  «Фрегат».     

Предмет исследования: индивидуальные качества менеджера ООО «Фрегат».     

Методы  исследования: описание, сравнение, анализ и др.

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 

 

    1. Характер труда и роли менеджеров в организациях 

 

Менеджмент  неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит  название управленческого. По сравнению  с другими видами труда в организации  он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.      

Особенности труда менеджеров вытекают из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение  усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем великое множество, и они носят самый разнообразный характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальным изменением ранее принятой политики. Это означает, что менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применять в каждом конкретном случае[4, c.134.].

Наиболее полное описание видов работ, которые  менеджеры выполняют в организации, приведено в работе известного канадского ученого Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты», в которой выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений [19, с. 154.].     

В межличностных контактах  менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает, прежде всего, как символическая фигура, которая  представляет организацию, являясь  как бы ее флагом. В этой роли на менеджера  возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.    

  Очень важна роль менеджера как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние  на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей[5, c.46].     

Роль  связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто  формально им не подчиняется. Это  и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.     

Информационные  роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети коммуникаций, создаваемых и поддерживаемых ими. В этой группе Г. Минцберг выделил три специфические роли [11, с. 89.]:     

1) роль приемников информации, характеризующая менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.     

2) роль распространителей информации характеризует менеджеров не только как получателей, но и как распространителей информации по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они переда ют информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.      

3) менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.     

В качестве устраняющих помехи менеджеры  должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.      

Одной из важнейших ролей менеджера  является распределение ресурсов, которые  необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, т.е. тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов[1, c.67.].     

Роль  ведущих переговоры отражает обязанности  менеджеров постоянно согласовывать  действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.     

Значение  каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал - это важнейший ресурс организации, от которого зависит ее существование, возможности роста и развития [6,с.142.].  
 

1.2. Профессиональные  и личностные требования к  менеджеру  
 

При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и выполнению определенных служебных обязанностей, обычно выделяют профессиональные и индивидуальные (личные) компетенции. К профессиональным относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) компетенции - те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора. К числу деловых качеств менеджера относятся трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность [3, с. 167.].     

Вместе  с тем практика показывает, что  указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что  эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств руководителя.      

В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все  свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются  и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.      

Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение  к жизни и деятельности и его  нравственные качества, в том числе  уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность  перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового [8, с. 155.].     

Весьма  необходимы для менеджера его  волевые качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.     

Большое значение для эффективности  работы менеджера имеют также  его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность  в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность  к сопереживанию.     

Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.     

Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой - необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования. В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм [15, с. 83.].      

Информация о работе Оценка индивидуальных качеств менеджеров предприятия