Оценка индивидуальных качеств менеджеров предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы и провести оценку индивидуальных качеств менеджеров предприятия.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
- определить характер труда и роли менеджеров в организациях;
- изучить профессиональные и личностные требования к менеджеру;
- выявить особенности труда руководителя, критерии оценки труда;
- рассмотреть десять правил по организации подбора менеджера;
- изучить методы подбора кандидатов на вакантные должности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Характер труда и роли менеджеров в организациях 6
1.2. Профессиональные и личностные требования к менеджеру 9
1.3. Особенности труда руководителя, критерии оценки труда 12
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ 18
2.1.Десять правил по организации подбора менеджера 182.2.Методы подбора кандидатов на вакантные должности 22
2.3. Оценка резюме специалистами по подбору персонала 26
3.ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ФРЕГАТ») 30
3.1. Характеристика предприятия ООО "Фрегат 30
3.2. Методы оценки персонала и планирования карьеры персонала на предприятии ООО "Фрегат" их анализ 32
3.3. Рекомендации по совершенствованию методов оценки деловых и личностных качеств персонала предприятия 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.15 Кб (Скачать файл)

Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать  мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.     

Вместе  с тем следует учитывать, что  стремление заниматься организаторской  деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих  форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для конкретного человека будущих результатов его деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком в достижении поставленной цели.

Сущность  большинства проблем в деятельности любой организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника и трудового коллектива или всей организации, интересов организации и потребителя или общества в целом и т.д. Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.     

Таким образом, структура личности менеджера  проецируется на деятельность управляемой  им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.

 

1.3. Особенности  труда руководителя, критерии оценки  труда  
      

Основное  содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства[2, с. 382.].     

Основные  особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

  1. неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  2. высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  3. повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  4. положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  5. особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  6. наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  7. весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  8. определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  9. конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  10. уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

 

     По  объекту труда профессию менеджера  следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).     

По  целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает  социальная реальность (различные ее аспекты).     

По  средствам труда менеджер относится  преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника[7, c.278.].     

По  условиям труда профессия менеджера  относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному, нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.     

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей  подготовки кадров, наиболее высокой  степени активности и уровня ответственности  человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.     

Существует  четыре типа профессии управленца (менеджера организации) [5, с.135.]:

- руководитель. Его основная деятельность- управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

- консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

- ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;

- преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.      

С каждым из указанных типов профессии  управленца связаны специфичные  требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста.     

     Руководитель (менеджер) организации использует свои административные полномочия для  достижения целей организации, действует  в строгом соответствии с нормативно-правовыми  актами, участвует в реализации кадровой политики.

      Руководитель проявляет  способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных [7, с. 240.].     

Роль  профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.     

Руководитель  в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт[11, c.178.].     

Выполнение руководителем  роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией  с подчиненным, при постановке целей  и задач деятельности перед подчиненным  и коллективом в целом, при  распределении обязанностей, при  оценке результатов труда, при определении  мер поощрения и наказания.     

Роль  воспитателя предполагает помощь работнику  со стороны руководителя в понимании  традиций организации, в осознании  общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также формирование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой - укрепить его гражданские позиции.     

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора.     

Таким образом, основным содержанием деятельности менеджера является управление людьми. Целью деятельности менеджера является обеспечение максимально эффективной совместной деятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  
  
 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОДБОРА МЕНЕДЖЕРА  НА ПРЕДПРИЯТИЕ 

 

2.1. Десять правил  по организации подбора менеджера  
 

 

 

     Правильный  выбор менеджера может помочь в увеличении производительности, прибыли и повышении «боевого духа» сотрудников. Неправильный выбор обычно сказывается на большой текучке персонала или недостаточной компетенции сотрудников.     

Если  вы выбрали не того человека, то вам  придется снова тратить деньги на подбор новых людей. Это может существенно увеличить расходы любой организации.      

Десять  правил по организации подбора менеджера:      

1. Четко представить, что нужно. Начать  надо с подробного описания вакансии, на которую вы ищете человека. Если у нет подходящих описаний, вы должны сами составить список обязанностей и требований, связанных с ней. Очень важно понимать, в чем заключается работа. Когда вы выбираете, задача - не только личные качества человека, но степень его соответствия вакансии. Хорошо составленные описания помогут вам подбирать правильных людей [13, с.14.].     

2. Поиск лучших. Для многих лучшим способом найти новых  сотрудников являются рекомендации. Это гарантия того, что вы найдете человека с опытом работы без больших затрат. Тем не менее, самым популярным способом поиска кандидатов остаются объявления. Чтобы вам не пришлось просматривать сотни резюме, пишите понятные и конкретные объявления о вакансиях. Это не только отсеет лишних людей, но и существенно облегчит вашу работу.     

3. Подготовка к интервью.  После подбора резюме, вам нужно сопоставить их с описанием вакансии, чтобы опять же отсеять лишних людей. Просмотрите понравившиеся вам резюме еще раз. При необходимости делайте пометки.     

Очень хорошо приготовить вопросы, которые  вы хотите задать кандидатам, заранее. Задавайте вопросы, соответствующие специфике работы, чтобы проверить наличие у соискателей специальных знаний.     

Старайтесь  не говорить с ними о таких вещах  как раса, возраст, социальный статус, религиозные воззрения, национальность и т. д. Вы можете показаться невежливым. Уделяйте особое внимание личным качествам кандидата, его опыту, способностям и будущим планам[14, с. 16.].     

Для проведения интервью найдите  тихое, уединенное место. Выделите время, когда вас не будут отвлекать. Если вы отвлекаетесь, вы можете показаться кандидату невоспитанными. К тому же это помешает вам сосредоточиться.      

Информация о работе Оценка индивидуальных качеств менеджеров предприятия