Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 06:12, дипломная работа
Основной целью бакалаврской работы является изучение и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат» и разработка мероприятий направленных на ее повышение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть основные факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- определить мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат» 23
2.1 Общая характеристика организации ООО «Стройбат» 23
2.2 Анализ конкурентной среды на рынке 25
2.3 Методика конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия 35
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО Стройбат 35
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 38
Заключение 40
Список использованных источников 42
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под внешними факторами следует понимать:
Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов (рис.3).
Рисунок 3 - Совокупность внутренних и внешних факторов конкурентоспособности предприятия
Специалисты различных областей знаний по-разному оценивают воздействие отдельных факторов на функционирование предприятий в рыночной среде и их конечные результаты деятельности. Однако, несмотря на очевидную простоту предлагаемых подходов, недопустимо акцентировать внимание на изучении отдельных факторов. В данном случае целесообразно применение комплексного подхода, который выражается в одновременном рассмотрении технических, экономических, технологических, социальных, организационных, экологических аспектов решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий.
Анализ деятельности предприятия по
повышению его конкурентоспособности
предполагает оценку достигнутого уровня
использования имеющегося потенциала
(организационного, научно-технического,
производственно-
Вместе с тем анализ конкурентоспособности имеет свои специфические черты и задачи:
Во-первых, оценка конкурентоспособности, т.е. определение показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики;
Во-вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров;
В-третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль [26].
Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке.
Так, Лобанов М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются:
— определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;
— выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;
— определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
— выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности [8].
В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям. Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:
— горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
— вертикальный анализ при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
— факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
— сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
М. И. Баканов предлагает процедуру проведения комплексной сравнительной оценки, состоящей из следующих этапов:
— конкретизация целей и задач комплексной оценки;
— выбор исходной системы показателей;
- организация сбора исходной информации;
— расчет и оценка значений частных показателей;
— обеспечение сравнимости оцениваемых показателей;
- выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритма и программы расчета комплексных сравнительных оценок;
- расчет комплексных оценок;
- экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;
- анализ и использование комплексных сравнительных оценок [18].
Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
1) оценка с позиции сравнительных преимуществ — сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности;
2) оценка с позиции теории равновесия — в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;
3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции — выделяют два подхода при использовании данного метода:
- структурный подход — сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;
- Функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;
4) оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы. [15]
Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
gi =Пi / Пin,
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-ro параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.
Сводные индексы определяются по ряду параметров:
Ип= ∑ ai *Ипi,
где ai — удельный вес i-ro параметра (определяется экспертным путем);
Ипi - единичный параметрический индекс i-ro параметра.
В качестве интегрального показателя конкурентоспособности И. Ансоффом для оценки позиции фирмы в конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы».
Конкурентный статус фирмы представляет собой произведение трех сомножителей: уровня капиталовложений, стратегического норматива и норматива возможностей:
где If — уровень стратегических капиталовложений фирмы;
Ik — критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;
Iо — точка оптимального объема капиталовложений, после которой увеличение капиталовложений приводит к понижению дохода;
Sf, So — соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;
Cf, Co — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.
Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки;
5) профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность. Профиль требований приведен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка,
А, В — сравниваемые организации)
6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1 приведен возможный профиль полярностей.
Таблица 1 - Возможный профиль полярностей
Позитив |
Негатив |
У нас имеется четкая организационная структура |
У них более рациональная организационная структура |
У нас продумана система управления |
У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы |
У нас хорошо поставлено планирование |
У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее |
7) матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением.
Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара;
8) SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий;
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»