Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 06:12, дипломная работа
Основной целью бакалаврской работы является изучение и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стройбат» и разработка мероприятий направленных на ее повышение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть основные факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- определить мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия;
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат» 23
2.1 Общая характеристика организации ООО «Стройбат» 23
2.2 Анализ конкурентной среды на рынке 25
2.3 Методика конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия 35
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО Стройбат 35
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 38
Заключение 40
Список использованных источников 42
Основные виды деятельности предприятия в соответствии с учредительными документами:
1. Оптовая и розничная торговля.
2. Оказание посреднических, дилерских, рекламных, консультационных и иных видов услуг.
Анализируемое торговое предприятие имеет достаточно выгодное расположение, оно находится в центральном районе г.Камень-на-Оби, что способствует привлечению многочисленных покупателей.
В состав предприятия входит сеть магазинов, склад, бухгалтерия, транспортный отдел. Каждое структурное подразделение предприятия выполняет функции и задачи, поставленные перед ним.
Отношения работников и предприятия, возникшие на основе трудового договора - контракта, регулируются законодательством РФ о труде.
Организационная структура торгового предприятия ООО «Стройбат» представлена в виде схемы на рисунке 6.
Рисунок 6 – Организационная структура ООО «Стройбат»
Как видно из вышеприведенной схемы предприятие ООО «Стройбат» имеет линейно-функциональную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда и специализация.
Преимуществами такого типа организационной структуры является единство и четкость распоряжений, согласованность действий и четкая система взаимосвязей между директором и подчиненными, ясно выражена ответственность.
Недостатками же такого типа структуры являются высокие требования к директору, который должен иметь знания в различных областях науки и техники, и опыт работы по всем функциям управления и сферам действия предприятия, поэтому огромный поток поступающей информации сосредоточен у директора, и именно в его руках находятся все «бразды правления».
Одним из важнейших свойств конкурентоспособности предприятия является ее управляемость. Конкурентоспособность можно формировать, изменять, планировать ее уровень. У предприятий сферы услуг, как правило, имеются рычаги воздействия на факторы конкурентоспособности, оперируя которыми оно может обеспечивать определенный уровень конкурентоспособности на обслуживаемых рынках. Процесс управления конкурентоспособностью предприятия должен базироваться на результатах глубокого анализа конкурентоспособности предприятия, в ходе которого выявляются резервы конкурентоспособности и формируются ключевые направления обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности предприятия.
Поскольку конкурентоспособность предприятия сферы услуг определяется не только внутренними факторами, но и факторами внешней экономической среды предприятия процесс анализа конкурентоспособности предприятия должен включать два направления анализа:
- анализ факторов внутренней среды формирования конкурентоспособности предприятия;
- анализ факторов внешней среды, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия.
Ключевым направлением анализа факторов внешней среды предприятия в процессе управления конкурентоспособностью выступает анализ конкурентной среды рынка услуг. Данный анализ позволяет:
- понять структуру и динамику отраслевого рынка услуг;
- характерные для предприятий данной сферы услуг возможности и существующие угрозы;
- выявить степень привлекательности отраслевой конкурентной среды.
Обозначенные возможности этого анализа позволяют более обоснованно подойти к разработке конкурентной стратегии поведения предприятия на рынке услуг и формированию его конкурентных преимуществ.
Анализ конкурентной среды рынка услуг выполнен нами на примере условий рынка продажи строительных материалов с учетом таких сегментов рынка, как цен, качество продукции, качество обслуживания.
Анализ конкурентной среды рынка услуг предлагается выполнять с использованием модифицированной модели конкурентных сил, построенной нами применительно к сфере услуг на основе:
- модели пяти конкурентных сил М. Портера [1]: способность поставщиков торговаться, способность покупателей торговаться, соперничество между имеющимися конкурентами, угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров и услуг-заменителей;
- модели семи конкурентных сил, представленных в работе [2]: сила поставщиков, сила потребителей, сила посредников, характер внутриотраслевой микросреды, характер конкуренции со стороны товаров и услуг-заменителей, угроза появления в отрасли новых конкурентов, макроэкономические факторы.
Проведение анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели семи конкурентных сил представляется нам достаточно обоснованным. В то же время специфические особенности сферы услуг диктуют целесообразность корректировки данной модели, приближающей ее к модели М. Портера. В частности, конкурентную силу «макроэкономические факторы» можно исключить, поскольку предприятия сферы услуг, как правило, обслуживают достаточно локальные рынки и редко выходят на международный уровень.
Конкурентная сила «Сила посредников» не играет столь существенной роли для предприятий сферы услуг, т.к. они преимущественно напрямую работают с заказчиком. При необходимости в анализе влияние торговых посредников можно учесть в конкурентной силе «Сила потребителей» по аналогии с моделью М. Портера. К инжиниринговым и технологическим посредникам предприятия услуг обращаются крайне редко. Следовательно, они также не могут оказывать существенного влияния на состояние отраслевой конкурентной среды. Определенное давление на отраслевые фирмы может быть со стороны посредников по снабжению предприятий необходимыми экономическими ресурсами. Влияние этих посредников целесообразно учесть в конкурентной силе «Сила поставщиков» по аналогии с моделью М. Портера.
Конкурентную силу «Характер внутриотраслевой микросреды» целесообразно переименовать в силу «Характер конкурентного взаимодействия отраслевых фирм». Данное название, на наш взгляд, более точно отражает содержание этой силы.
Итак, по сравнению с моделью пяти конкурентных сил М. Портера нами модифицирована только конкурентная сила «Соперничество между имеющимися конкурентами», что было связано с изменением условий и характера конкуренции на современных рынках. На момент разработки модели М. Портера преобладало представление о конкурентной борьбе как о битве. Однако уже в конце XX века появляются новые научные концепции теории конкуренции, опирающиеся не только на конкурентное противостояние фирм, но и на их сотрудничество. В частности, речь идет о «теории соконкуренции» А. М. Бранденбургера (Гарвардский университет) и Б. Дж. Нейлбаффа (Йельский университет) [3], «теории предпринимательских экосистем» Дж. Ф. Мура [4], «биологической теории организации отрасли» Л. Г. Раменского и Дж. П. Грайма [2], Х. Фризевинкеля [5].
Конкурентная сила «Характер конкурентного взаимодействия отраслевых фирм» учитывает сотрудничество фирм, наряду с остротой конкурентной борьбы между ними. В ходе анализа кроме характера конкуренции на отраслевом рынке услуг исследуется уровень специализации фирм, кооперационное взаимодействие конкурентов, уровень интеграции в отрасли, сфера сотрудничества конкурирующих предприятий, наличие профессиональных объединений отраслевых фирм и их роль в развитии отрасли.
Предлагаемая нами модифицированная модель конкурентных сил отраслей сферы услуг представлена на рис. 7.
Рисунок 7 – Модифицированная модель конкурентных сил отраслей сферы услуг
Конкурентная сила «Сила поставщиков».
При исследовании этой конкурентной силы анализируется влияние поставщиков специализированных для отрасли ресурсов, также обращается внимание на поставщиков общих ресурсов, но имеющих высокую долю в себестоимости услуг отраслевых предприятий.
Следует отметить, что поставщики строительных материалов, как правило, сотрудничают напрямую или через региональных представителей с отечественными и зарубежными производителями отделочных строительных материалов, мебельными фабриками, производителями сантехнических средств, предметов интерьера, индивидуальными художниками, работающими над созданием предметов декоративно-прикладного искусства и т. п., продвигая их продукцию и услуги на потребительский рынок услуг строительного дизайна.
Такие стройматериалы, как цемент, песок, фанера, брус, кирпич и т. п. предприятия строительных материалов используют российского производства, стараясь найти более дешевое решение. На рынке пользуется устойчивым спросом достаточно качественная продукция местных производителей.
Конкуренция среди поставщиков строительных материалов достаточно жесткая ввиду их многочисленности и однородности поставляемого продукта, поэтому они в целом не оказывают ценового давления на потребителя. Строительные материалы реализуются как непосредственно производителями, так и через многочисленную сеть оптовых и оптово-розничных торговых посредников.
В качестве декоративно-отделочных строительных материалов, а также сантехнических приборов очень широко используются импортные материалы и изделия. Дизайнеры зачастую для отделки фасадов и внутренней отделки помещений применяют продукцию немецких, итальянских, французских, швейцарских, финских производителей, будь то плитка, сантехника, напольные покрытия, краски, лаки или декоративные штукатурки.
Импортная ориентация в обеспечении строительными материалами отечественных предприятий услуг строительного дизайна усиливает отрицательное влияние данной конкурентной силы. Однако в последние годы отмечается положительная динамика качества и дизайнерского оформления отечественных строительных отделочных материалов. Во многом этому способствует переоснащение отечественных предприятий стройиндустрии технологическими линиями зарубежного производства. Это подтягивает отечественную продукцию к уровню качества несколько сопоставимого с мировыми аналогами.
Следует отметить, что сегодня на строительном рынке представлено большое разнообразие отделочных строительных материалов и изделий как отечественного, так и зарубежного производства. Поле деятельности дизайнеров при выборе материалов для реализации своих дизайнерских решений достаточно широкое. Это в целом положительно влияет на действие конкурентной силы «Сила поставщиков».
Для определения оценки конкурентоспособности воспользуемся методикой, которая включает в себя три основных раздела:
1) Оценка конкурентоспособности продукции.
Она осуществляется на основе ее нормативных, технических, экономических и организационных параметров посредством расчета интегрального показателя конкурентоспособности продукции. Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности осуществляется с помощью интегрального показателя, который принимает значения лишь 1 и 0. Если продукция соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.
Нормативными показателями для продаваемой продукции ООО «Стройбат» являются показатели, установленные ГОСТом РФ, а так же сертификация продукции. А так как вся продукция, продаваемая предприятием, удовлетворяет стандартам и сертифицирована, то интегральный показатель принимает значение, равное 1.
Анализ конкурентоспособности продукции включает в себя определение технических показателей, расчет которых позволяет предприятию оценить, насколько конкретное свойство продукции, представленное ею, удовлетворяет соответствующий элемент потребности. Это выражается отношением величины технического параметра анализируемой продукции к величине того же параметра, при которой элемент потребности удовлетворяется полностью (величине параметра гипотетической продукции).
Аналогично можно произвести расчеты по всем техническим параметрам, получив, в конечном итоге, полный набор показателей, характеризующих степень приближения свойств анализируемой продукции к требованиям покупателя. При этом значимость свойства в общей структуре свойств продукции должна совпадать со значимостью соответствующего элемента потребности.
Для получения на базе единичных группового показателя, характеризующего соответствие продукции потребности, необходимо объединить их с учетом значимости Полученный таким образом показатель характеризует степень соответствия данной продукции существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя. Единичные и групповой показатели отражают степень удовлетворения потребности, не позволяя при этом оценить конкурентоспособность продукции. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемой продукции и ее конкурента и выяснить, какая из них в большей степени соответствует потребности. Такое сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данной продукции в сравнении с продукцией конкурентов по отношению к конкретной потребности.
Несмотря на кажущуюся простоту рассмотренного выше показателя, его применение на практике в ряде случаев затруднительно. Он применим, когда четко известны потребность, функция, которую должна выполнять продукция, и конкретные условия ее осуществления. В большинстве случаев для этого необходима обширная и точная информация о потребностях покупателей, а также трудоемкие и дорогостоящие рыночные исследования. Поэтому часто конкурентоспособность оценивается косвенным методом - с помощью товара-образца. В этом случае за основу анализа берется не потребность, а товар-образец, уже пользующийся спросом и, следовательно, в какой-то мере близкий к общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должна соответствовать продукция, предназначенная для удовлетворения определенной потребности, а также моделирует потребность и позволяет вести сравнение его параметров с параметрами продукции, подлежащей оценке, что облегчает и удешевляет процесс анализа.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройбат»