Оценка профессионализма менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 03:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие процесса управления социально экономическими организациями;
2. Изучить роли и основные функции руководителя;
3. Исследовать как профессионализм руководителя влияет на качественное выполнение им своих ролей и функций.

Содержание

Введение 3
1. Понятие руководителя и его место в системе управления социально-экономическими организациями 5
1.1. Понятие процесса управления социально-экономическими организациями 5
1.2 Роли руководителя 9
2. Профессионализм руководителя и его место в осуществлении им управленческой деятельности 16
2.1. Профессионализм управленческих кадров и его составляющие 16
2.2. Критерии профессионализма управленческой деятельности и их сущность 21
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

пример контр.docx

— 55.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

Южно-Сахалинский институт (филиал)

 

 

 

Кафедра менеджмента и торгового дела

 

 

 

контрольная работа

 

по дисциплине: «Информационные технологии в менеджменте»

на тему: «Оценка профессионализма менеджера»

 

 

 

Выполнил: студент ______ курса направления: _______________

_____________________________

заочной формы обучения,

группы _______________________ Шифр: _______________________

Ф.И.О.____________________

__________________________

 

Рецензент: _____________

 

Южно-Сахалинск

2014 г.

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

 

1. Понятие руководителя и его место в системе управления социально-экономическими организациями  5

1.1. Понятие процесса управления социально-экономическими организациями 5

1.2 Роли руководителя 9

2. Профессионализм руководителя  и его место в осуществлении  им управленческой деятельности 16

2.1. Профессионализм управленческих кадров и его составляющие 16

2.2. Критерии профессионализма управленческой деятельности и их сущность 21

Заключение 28

Список литературы 30

 

Введение

 

Управление появилось  вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для  достижения какой-либо общей цели, возникала  задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них  должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

Управление, в широком  понимании этого термина, - непрерывный  процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов  при наименьших затратах времени  и ресурсов. Каждый специалист в  области управления обязан владеть  теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые  для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую  разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом  труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами. Принципиальные изменения в политической и экономической  жизни страны, развитие демократических  принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубокого  изучения современных методов и  форм управления трудовыми коллективами. Функции руководителя значительно  усложнились. Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному  содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы.

Целью контрольной работы является исследование роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие  процесса управления социально  экономическими организациями;

2. Изучить роли и основные  функции руководителя;

3. Исследовать как профессионализм руководителя влияет на качественное выполнение им своих ролей и функций.

В процессе написания работы будет использована литература следующих  авторов: Мексон М.Х., Румянцева З.П., Мильнер Б.З., Горшкова Л.А., Коротков Э.М., Литвинцева Н.А., Иванов М., Афанасьев В.Г., Деркач А. и т.д. 

1. Понятие руководителя  и его место в системе управления  социально-экономическими организациями

1.1. Понятие процесса  управления социально-экономическими  организациями

Управление - это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь  целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании  ресурсов (земли, труда, капитала) для  достижения поставленных целей. [1. с.78].

Управленческая деятельность требует выполнения руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления делится на специализированные функции для того, чтоб закрепить отдельные виды работы за определенными исполнителями и этим самым предоставить процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Функции - основная категория  управления, поскольку в них сливаются  воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции  свойственны управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, которые классифицируются по признаку их порядка выполнения во времени  с целью получения определенного  результата.

К таким общим функциям относят:

1. Целенаправленность - данная  функция заключается в выработке  основных, текущих и перспективных  целей деятельности. Жизнь не  стоит на месте, потому в каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, которая сложилась в обществе, в подразделах организации, у «соседей», с решениями высших руководителей. Но сверять мало. Нужно уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, изменять их положение в системе целей.

2. Планирование - с помощью  этой функции определяются цели  деятельности организации, средства  и наиболее эффективные методы  для достижения этих целей.  Важным элементом этой функции  являются прогнозы возможных  направлений развития и стратегические  планы. На этом этапе фирма  должна определить, каких реальных  результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые  стороны, а также состояние  внешней среды (экономические  условия в данной стране, правительственные  акты, позиции профсоюзов, действия  конкурирующих организаций, предпочтения  потребителей, общественные взгляды,  развитие технологий).

3. Организация. Эта функция  управления формирует структуру  организации и обеспечивает ее  всем необходимым (персонал, средства  производства, денежные средства, материалы  и т.д.). То есть на этом этапе  создаются условия для достижения  целей организации. Хорошая организация  работы персонала позволяет добиться  более эффективных результатов.

4. Мотивация - это процесс  побуждения других людей к  деятельности для достижения  целей организации. Выполняя эту  функцию, руководитель осуществляет  материальное и моральное стимулирование  работников, и создает наиболее  благоприятные условия для проявления  их способностей и профессионального  «роста». При хорошей мотивации  персонал организации выполняет  свои обязанности в соответствии  с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

5. Контроль. Эта функция  управления предполагает оценку  и анализ эффективности результатов  работы организации. При помощи  контроля производится оценка  степени достижения организацией  своих целей, и необходимая  корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление  стандартов, измерение достигнутых  результатов, сравнение этих результатов  с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения [2, с. 74].

В рамках данного исследования необходимо также определить что представляет собой социально-экономическая организация. Организация - это специфический социальный объект, выступающий одновременно коллективным субъектом скооперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных деятельностей в единый процесс во имя достижения общих целей. Необходимым условием функционирования организации как социального образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности, является соединение разнородных деятельностей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения общих целей.

Управленец - это социальный индивид, находящийся прежде всего «у права». Существуют правовые нормы, и управленец является держателем, охранителем и реализатором этих норм (например, распоряжение, приказ, директивное указание и т. п.). Но помимо норм имеются еще и правила стояния «у правила». Это тоже управление, инструментом которого являются должностные инструкции, наставления. Однако существует и более глубокий смысл, где управление - это стояние «у правды».

Формирование и интернализация единых правил и социальных норм, регулирующих поведение людей в организации, позволяет повысить устойчивость социальных взаимодействий поведения и деятельности участников. Власть нормы ограничивает власть руководителя.

Хотя управленец вносит существенный вклад в формирование и узаконивание норм и правил, регулирующих деятельность и деловые отношения, он не является их единственным творцом, поскольку  их принятие предполагает конвенцию  с исполнителями. Само установление этих универсальных социальных норм во многом ограничивает его произвол и позволяет обеспечить определенный уровень социального порядка  без вмешательства управленца, сводя  его деятельность к постановке общих  целей, общему контролю и координации  разнородной деятельности [3, с.193].

Объектом воздействия  управленца являются организации, отдельные  социальные индивиды и группы в целом. Это одна из самых сложных и  разносторонних функций воздействия  на работников организации, имеющих  различные профессии, предполагающая разнообразные творческие и организаторские  виды деятельности в условиях оперативного, весьма интенсивного режима служебной  деятельности.

Свои функциональные обязанности  управленец выполняет в определенной социальной среде. Будучи включенным в  систему различных общественных отношений, он выполняет как минимум  три взаимосвязанные социальные роли: гражданина РФ, управленца конкретной организации и непосредственного специалиста по штатно-должностному предназначению в реальном трудовом коллективе [4. с.125].

Таким образом, процесс управления организациями представляет собой  последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует  иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс  менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.

1.2. Роли руководителя

 

Руководитель - это человек, наделенный полномочиями принимать  управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается набор определенных поведенческих  правил, соответствующих конкретному  учреждению или конкретной должности.

Крупные организации нуждаются  в выполнении очень больших объемов  управленческой работы. Это требует  деления управленческого труда  на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов.

Вертикальный принцип  разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать  горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три  категории:

1. Руководители низшего  звена (операционные руководители). Это самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

2. Руководители среднего  звена. Они контролируют работу  руководителей низшего звена  и передают обработанную информацию  для руководителей высшего звена.  К данному звену относятся:  заведующие отделом, декан и  т.д. На руководителей среднего  звена ложится существенно большая доля ответственности.

3. Руководители высшего  звена. Это самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения [6, с. 97].

Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды  своей работы. Роли руководителя разделяют на три группы:

1) Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

2) Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

Информация о работе Оценка профессионализма менеджера