Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 03:16, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие процесса управления социально экономическими организациями;
2. Изучить роли и основные функции руководителя;
3. Исследовать как профессионализм руководителя влияет на качественное выполнение им своих ролей и функций.
Введение 3
1. Понятие руководителя и его место в системе управления социально-экономическими организациями 5
1.1. Понятие процесса управления социально-экономическими организациями 5
1.2 Роли руководителя 9
2. Профессионализм руководителя и его место в осуществлении им управленческой деятельности 16
2.1. Профессионализм управленческих кадров и его составляющие 16
2.2. Критерии профессионализма управленческой деятельности и их сущность 21
Заключение 28
Список литературы 30
3) Роли по принятию
решений. Руководитель
В целом роли и функции представлены в таблице 1.
Таблица 1 Описание ролей руководителя [9, с.29].
Роль, функции |
Возможные проблемы |
||
При слишком высоком уровне: |
При слишком низком уровне: |
||
1. Наставник В этой роли руководитель должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, руководитель выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает людей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает людям строить планы по их собственному индивидуальному развитию. |
Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей работы |
Развитию кадров не придается значения, у людей нет перспектив профессионального роста |
|
2. Фасилитатор Он должен воспитывать
в коллективе стремление к согласию,
улаживать межличностные |
Слишком много непродуктивных групповых решений, слишком много совещаний |
Невнимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые коммуникации |
|
3. Продюсер От него ожидают сосредоточения
на работе, большой заинтересованности,
энергии и движущей силы. Руководитель
вдохновляет подчиненных |
Низкая мораль, работа исполнителей на износ |
Низкая продуктивность, неспособность эффективно решать задачи |
|
4. Директор Ожидается, что он будет четко определять направление работы на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, выборы и альтернативы, распределит роли и задачи, установит правила, оценит производительность и даст инструкции. |
Слишком жесткая регуляция, мало внимания к человеческим потребностям |
Нерешительность, неясная политика |
|
5. Координатор От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие работой с документами, изучение и оценку отчетов, планов и предложений. |
Консерватизм, нечувствительность к изменениям |
Отсутствие гибкой системы |
|
6. Контролер Предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как люди соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией, к техническим проблемам организации работы. |
Чрезмерное внимание к процедурам, заострение внимания на ошибках, бесплодие |
Слабая информированность, опасность принятия решений на основе неверной информации |
|
7. Новатор От руководителя-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное - порядок и дисциплина, Новатор - это творческий мечтатель, который смело экспериментирует, отходя от принятых стандартов. |
Гибельные эксперименты |
Чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий работы |
|
8. Посредник От руководителя ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен встречаться с людьми, находить рынок сбыта, быть представителем, действовать как связной и изыскивать ресурсы. |
Размытая система ценностей, политиканство |
Недостаток настойчивости, идеи не находят воплощения |
Рассмотрим сильные стороны каждой из перечисленных функций,
1. Наставник - способность вдохновить исполнителей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке рабочих;
2. Фасилитатор - способность улаживать конфликты, организовывать общую работу привлекать людей к участию в принятии решений;
3. Продюсер - способность достигать поставленных целей, вдохновлять коллектив;
4. Директор - способность ясно видеть перспективы, рационально использовать ресурсы;
5. Координатор - способность сохранять стабильность, целостность и контроль;
6. Контролер - тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно заметить и исправить ошибки;
7. Новатор - способность изобретать, изменяться, адаптируясь к изменениям условий;
8. Посредник - способность влиять, умело вести переговоры, находить ресурсы.
Управленческая деятельность
требует осуществления (выполнение)
руководителями множества разнообразных
управленческих работ. Специализированные
виды этих работ именуются функциями
управления. Все содержание процесса
управления расчленяется на специализированные
функции главным образом для
того, чтоб закрепить отдельные виды
работы за определенными исполнителями
и этим самым предоставить процессу
управления упорядоченность, обеспечить
высокий профессионализм
2. Профессионализм
руководителя и его место в
осуществлении им
2.1. Профессионализм управленческих кадров и его составляющие
Носителем профессионализма управленческой деятельности в обществе является руководитель (управленец). Повышение качества его профессиональной подготовки - одна из важнейших задач современного российского государства, т.к. роли и функции руководителя непосредственно связаны с данным понятием.
Важнейшее направление решения этой задачи - повышение уровня профессионализма управленческой деятельности руководителя любой отечественной организации. Проводимые в российском обществе преобразования предполагают наличие научно обоснованных данных о сущности и содержании профессионализма управленческой деятельности. Рассмотрим сущность данных понятий.
Профессионализм управленческой деятельности представляет собой достаточно сложное социальное явление. В силу своей специфики он интегрирован практически во все сферы общественной жизни. Как отмечает В.Г. Афанасьев, «управление - свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития; оно, это свойство, имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного, коллективистского труда людей, из необходимости общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности» [10, с.42].
Как неотъемлемый атрибут общества, профессионализм управленческой деятельности включает в себя множество различных аспектов, изучаемых как социальными, так и естественно-научными дисциплинами. Он выступает необходимым признаком разнообразных систем окружающего мира (политических, экономических, социальных и т. д.), которые определяют его специализацию и видовые особенности. Многообразие видов управленческой деятельности во многом определяет сложность рассмотрения исследуемого явления. Поэтому для обоснования того, как профессионализм управленческой деятельности изменяется в современных социокультурных условиях, необходимо в начале сконцентрировать исследовательское внимание на тех моментах, которые позволят нам выявить его базовые характеристики как объекта социологического анализа [11, с.399].
Рассмотрим сущность профессионализма управленческой деятельности, что выступает своеобразным ядром, которое остается практически неизменным в любой социокультурной ситуации, а также формы и содержание, которые могут претерпевать изменения.
Под профессионализмом
Откуда же берутся профессиональные руководители? Для ответа на данный вопрос рассмотрим концепции профессионализма, среди которых выделяются следующие: акмеологическая (Э.Ф. Зеера), соотношение между некомпетентностью и компетентностью (Л.Питера), эмпирическая.
Акмеологическая концепция Э.Ф. Зеера включает пять стадий профессионализации:
1. оптация - выбор профессии
с учетом индивидуально-
2. профессиональная подготовка - приобретение профессиональных знаний, навыков и умений;
3. профессиональная адаптация
- вхождение в профессию,
4. профессионализация - формирование
позиции, интеграция
5. профессиональное мастерство
- реализация личности в
В рамках данной концепции возможен ответ также на вопрос: откуда и как появляются непрофессиональные руководители? Только пятая стадия будет называться «непрофессиональное мастерство», через которое реализует себя данная личность.
Вторая концепция - соотношение
между некомпетентностью и
В своей концепции Л. Питер в основном использует понятия «некомпетентность» и «некомпетентный», рассматривая с их помощью многие конкретные ситуации и делая на этой основе теоретические обобщения. Иногда он оперирует понятиями «компетентность», «компетентный» и формулирует определенные идеи. Его первая идея заключается в том, что «компетентный руководитель может быть и хорошим управляющим, но компетентному управляющему может недоставать творческого начала, умения вдохновлять - качеств, необходимых подлинному руководителю». То есть мысль Л. Питера можно перевести в формулу
Профессиональный руководитель = Компетентность + Определенные качества.
Вторая идея Л. Питера состоит
в том, что «есть существенная
разница между положением облеченного
полномочиями и положением руководителя.
Руководители отличаются особым свойством
руководителей - чем выше они поднимаются,
тем дальше видят; чем больше они
знают, тем оригинальнее мыслят и тем
меньше вероятность, что они станут повторять
действия других». Следовательно, одна
из проблем проявления профессионализма/
Для представителей эмпирической
концепции весьма характерно измерение
профессионализма/
Во-первых, чем профессиональнее руководитель, тем характернее для руководимой им системы, подсистемы или части позитивные результаты. То есть обеспечение более или менее позитивных результатов во времени - главный индикатор (показатель) уровня профессионализма руководителя. В этой связи значительный интерес представляет опыт высоко результативных руководителей - стиль и условия работы, динамика руководимого объекта, реальные (а не идеализируемые качества). Все это в целом с научной точки зрения можно назвать «искусством профессионализма» - профессионализм невозможно «повторить», его можно достигнуть и реализовать в индивидуальном и/или групповом (командном) исполнении.
Во-вторых, система, которая ценит профессиональных руководителей, предоставляет им те или иные возможности для передачи своего опыта молодым, начинающим руководителям, в том числе и после так называемой активной руководящей деятельности.
В-третьих, в рамках данной
концепции приходится решать и такую
проблему, как выбор средств, с
помощью которых описывается
деятельность высокопрофессиональных
руководителей. Авторами обычно выступают
сами руководители; консультанты и
преподаватели в области
2.2. Критерии профессионализма управленческой деятельности и их сущность
На современном этапе еще не выработан универсальный способ управления, идеально подходящий любой организации независимо от ее целей, состояния внешней среды, специфики технологий и множества других факторов, определяющих специфику ситуации, в которой она действует. Но можно выделить ряд общих критериев эффективности управления организацией, которые служат основными показателями оценки профессионализма управленческой деятельности.
Критерии бывают как объективные, так и субъективные. К объективным критериям можно отнести: действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения (инновации), прибыльность и т. п. К субъективным - качество трудовой жизни, включающее в себя удовлетворенность членством в организации и своим трудом, мотивацию членов организации, авторитет управленца (руководителя), самооценку коллектива организации.
Все это говорит о том, что отдельные методические аспекты профессиональной деятельности социально-типического управленца (умение сформулировать распоряжение, составить приказ, разработать замысел решения задачи, организовать ее выполнение и т. п.) не могут существовать вне связи с другими явлениями, такими как умение организовать отношения в коллективе организации и управлять ими. Каждое из этих явлений есть проявление сущности профессионализма деятельности управленца. Следовательно, методология исследования ставит перед нами задачу изучения взаимосвязи, взаимопереходов отдельных сторон профессионализма деятельности социально-типического управленца [13, с. 431].