Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Экономика предприятия на ОАО «Минский рессорный завод»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………….…………………………………………….3
1 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………….………………………………….5
1.1Качество продукции как экономическая категория...…………………5
1.2 Показатели качества продукции….…………………..………..……….7
2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ………………………………11
2.1Современные системы управления качеством..…..…………………..11
2.2Мероприятия по повышению качества продукции в Республике Беларусь….……………………..16
2.3 Оценка качества на ОАО «Минский рессорный завод»…..................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

!Готовая курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

     Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

     Показатели  транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

     Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

     Экологические показатели — это уровень вредных  воздействий на окружающую среду, которые  возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

     Показатели  безопасности характеризуют особенности  продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

     Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

       Под экономически оптимальным  качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой[6]: 

     К опт = Q/C 

     гдеК  опт — экономически оптимальное качество;

     Q  — качество изделия;

     С — затраты ш приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

     Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

     Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством[7]. 

                 2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 

                   2.1 Современные системы управления качеством 

     В 90-е годы XX века в мировом сообществе складывается совершенно новая ситуация как в экономике, так и в человеческих отношениях. Эта ситуация характеризуется тремя важными аспектами (новыми тенденциями), изменившими роль качества в развитии современного мира и отношение к нему.

     Первая  тенденция заключается в глобализации, интернационализации и открытости мирового рынка, ужесточении конкуренции  на нем. Такой рынок сегодня не может ограничить ни одно правительство. На этом рынке более одного миллиарда покупателей. И только этот рынок устанавливает реалистическую шкалу оценки продукции и производителей. Конкуренция стала всеобщей, в ней практически могут участвовать все производители. Однако для достижения успеха необходимо существенно повысить качество и производительность конкретной продукции и предприятия, чтобы обеспечить его устойчивую позицию в отрасли и на рынке в целом.

     Вторая  тенденция вызвана повышением активности покупателей в развитии рынка (рынка покупателя) с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий. Это нашло отражение, прежде всего, в изменении ценностей с точки зрения потребителей. Покупатели сегодня считают качество наиболее важным фактором при совершении покупок (9 из 10 покупателей ставят качество на первое место). Этим самым именно покупатель практически распределяет рынок между производителями с учетом достигнутого качества. Сегодня нельзя определять качество только показателями безотказности, надежности, ремонтопригодности и другими научно-техническими и экономическими характеристиками. Главной характеристикой качества становится удовлетворение покупателя. Это заставляет производителя делать для достижения успеха на рынке именно то, что пожелает покупатель.

     Третья  тенденция связана с изменением условий конкуренции на рынке. Это  огромное новое экономическое явление, характеризующееся противоречивостью  конкретных требований, которые должен обеспечить производитель. С одной стороны, затраты предприятия, связанные с максимальным удовлетворением требований и пожеланий покупателя к качеству продукции, с другой - рыночная цена этого качества, которую может оплатить покупатель. Эти противоречивые требования определяют поведение производителей и потребителей. Необходимость решения возникшей проблемы привела к концепции всеобщего управления качеством, которое позволяет добиться удовлетворения интересов потребителя средствами, имеющимися в распоряжении производителя. Главным элементом для достижения успеха при реализации концепции всеобщего управления качеством является лидерство руководства предприятия в вопросах качества. Качество выступает как связующее звено, объединяющее все аспекты и проблемы предприятия для обеспечения эффективности и результативности его деятельности. Лидирующая роль руководства позволяет ему держать в центре внимания стратегические цели, используя человеческие ресурсы и осуществляя управление процессами. Главная цель производителя в этих условиях заключается в том, чтобы снижение затрат сочеталось с высоким стабильным качеством продукции (услуг) и быстрым выводом ее на рынок. Подход к управлению производством с позиций всеобщего управления качеством стимулирует оптимальное соотношение в триаде показателей, определяющих результативность и эффективность деятельности предприятия: качество - затраты – время[8].

     Вместе  с тем до конца 1980-х годов общее  управление предприятием (фирмой) всегда стремились адаптировать к системе  управления качеством. В результате создаваемые концепции оперативного руководства предприятием стали наталкиваться на концепции управления качеством. Новая концепция менеджмента, разработанная в университете Сент-Галлена (Швейцария) под руководством профессора Г.Д. Сегецци, базируется на использовании нового подхода, в основу которого положен постулат тесной взаимосвязи общего управления предприятием с управлением качеством.

     Суть  нового подхода заключается в  том, что управление качеством является составной частью общего управления предприятием (фирмой), оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели деятельности (результативности и эффективности) предприятия.

     Поэтому для достижения успеха необходимо адаптировать всеобщее управление качеством к  общему управлению предприятием, а  не наоборот, как это пытались осуществлять в течение многих лет. Это связано, прежде всего, с тем, что изменившиеся условия производства и бизнеса, вызванные необходимостью учета экономических, экологических и ресурсных трудностей современного периода, потребовали от руководителей предприятий больше времени, чтобы осмыслить и соответствующим образом отреагировать на усложнение продукции, процессов, всей обстановки. В то же время существенно изменившаяся динамика происходящих перемен оставляет фактически все меньше и меньше времени на то, чтобы приспособиться и привести в порядок все составляющие управления предприятием. С момента своего зарождения в основе управления качеством лежала специализация и разделение функций. Теперь появилась необходимость управлять всем процессом создания, производства и эксплуатации, охватывая все функции (сбыт, производство, испытания и т.д.).

     Новая концепция может быть представлена многомерной моделью управления предприятием. Модель имеет три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный (текущий); три направления  организации и управления качеством  и предприятием в целом: структуру, деятельность и поведение; три фактора, формирующие успех предприятия: затраты, качество, время. Все составляющие этой модели существенно влияют на развитие предприятия (фирмы), обеспечивая результативность и эффективность его деятельности. Качество оказывается комплексным фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе.

     Развитие  управления качеством в конце  концов переросло в более широкий  подход к обеспечению качества и  управлению его достижением - Total Quality Management (TQM), или всеобщее управление качеством. Такое толкование позволяет включить в это емкое понятие не только руководство деятельность, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом и прочим на всех уровнях управления предприятием (фирмой) и во всех сферах его деятельности. Оно охватывает большинство методов и установившийся порядок в работе предприятия, а также распределение и практическую реализацию ответственности для обеспечения качества производимого продукта, требуемого покупателем.

     Всеобщее управление качеством отражает концепцию, предусматривающую целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей предприятия. Концепция также предусматривает определение необходимого уровня качества, позволяющего в наибольшей мере удовлетворить потребности покупателей с учетом внутренних затрат общественного труда на его достижение, и совместную работу по качеству с поставщиками и потребителями. Важной составной частью всеобщего управления качеством служит управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на предприятии, проведение мер по формированию культуры качества.

     Стратегия всеобщего управления качеством  базируется на непосредственном участии  высшего руководства предприятия. Это участие должно быть разносторонним (финансирование и стимулирование работ, приоритетное обеспечение ресурсами, личный пример и т.д.) и достаточным, чтобы не оставлять сомнений у персонала в важности этих работ для процветания предприятия и благополучия коллектива. Наиболее важными элементами в реализации стратегии TQM являются:

     - акцентирование всей деятельности предприятия на нужды и пожелания потребителей (внутренних и внешних);

     - обеспечение возможностей и организация реального участия каждого сотрудника в этой деятельности;

      - фокусирование внимания на процессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения максимальной ценности продукта для потребителя и его минимальной стоимости для производителя и покупателя;

     - постоянное и непрерывное улучшение качества;

     - базирование всех решений предприятия только на фактах, а не на интуиции или опыте его сотрудников.

     Важным  элементом внедрения всеобщего  управления качеством является долгосрочная политика в области качества, которая  представляет основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководством предприятия. Она формулируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей в области качества.

     Ключевым  элементом, определяющим успех внедрения  всеобщего управления качеством  на предприятии, является обучение персонала, его стимулирование и вовлечение в работу по улучшению качества продукции  и всей деятельности предприятия, направленную на обеспечение повышения его результативности и эффективности.

     Важными элементами развития предприятия, повышения  его конкурентоспособности и  укрепление его позиции на рынке  являются также сертификация продукции  и предприятия на соответствие стандартам семейства ИСО 9000 и участие предприятия в конкурсах на национальную и международные премии по качеству[9].  
 
 

2.2 Мероприятия по повышению качества продукции в Республике Беларусь 

      В настоящее время роль и  важность качества для формирования  экономики страны является определяющей, качество – главный показатель оценки продукции, работ и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом.

Решение проблемы качества – задача стратегическая. Поэтому только разработка четкой политики в этой области и долгосрочная программа мер, объединяющих усилия всех ветвей власти и всех специалистов, может привести к успеху, к подъему реального сектора экономики.

Информация о работе Оценка уровня качества продукции и обоснование путей его развития