Переход экономики страны к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры

Создание нормативной  правовой базы транспортной деятельности, соответствующей складывающимся в  России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач  государства в транспортной сфере.

Законодательной базой для  разработки государственной транспортной политики, включая стратегию развития транспорта в целом и его отдельных  отраслей, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, а также подзаконные нормативные  правовые акты, относящиеся непосредственно  к сфере деятельности транспортного  комплекса.

За последние годы Министерством  транспорта Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд  федеральных законов, регулирующих деятельность транспортной отрасли  России.

В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

· «О безопасности дорожного  движения»;

· «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;

· «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В области гражданской  авиации:

· Воздушный кодекс Российской Федерации».

В области морского и речного  транспорта:

· «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»;

· «Кодекс внутреннего  водного транспорта Российской Федерации»

· «Об автомобильных дорогах  и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации»;

· «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Кроме того, ратифицирован  целый ряд международных конвенций  и соглашений, в том числе, Соглашение о международном транспортном коридоре «Север - Юг».

Вместе с тем значительная часть действующих на отдельных  видах транспорта нормативных актов  не в полной мере соответствуют, проводимым в государстве экономическим  преобразованиям, связанным с развитием  рыночных отношений, изменением форм собственности, и вызывает необходимость изменения  правовой базы, регламентирующей работу транспортной отрасли.

Одним из главных условий  дальнейшего развития транспортной системы является создание нормативной  правовой базы транспортной сферы, отвечающей складывающейся социально-экономической  ситуации, и ее постепенная гармонизация с правовыми нормами, действующими в странах ЕС, для обеспечения дальнейшей интеграции России в европейскую и мировую транспортную систему.

В этой связи представляется необходимым, прежде всего, принятие базовых  законов по вопросам автомобильного транспорта, портовой деятельности и дорожного хозяйства, совершенствование нормативной правовой базы железнодорожного транспорта с учетом проводимой реформы федерального железнодорожного транспорта, создания и развития рынка железнодорожных перевозок.

Кроме того, необходимо проводить  формирование законодательной базы транспортного комплекса с применением  единых согласованных стандартов и  требований, направленных на обеспечение  безопасности, конкурентоспособности  при выполнении перевозок различными видами транспорта.[4].

«Транспортная стратегия  Российской Федерации до 2020 года», разработанная  и утвержденная Министерством транспорта РФ, является основным документом, который  определяет направления транспортной политики страны. Согласно этому документу  развитие современной эффективной  транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение  движения грузов и пассажиров, является важнейшей стратегической целью. При  этом практика государственно-частного партнерства является наиболее перспективной  и предпочтительной при реализации инфраструктурных проектов. По словам министра транспорта РФ И. Левитина, долгосрочное планирование транспортного развития возможно только с учетом интересов  бизнеса: вложения в развитие транспортной инфраструктуры в соотношении «бизнес -- бюджет» определены как 1 руб. к 2,5 руб.

Цели Министерства транспорта на 2010-2012 год:

Цель 1 - развитие современной  и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в  экономике.

Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и  социальное развитие, укрепление связей между регионами России, повышение  конкурентоспособности и эффективности  других отраслей экономики (прежде всего, за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), рост предпринимательской  и деловой активности, непосредственно  влияющей на качество жизни и уровень  социальной активности населения.

Создание эффективной  транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность  государства, связанность регионов России в единое экономическое и  оборонное пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока.

Цель 2 - повышение доступности  услуг транспортного комплекса  для населения.

Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую  пропускную способность и техническую  оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой  доступности социально значимых услуг транспорта, а также обеспечение  поддержки перевозок пассажиров на социально значимых направлениях.

Цель 3 - повышение конкурентоспособности  транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

Достижение данной цели будет  означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание, таким образом, прочной основы для  успешной интеграция России в мировую  транспортную систему и превращение  экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

В рамках реализации цели предусматривается  осуществление инвестиционных проектов по комплексному развитию международных  транспортных коридоров.

Предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров, созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.

Цель 4 - повышение комплексной  безопасности и устойчивости транспортной системы.

Достижение этой цели позволит повысить безопасность транспортного  процесса, сократить количество происшествий на транспорте и их последствия, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений  специальных служб, подготовить  квалифицированные кадры для  транспортной отрасли, повысить уровень  мобилизационной готовности, и, таким  образом, создать необходимые условия  для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Цель 5 - улучшение инвестиционного  климата и развитие рыночных отношений  на транспорте.

Достижение этой цели означает разработку и внедрение современных  механизмов перераспределения финансового  капитала в транспортный сектор, совершенствование  законодательной базы, регламентирующей деятельность транспортного комплекса  в условиях рыночных отношений, в  том числе на основе государственно-частного партнерства.

В рамках цели по улучшению  инвестиционного климата и развития рыночных отношений на транспорте предполагается решение следующих задач: создание нормативной правовой базы, адекватной потребностям развития рыночных отношений, обеспечивающей привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты; разработка предпроектной, проектной и тендерной документации по комплексному развитию объектов транспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства;

отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического  обеспечения, утверждение типовых  документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение  ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.

Краткая характеристика бюджетных  программ Министерства транспорта РФ.

Наименование: «Автомобильные дороги»

Статус: подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой  программы «Модернизация транспортной системы с учетом корректировки.

Задача: Уменьшение доли протяженности  автомобильных дорог, федерального значения, не соответствующих потребностям движения, в общей протяженности  сети федеральных автомобильных  дорог.

Цель программы: Развитие современной и эффективной транспртной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек в экономике.

Наименование: Строительство  и реконструкция участков автомобильных  дорог федерального значения, не входящих в состав международных транспортных коридоров.

Статус: с 2010 подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой  программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015год).

Задача: Увеличение протяженности  автомобильных дорог федерального значения, соответствующих федеральным  требованиям.

1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения

Действительно, в современной  России многие проблемы можно было бы решить, найдя выход в сложившейся  ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, выбоинами столь часто, что её и дорогой-то можно назвать с покрытые трещинами и натяжкой. Всё усугубляется проблема пробок в крупных мегаполисах. Сюда же можно добавить и статистику ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий.[1;1]

Общая протяженность автомобильных  дорог в России -- 1114 тысяч км. Для  сравнения: в США аналогичный  показатель равен 6 млн. км. Сейчас в  России только 7% дорог соответствуют  минимальным требованиям качества.

Основные проблемы дорожной инфраструктуры: Почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети; Радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Москву, недостаточное число соединительных и хордовых дорог; Только 8% автодорог имеют многополосную проезжую часть; Более 1/3 автодорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик; Значительная протяженность автодорог проходит по территории населенных пунктов; Низкий уровень обеспеченности автодорогами Сибири, Дальнего Востока, северных территорий Европейской части России 76% автодорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации.

Общая протяженность российских железных дорог составляет 86,151 тысяч  км. На сегодняшний день в России насчитывается 508 ж/д вокзалов, 45 из которых -- внеклассовые, т.е. самые крупные и стратегически важные.

Текущая характеристика железнодорожной  инфраструктуры: 7 субъектов РФ не имеют  железных дорого вообще, в 10 субъектах  РФ железнодорожная сеть развита  критически слабо; 23 разведанных крупнейших месторождения ценнейших природных  ресурсов не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного обеспечения; Плотность  железных дорог России составляет 5 км/1000 кв. км площади страны (в других странах этот показатель выше в десятки  раз); Средний уровень износа основных фондов составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы; Перекрестное межотраслевое субсидирование отраслей промышленности за счет ОАО «РЖД» привело к увеличению в 2 раза сроков окупаемости инфраструктурных проектов (до 20 -- 30 лет) и сделало строительство новых железнодорожных линий коммерчески неэффективным.

Количество действующих  аэропортов в России постоянно уменьшается, а их износ и простой увеличивается. В настоящее время в стране функционирует 351 аэропорт, из них 69 аэропортов имеют статус международных. Основная концентрация перевозок идет из/в Мосвку, при этом снижается уровень перевозок между другими городами.

Текущее состояние аэродромной  сети:

только 58% аэродромов имеют  взлетно-посадочную полосу с искусственным  покрытием, остальные аэродромы  имеют грунтовые ВПП;

70% взлетно-посадочных полос  с искусственным покрытием были  построены более 20 лет назад,  из них за последние 10 только  на 24% ИВПП лет проводилась реконструкция. Срочного проведения реконструкции требует 12% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями, 18% взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта; только 48% аэродромов оборудованы системой светосигнального оборудования, 14% систем светосигнального оборудования требует замены; физическое и моральное старение основных производственных фондов аэропортов продолжается на фоне роста цен на аэродромное и аэропортовое оборудование, аэропортовую технику, авиационное топливо. В настоящее время средний уровень обеспеченности аэропортов основными производственными комплексами составляет по аэродромным, пассажирским и грузовым комплексам 95%, объектам технического обслуживания -- 53%, объектам топливообеспечения -- 85%; 90% объектов, включая взлетно-посадочные полосы, по данным бухгалтерского учета имеют полный износ основных фондов. Объекты выведены из налогообложения и по ним не начислялась амортизация на воспроизводство имущества.

Информация о работе Переход экономики страны к рыночным отношениям