Переход экономики страны к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

Все грузовые и пассажирские перевозки в области осуществляются Тюменским и Сургутским отделениями Свердловской железной дороги-филиала ОАО «Российские железные дороги».

Тюменский железнодорожный  узел обеспечивает отправление и  приемку грузов и пассажиров как с главного направления Транссибирской магистрали, так и в направлении Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Крупнейшая сортировочная  станция Войновка отправляет в сутки на север в среднем по 26 грузовых поездов и перерабатывает весь поток грузов, идущий с севера.

Направления совместной деятельности Свердловской железной дороги и Правительства  Тюменской области ежегодно определяются социально-экономическим соглашением, которым регламентируются обязательства  сторон в вопросах грузовых и пассажирских перевозок, инвестиционной политики, социальной сферы, безопасности движения поездов  и экологии.

Водный транспорт

Речной транспорт - являясь  составной частью транспортного  комплекса и одним из старейших  его видов, играет большую роль в  становлении и развитии экономики  области. В период интенсивного освоения нефтегазовых недр Западной Сибири именно речным транспортом осуществлялись доставки строительных материалов, оборудования для обустройства нефтегазовых месторождений, строительства городов и поселков. Огромное значение речной транспорт  сыграл при строительстве магистральных  нефтегазопроводов с их компрессорными и перекачивающими станциями (доставка труб большого диаметра). Речным транспортом осуществлялись доставки первой нефти из области на причалы Омского нефтеперерабатывающего завода.Протяженность водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой по Обь-Иртышскому бассейну составляет 12150 км, в том числе по Тюменской области 9844 км, из них по югу области - 2209 км. Для жизнедеятельности региона устойчивое функционирование предприятий водного транспорта и речные перевозки имеют особое значение, водные пути зачастую являются единственными транспортными артериями к населенным пунктам приречных районов области. За последние годы прослеживается тенденция роста объема грузовых перевозок. Сферой безальтернативного использования внутреннего водного транспорта являются перевозки в районы Крайнего Севера, где отсутствуют или недостаточно развиты железные и автомобильные дороги.

Пассажирские перевозки  водным транспортом на территории юга  области осуществляют:

· - ОАО «Северречфлот» (г. Ханты-Мансийск) - линию Тобольск - Ханты-Мансийск на участке Тобольск - Бобровка;

· - ОАО «Речное пароходство  Нефтегаза» (г. Тюмень) - линию Тобольск - Малая Бича - Тобольск.

Развитие транспортной инфраструктуры региона резко ускорилось с открытием  крупнейших месторождений углеводородного  сырья в ХМАО-Югре и ЯНАО. [11]

Были проложены транспортные коридоры ведущие на север региона - железная дорога Тюмень-Тобольск-Сургут и далее на Н.Уренгой и Надым, автомобильный коридор Тюмень-Ханты-Мансийск-Сургут-Н.Уренгой-Надым, построен крупный речной порт в Тобольске. Для транспортировки добытого углеводородного сырья создана мощная система магистральных трубопроводов.

Территория Тюменской  области (без АО) стала основным «логистическим центром» через который осуществлялись основные объемы поставок грузов для освоения природных богатств Севера Западной Сибири.

Особенности географического  положения региона:

- относительная близость  к крупным промышленным районам  европейской части страны, Урала,  крупнейшим районам добычи углеводородного  сырья в стране, развивающимся  районам Сибири, странам Центральной  Азии;

- прохождение важнейших  транспортных коридоров как межрегионального, так и международного значения;

- умеренно-благоприятные  климатические условия.

Через Тюменскую область (без автономных округов) проходят важнейшие  транспортные коридоры, соединяющие  как северные автономные округа с  транспортной системой страны, так  и регионы Сибири и Дальнего Востока  с Уралом и Центральной Россией:

* железные дороги:

- «Москва-Владивосток» (Транссиб);

- Тюмень-Тобольск-Сургут-Новый  Уренгой-Надым.

* федеральные автомобильные  дороги:

- «Екатеринбург-Тюмень-Ишим-Омск»  и «подъезд к г. Тюмени от  автомобильной дороги «Байкал» (Тюмень-Курган), входящие в международный транспортный  коридор «Транссиб» который войдет  в состав формирующегося транснационального  коридора «Берлин-Пекин»;

- «Тюмень-Ханты-Мансийск  с подъездом к г. Сургут»,  являющаяся частью важнейшего для региона транспортного коридора Тюмень-Ханты-Мансийск-Сургут-Новый Уренгой-Надым-Салехард;

* водные пути - судоходные  реки Иртыш, Тобол, Тура. Расположены крупный Тобольский речной порт, Тюменский речной порт.

Имеется международный аэропорт (а/п «Рощино» г. Тюмени) (в настоящее время германская компаниея Hochtief ведет разработку перспективного плана развития аэропорта).

В области расположено 4 таможенных поста: в г. Тюмени (аэропорт «Рощино» и район «Гилево»), в г. Ишиме и в Казанском районе (в районе пограничного перехода Ельцово, соединяющий Тюменскую область и республику Казахстан). В 2007 г. ДАПП «Казанское» сменил статус с двухстороннего на многосторонний, что повышает возможности развития внешнеторговых связей и роста грузооборота со странами Центральной Азии.

Протяженность автомобильных  дорог общего пользования по состоянию  на конец 2006 г. составляет 11373,8 км, из них федеральные - 1022 км, областные - 9132,7 км, дороги муниципальных образований отнесенные к дорогам общего пользования - 1218,7 км. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 78,9% в общей протяженности дорог общего пользования.

В области продолжается активная работа по формированию современной, развитой и эффективной сети автомобильных  дорог. При этом основной упор сделан на реконструкцию и ремонт существующей дорожной сети с целью доведения  ее до нормативного состояния.

С 2005 по 2007 год было построено  и введено в эксплуатацию 122 км новых и отремонтировано 1380 км автомобильных  дорог, построено 24 моста общей протяженностью 6127 пог/м.

Осуществлялась реконструкция  и строительство важнейших транспортных коридоров в Тюменской области:

- дороги «Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой-Надым» практически  на всем протяжении участка  дороги, проходящей по территории  области;

- с 2006 года ведутся  активные работы по строительству  новой трассы «Тюмень - Нижняя Тавда - Междуреченский», которая позволит связать западные районы ХМАО-Югры с сетью дорог региона, обеспечит соединение с широтным дорожным коридором «Пермь - Ханты-Мансийск - Томск», а с реализацией проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» обеспечит связь с автомобильной дорогой вдоль Восточного склона Уральских гор, что даст доступ к богатейшим ресурсам Полярного и Приполярного Урала, а также будет способствовать развитию нефтедобывающего и лесопромышленного комплекса области.

- большие объемы работ  выполнены на строительстве дороги  «Обход города Тюмени». Фактически  завершено строительство южного  обхода города Тюмени, где помимо  дорожного полотна выполнено  сооружение 2-х уровневых транспортных  развязок на пересечении с  дорогами Тюмень-Аэропорт, Червишевский тракт, моста через железную дорогу «Москва-Владивосток». Выполняются работы по строительству дороги, транспортных развязок и мостов по западному и северному направлению, в ближайшие годы будет начато строительство и восточного обхода, что позволит полностью закольцевать областной центр и вывести весь поток транзитного транспорта за пределы города.

- строительство автомобильной  дороги «Обход республики Казахстан» (108,9 км), которая обеспечит прохождение транспортных потоков по автомагистрали «Байкал» без захода в р. Казахстан и прохождения таможенных процедур, что существенно повысит скорость движения грузо- и пассажиропотоков.

Велось строительство  и внутриобластных дорог «Ялуторовск-Ярково», «Аромашево-Вагай» и др.

Развития транспортной сети Тюменской области, реализация на ее территории крупных транспортно-логистических  проектов позволит, учитывая географическое положение региона на стыке основных транспортных коридоров общефедерального значения, существенно улучшить транспортное сообщение как среди регионов УрФО, так и в стране в целом.

Развитие транспортно-логистической  зоны направлено также на реализацию мегапроекта «Урал промышленный -Урал Полярный».

Железнодорожный транспорт: Тюменское отделение http://www.uralfirm.ru/catalog/leaders.htmСвердловской железной дороги филиала ОАО «РЖД»,Сургутское отделение Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Речной транспорт: - ОАО  «Тобольский речной порт», ОАО «Речное  пароходство «Нефтегаза», ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство».

Воздушный транспорт: филиалы  авиакомпаний «Ямал» и «ЮТэйр», ЗАО «Тюменьспецавиа», ООО «Восток».

Через административный центр  региона - г. Тюмень - проходит Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва-Владивосток), а также единственная железная дорога, соединяющая транспортные потоки северных автономных округов с другими  регионами. Развит авиационный транспорт. Из международного аэропорта города Тюмени совершаются полеты как по России, так и в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Тюменская область является перекрестком автомобильных дорог  России, идущих с Запада на Восток, с  Севера на Юг.

Так, по территории Тюменской  области проходит 2 основные автомобильные  магистрали страны:

1. Дорога «Москва-Владивосток», которая войдет в формирующийся  транснациональный коридор «Берлин-Пекин»;

2. Федеральная автомобильная  магистраль, соединяющая юг Тюменской  области с Ханты-Мансийским автономным  округом-Югра и Ямало-Ненецком автономном округом, - единственная транспортная артерия, через которую возможно доставить груз в северные богатейшие нефтегазоносные регионы страны.

В регионе накоплен уникальный успешный опыт крупных иностранных  и российских вложений (ТНК-ВР, Шлюмберже, Сибур Холдинг, Юнимилк, Очаково, Бентек, Меса Ималат, и др.), который во многом стал возможен благодаря современной системе государственной поддержки инвестиционной деятельности. Практически каждый крупный инвестиционный проект, реализуемый в Тюменской области российскими и иностранными компаниями, получает комплексную государственную поддержку, будь то налоговые льготы или субсидии. А если приплюсовать к этому фактору наличие качественных инвестиционных площадок, находящихся в муниципальной и областной собственности, предлагаемых инвесторам, то в конечном итоге реализация инвестиционного проекта в Тюменской области может обойтись компании на 15-20% дешевле, чем в соседних регионах.

2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения

Бюрократические препоны  на пути документальных согласований и принятия решений в развитии транспортной инфраструктуры, проблемы ценообразования при разработке смет, участие российских компаний в крупных инвестиционных проектах и другие. Главной проблемой является взаимодействия бизнеса и власти в развитии дорожной и транспортной инфраструктуры. Этот вопрос в принципе является важнейшим фактором для  стимулирования спроса потребителей, а в условиях кризиса становится просто необходимым условием выживания  экономики страны.

В настоящее время у  региональных властей есть установка  на экономию средств, выделяемых на строительство  и ремонт дорог, к тому же действует  развращающая система административного  наказания за нарушение правил ремонта  и содержания дорог. Эти и другие факторы приводят к очень высокой  стоимости строительства новых  и ремонта существующих дорог, а  соответственно и к крайне низким темпам строительства. Коммерческие предприятия и государственные компании перевозят по стране грузы со скоростью всего 200-300 км. в день (в Европе этот показатель выше в 4 раза). И доля транспортных расходов составляет до 50% себестоимости продукции.

Очевидно, что решение  подобных проблем должно быть системным  и требующим согласованных действий со стороны чиновников и бизнесменов.

Следующая проблема - недостаточная  организация транспортного обслуживания населения труднодоступных районов, для этого Правительство Тюменской  области ежегодно субсидирует авиационные  перевозки населения отдаленных труднодоступных территорий Вагайского, Тобольского и Нижнетавдинского районов.

Субсидируемые социально-значимые маршруты по югу Тюменской области:

1. Тобольск-Вагай-Осиновская-Вершинская и обратно

2. Тобольск-Лайтамак-Янгутум-Кускургуль-Антипино-Н.Тавда и обратно

3. Тобольск-Лайтамак-Топкинбашева- Кускургуль-Н.Тавда и обратно

4. Тобольск-Лайтамак-Тобольск

5. Тобольск-Ишменево-Ачиры-Тобольск

6. Уват-Кирсарай-Уват

В целях удешевления стоимости  проезда на пригородных поездах, являющихся социально-значимыми для  малообеспеченных слоев населения, Правительством Тюменской области  устанавливаются сниженные тарифы, потери от регулирования тарифов  Свердловской железной дороге компенсируются из бюджета области.

Благодаря принимаемым мерам  тарифы на пригородные перевозки  на территории Тюменской области  в полтора- два раза ниже, чем в других областях Уральского федерального округа.

Информация о работе Переход экономики страны к рыночным отношениям