Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:02, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач :
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности
и роль малого
1.2 Развитие системы
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и
развития малого
2.2 Проблемы, сдерживающие
развитие предпринимательства
2.3 Меры государственной
поддержки малого
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления
развития системы поддержки
Заключение
Список литературы
Введение
Экономическое развитие России в целом зависит в немалой степени и от развития малого бизнеса. Но, создавая малые предпринимательские структуры, вряд ли кто-либо ставит своей задачей развитие именно экономики страны. Цели создания собственного бизнеса различны и более низменны и эгоистичны в нормальном смысле этого слова – работа на себя, самостоятельность, возможность проявить себя, прилично зарабатывать, получать доходы, эквивалентные своему уму и стараниям, и прочее, прочее, прочее.
Но, в то же время, особенностью малого бизнеса, как и другого любого законопослушного бизнеса, является его универсальность. То есть, развиваясь и функционируя в своих интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуженно получила соответствующее государственное признание и поддержку.
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач :
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие
системы государственной
- провести анализ состояния
и развития малого
- рассмотреть проблемы, сдерживающие
развитие предпринимательства
- исследовать меры
- изучить зарубежный опыт
поддержки малого
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Деятельность малых предприятий, вопросы регулирования и саморегулирования этой системы активно прорабатывались российскими учеными. В связи с этим хотелось бы отметить научные работы Л. Абалкина, А. Аганбегяна, П. Бунича, С. Брагинского, Е. Гайдара, В Гальперина, С. Глазьева, А. Добрынина, Г. Журавлевой, С. Ильина, А. Лившица, Б. Мильнера, Н. Петракова, С. Шаталина, Е. Ясина и др.
Существенный вклад в исследование проблем предпринимательства внесли зарубежные экономисты К. Веспер, Д. Гелбрэйт, П. Друкер, Д. Маклеланд, А. Маршалл, А. Смит, Ж-Б. Сэй, А. Шапиро, Й. Шумпетер и др.
Значительное внимание проблемам развития малого бизнеса и предпринимательства в современных условиях уделили российские ученые: В. Н. Афанасьев, Л. В. Бабаева, А. В. Виленский, А. Р. Горбунов, А. Н. Колесникова, Д. Н. Кузин, М. Г. Лапуста, Ю. М. Осипов, Л. Н. Прилуцкий, В. В. Радаев, Ю. А. Ровенский, Ф. И. Шамхалов и др.
Объектом исследования является механизм поддержки малого бизнеса на региональном и федеральном уровнях.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого бизнеса.
Теоретической основой исследования являются научные работы классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области предпринимательства, малого бизнеса, статистики, микро- и макроэкономики, теории управления.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
В процессе работы над дипломной работой были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации. Использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.
Структура работы . Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности
и роль малого
Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям (критериям).
Говоря о понятии юридического лица следует отметить, что оно должно обладать рядом отличительных признаков:
1. Наличие обособленного
имущества (имущество, принадлежащее
предприятию по праву
2. Приобретение и реализация
гражданских прав (имущественных
и личных неимущественных прав)
от своего имени, а также самостоятельная
ответственность по своим
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.
3. Возможность быть истцом
и ответчиком в суде. Правосудие
в сфере предпринимательской
и иной экономической
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 208-ФЗ и подразделяются:
1) по цели деятельности
Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Обратимся к статьям 116–121 Гражданского кодекса РФ, описывающим некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все указанные организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству.
2) по составу учредителей
Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.
Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.
Следует обратить внимание, что согласно данному критерию – как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, – не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.
До настоящего момента остались неурегулированными некоторые вопросы по отнесению юридического лица к субъекту малого предпринимательства.
Так нередко бывает достаточно сложно определить, выполняется или нет требование законодательства относительно состава учредителей. Например, такая ситуация часто наблюдается в открытых акционерных обществах, акционерами которых может быть значительное число юридических лиц и состав учредителей которых может часто меняться.
Если уровень 25 процентов превышен не одним, а многими участниками АО, то определение статуса каждого из них представляется весьма затруднительным.
Следующий вопрос обусловлен неразвитостью рынка ценных бумаг, на котором обращаются акции только крупных организаций.
Если же в спекулятивной игре будут участвовать акции относительно небольших компаний, то при достаточном интересе со стороны участников рынка будет происходить довольно частая смена владельцев акций, что приведет к постоянной необходимости определения статуса каждого из них, и соответственно постоянной потере и приобретении статуса субъекта малого предпринимательства в зависимости от статуса нового владельца пакета акций.
3) по средней численности работников за отчетный период
Начиная с 2008 года к субъектам малого предпринимательства относятся фирмы, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Закона № 208-ФЗ.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий, малого предприятия или среднего предприятия.
Малыми предприятиями в настоящее время могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
– в промышленности – 100 человек;
– в строительстве – 100 человек;
– на транспорте – 100 человек;
– в сельском хозяйстве – 60 человек;
– в научно-технической сфере – 60 человек;
– в оптовой торговле – 50 человек;
– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Для отнесения предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться ОК 029-2001 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее ОКВЭД).
Но не редкость ситуация, когда организация осуществляет несколько видов деятельности.
Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предоставляемая законодательством альтернатива – годовой объем оборота или годовой объем прибыли – означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться.