Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач :
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;

Содержание

Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.61 Кб (Скачать файл)

- Содействие развитию  малого бизнеса должно осуществляться  посредством создания эффективных  механизмов взаимодействия предпринимателей  и органов власти по двум  основным направлениям: во-первых, это  проведение органами власти (областными  и местными) политики открытости  в отношении предпринимательских  объединений, предполагающее обсуждение  всех актуальных вопросов с  предпринимательским сообществом, привлечение его уполномоченных  представителей для работы над  нормативными правовыми актами, а во-вторых, органы власти должны  всячески поддерживать стремление  предпринимателей к объединению  в организации, а также пропагандировать  укрупнение объединений предпринимателей  и побуждать их к более активной  работе.

- Для улучшения условий  функционирования малого бизнеса  следует использовать различные  механизмы повышения доступности  к финансовым ресурсам для  субъектов МП, такие, как разработка  системы доступа к льготным  кредитам, кредитная кооперация, кредитование  под государственные гарантии, субсидирование  процентной ставки и так далее.

Развитие рынка финансово-кредитных услуг должно также осуществляться посредством стимулирования развития рынка микрофинансирования и его координации, оказания поддержки МФО (в том числе привлечения в Волгоградскую область международных микрофинансовых программ и институтов). В то же время администрации Волгоградской области не следует разрабатывать и реализовывать собственные программы финансирования субъектов МП, поскольку существующий объем бюджетных средств и нерегулярность их выделения не позволяют субъектам МП ориентироваться на них как на один из источников финансирования своей деятельности. Рынок банковского кредитования (за исключением микрофинансовых программ банков) и лизинговых услуг также не требует поддержки со стороны государства.

- Одной из актуальных  задач является создание условий  для развития существующих и  появления новых инновационных  структур, что позволило бы им  решать задачи регионального  и федерального уровня по выпуску  и реализации наукоемкой, конкурентоспособной  продукции.

Решение задачи возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства, стимулирования участия промышленных компаний во всероссийских и международных выставках и мероприятиях в сфере инновационных технологий, а также обеспечение государственного патронажа. Необходимо оказывать субъектам малого предпринимательства содействие в привлечении инвестиций, реализовывать меры по развитию системы субконтрактации, повышению доступности коммерческой недвижимости для субъектов МП; продолжать разработку системы мер по развитию системы венчурного финансирования, созданию и развитию инфраструктуры инновационного бизнеса, созданию для субъектов инновационного бизнеса "режима экономического благоприятствования".

Заключение

Социально-экономическая роль предприятий малого бизнеса заключается в том, что они способствуют созданию новых рабочих мест, обеспечивая занятость населения. Это приводит к уменьшению безработицы в стране. Предприятия малого бизнеса обеспечивают занятость социально нестабильным слоям населения, к которым относятся молодежь, женщины, иммигранты и т.д. С выходом Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Данный закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. Анализ системы поддержки малого бизнеса Волгоградской области показал, что в целях наполнения регионального рынка товарами и услугами малых предприятий области, увеличения вклада малого бизнеса в формирование валового регионального продукта, формирования благоприятного правового и инвестиционного климата для развития предпринимательской инициативы и инвестиционной активности малых предприятий применяется программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной политики в данной сфере. Разработана и действует программа развития малого предпринимательства в Волгоградской области на 2009-2011 годы. Программа включает мероприятия финансового, информационного, образовательного обеспечения субъектов малого бизнеса, мероприятия, направленные на устранение административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития бизнеса.

Для дальнейшего развития малого бизнеса в регионе, были выработаны общие рекомендации, выработанные по результатам проведенного исследования, можно условно разделить на два блока – рекомендации, связанные с реализацией органами власти (областными и местными), во-первых, правоустанавливающих функций, во-вторых, регулятивных (правоприменительных) и контрольно-надзорных функций:

1. Рекомендации по совершенствованию  нормативно-правовой базы.

2. Приоритетные направления  политики, направленной на поддержку  развития малого предпринимательства (в рамках реализации регулятивных  функций): устранение административных  барьеров; повышение информационной  открытости; увеличение объема бюджетных  средств, направляемых на малое  предпринимательство; создание в  структуре органов власти специальных  подразделений, отвечающих непосредственно  за развитие малого предпринимательства; повышение эффективности деятельности  организаций инфраструктуры поддержки; создание эффективных механизмов  взаимодействия предпринимателей  и органов власти; использование  различных механизмов повышения  доступности к финансовым ресурсам  для субъектов МП; создание условий  для развития существующих и  появления новых инновационных  структур; оказание субъектам малого  предпринимательства содействия  в привлечении инвестиций.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30.12.2009 г.) // Российская  газета от 21.01.2009 г.

2. Федеральный закон Российской  Федерации от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации" // СПС Консультант  Плюс. – М.: 2010.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. // "Собрание  законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. // "Собрание  законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,

5. Постановление Правительства  Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 ''Об условиях и порядке предоставления  средств федерального бюджета, предусмотренных  на государственную поддержку  малого предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства'' // СПС Консультант Плюс. – М.: 2010.

6. Постановление администрации  Волгоградской области от 27 октября 2008 г. № 117-п "О субсидировании  субъектов малого предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого предпринимательства" // СПС Консультант Плюс. – М.: 2010.

7. Долгосрочная областная  целевая программа "Развитие и  поддержка малого и среднего  предпринимательства в Волгоградской  области" на 2009 - 2011 годы // СПС Консультант  Плюс. – М.: 2010.

8. Программа социально-экономического  развития Волгоградской области  до 2010 года // http://www.infovolgograd.ru/economy /economy8.htm

9. Стратегия социально-экономического  развития Волгоградской области  на период до 2020 года // http://www.infovolgograd.ru/ economy/economy8.htm

Литература

10. Абчук В.А. Курс предпринимательства: учеб./ под ред. - СПб.: Издательство "Альфа", 2007. - 544с., ил

11. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - 149 с.

12. Блинов А. Условия регулирования  малого бизнеса // Экономист. 2007. №2. - С. 41-47.

13. Булакова И.В. Формы и  способы налоговой поддержки  малого предпринимательства // Законодательство  и экономика. - 2006. - № 7. - С. 66-69.

14. Глисин, Ф. (нач. упр-ия). Малые  предприятия в условиях кризиса [Текст]: (по результатам опросов  руководителей малых предприятий) / Ф. Глисин // Экономист. - 2009. - N 7. - С. 28-42 : табл., графики, диагр. - Библиогр.: с. 42 (5 назв.).

15. Головин. И. О малых предприятиях. - М.: Норма, 2009. - 231 с.

16. Гражданкина Е.В. Экономика  малого предприятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. - 125 с.

17. Гукасьян, Галина Мнацакановна. Экономическая теория : учебное пособие. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 480 с. - (Учебное  пособие)

18. Демьяненко Л. Государственная  поддержка малого и среднего  предпринимательства // Финансовый  контроль. 2009. № 11. - С. 110-119.

19. Ежова М.Б. Основные правовые  направления поддержки малого  предпринимательства // Вестник Московского  государственного университета  леса - Лесной вестник. 2008. № 5. - С. 89-91.

20. Журавлева Г.П. Экономика. – М.: Экономистъ, 2005. - 349 с.

21. Захарченко А.А. Поддержка  малого предпринимательства и  доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2009. - № 3. - С. 22-26.

22. Зурова В.Б. Кредитные  продукты для малого и среднего  бизнеса // Банковское кредитование. - 2008. - № 3. - С. 58-63.

23. Ибадова Л.Т. Финансирование  и кредитование малого бизнеса  в России: правовые аспекты. - М.: Российская  академия наук, Ин-т государства  и права, 2006. - 133 с.

24. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей  развития малого предпринимательства  на современном этапе // Экономический  анализ: теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 11-15.

25. Ильин И.Е. Малый бизнес  в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. - 2008. - № 2. - С. 42-46.

26. Как кризис "кушал" малый бизнес. / "Экономика и  жизнь". №40. 2009. (9306) - С. 86-99.

27. Комитет по предпринимательству  Волгоградской области Администрации  Волгограда // http://dppr.volgadmin.ru/

28. Красникова Е.В. Экономика  переходного периода. – М.: Эксмо, 2008. - 261 с.

29. Круглова Н.Ю. Основы  бизнеса. – Спб.: Нева, 2008. - 302 с.

30. Крутик А.Б. Основы предпринимательской  деятельности : учебное пособие для  вузов по направлению "Социально-экономическое  образование". - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - (Высшее профессиональное  образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 312 – 313

31. Курганов А.Д. Основные  виды государственной поддержки  малого предпринимательства в  России // Юрист. 2009. № 1. - С. 11-19.

32. Курс экономической  теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2009. - 285 с.

33. Левина Е.И. Проблемы  финансирования предпринимательства  и механизмы государственной  поддержки // Вестник Тамбовского  университета. Серия: Гуманитарные  науки. 2008. № 3. - С. 62-66.

34. Липсиц И.В. Экономика. –  М.: Проспект, 2007. - 189 с.

35. Литвак Е. Влияние кризисных  явлений в экономике Российской  Федерации на малый бизнес // Финансовая  газета. - 2009. - № 6. - С. 31-38.

36. Ляшевич И.А. Правовые  проблемы регулирования малого  и среднего бизнеса в России  на современном этапе // Журнал  российского права. - 2006. - № 5. - С. 49-54.

37. Маликов Р.О преодолении  административных барьеров в  развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. - 2003. - № 3. - С. 102-118.

38. Малис Н.И. Налоговый  аспект государственной поддержки  малого бизнеса // Финансы. - 2008. - № 6. - С. 13-16.

39. Малое предпринимательство  в России: состояние и проблемы / О.Изряднова, Е.Фомина, Д.Казанцев. // Журнал "Российская экономика: тенденции  и перспективы", 2009.- № 7. - С. 52-57.

40. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособие  для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и  доп.- М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2007.- 495с.

41. Мандрощенко О.В. Налоговая  составляющая проблемы формирования  инвестиционных ресурсов в малом  бизнесе // Экономический анализ: теория  и практика. - 2009. - № 23. - С. 77-81.

42. Над малым бизнесом  не должен висеть дамоклов  меч // Главная книга. -2008. - № 18. - С. 19-21.

43. Основы бизнеса. / Отв. ред. Рубин Ю.Б. – М.: Экономика, 2007. - 354 с.

44. Омельченко Е.В. Предприятие  и предпринимательство. Проблемы  роста. – М.: Проспект, 2009. - 269 с.

45. Омельченко Е.В. Российское  предпринимательство. Проблемы роста. – М.: Проспект, 2008. - 328 с.

46. Поддержка малого бизнеса // Деловой Волгоград от 13 марта 2009 г. С. 32-38.

47. Поддержка регионального  бизнеса – 2009. Что сделано? // Деловой  Волгоград. 2009. - № 10. - С. 43-49.

48. Поддержка малого бизнеса  увеличивается. С. П. Крюков, председатель  Правления Российского банка  развития (ОАО "РосБР")-[Электронный  ресурс]- http://www.rosbr.ru/ru/press_center/ bank_news/?pid=2436.

49. Предпринимательство / Под  редакцией М.Г. Лапусты : учебник  для вузов - М.: ИНФРА, 2008. - 287 с.

50. Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 2010. - 312 с.

51. Райзберг, Б. А. Курс экономики: Учебное пособие. - М.: 2006. - 235 с.

52. Райзберг, Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. - М.: 2007. - 189 с.

53. Раицкий, К. А. Экономика  предприятия: Учебник. - М.: 2005. - 250 с.

54. Рустанова О. Малый бизнес  – большая польза // Аргументы  и факты. 2009. - №3 - С. 27-43.

55. Ручкина Г.Ф. Проблемы  банковского кредитования малого  и среднего предпринимательства  в новых экономических условиях // Юридический мир. - 2009. - № 7. - С. 50-56.

Информация о работе Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области