Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:11, курсовая работа
К числу элементов государственного регулирования безопасности и качества товаров и услуг можно отнести такие, как: выдача лицензий на осуществление какой-либо деятельности, установление нормативов безопасности и качества, метрологические нормы и испытания продукции, процедуры оценки и подтверждения соответствия изделий и технологии установленным требованиям.
Одной из наиболее распространенных процедур подтверждения соответствия в последние десятилетия стала сертификация, выполняемая специальными учреждениями или организациями, которые играют роль независимой и объективной третьей стороны по отношению к участникам рыночных отношений. На протяжении последних 10 лет сертификация в РФ носила обязательный характер и была одним из основных инструментов регулирования рыночных отношений, в определенной степени способствовала осознанию потребителем своих прав.
Введение
1 История развития сертификации в России
1.1 Особенности подтверждения соответствия с принятием Закона «О техническом регулировании»
1.2 Нормативно-правовая база сертификации
1.3 Переход от обязательной сертификации к декларированию соответствия
2 Подтверждение соответствия в переходный период
2.1 Сравнительная характеристика систем декларирования соответствия в России и ЕС
2.2 Проблемы и перспективы развития сертификации в России
Заключение
Список используемой литературы
Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов.
Технический регламент (TP) — документ, принятый органом власти и содержащий технические требования, обязательные для исполнения и применения либо непосредственно, либо путем ссылок на стандарты.
Стандарт – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Он может содержать и требования к товарной терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам [5].
Согласно Закону № 184-ФЗ технические регламенты должны стать основными инструментами технического регулирования. По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты, национальные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер [20].
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями (рис. 2).
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.
Обязательная Сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом [9].
Наличие официального документа о сертификации продукции у предпринимателя облегчает проведение экспортно-импортных операций и служит ориентиром покупателю, в определенной степени гарантирует его безопасность.
При этом объект сертификации – продукция производственно-технического назначения, все виды услуг, товары народного потребления.
Наличие обязательной и добровольной сертификации продукции – особенность российской системы сертификации. Такое деление сертификации продукции отсутствует в Руководстве ИСО/МЭК 2.
Отличительные признаки этих видов сертификации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации
Характер сертификации |
Основные цели проведения |
Основание для проведения |
Объекты |
Сущность оценки соответствия |
Нормативная база |
Обязательная |
Обеспечение безопасности товаров |
Законодательные акты РФ |
Перечни товаров, подлежащие обязательной сертификации утвержденные Постановлением Правительства РФ |
Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию |
Государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров |
Добровольная |
1. Обеспечение 2. Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги) |
По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации |
Любые объекты |
Оценка соответствия требованиям заявителя, согласованным с ОС (по объектам, подлежащим обязательной сертификации, как правило, оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные) |
Национальные стандарты, стандарты организацией, системы добровольной сертификации, условия договоров |
В настоящее время действует только базовая система обязательной сертификации ГОСТ Р, порядок и правила которой установлены соответствующим органом сертификации.
Основу государственной политики в сфере обеспечения безопасности товаров и услуг составляют в настоящее время Конституция РФ (ст. 71), Законы РФ «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании» и другие федеральные законы [1, 2, 3].
Гражданско-правовая ответственность изготовителя, продавца, исполнителя предусмотрена Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Законом РФ «О защите прав потребителей» и другими законодательными актами. Эта ответственность проявляется в применении судом к правонарушителю (в интересах потерпевшего) мер, как правило, имущественного характера: возмещение вреда, убытков, уплата неустойки, пени, штрафов [22].
Для руководства Системой сертификации однородной продукции и координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в Систему, создается Центральный орган Системы сертификации. Функции Центрального органа по сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации. Функции Центрального органа в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества.
В соответствии с этими документами, система сертификации имеет структуру, в которой можно выделить четыре уровня организаций:
Первый уровень – национальный орган по сертификации, осуществляющий работы по сертификации (Ростехрегулирование);
Второй уровень - центральный орган системы;
Третий уровень - органы по сертификации продукции;
Четвертый уровень - испытательные лаборатории [23].
С 15 февраля 2010г. в России была отменена обязательная сертификация пищевой и парфюмерно-косметической продукции, действовавшая почти 20 лет. Теперь производитель может сертифицировать товары добровольно. А может и не делать этого. Обязательную сертификацию ввели в начале 90-х. Тогда просто необходимо было защититься от хлынувшего в страну потока некачественных товаров. За прошедшие годы ситуация изменилась. Однако сертификация в том виде, в котором она существует, мало защищает потребителя. "Ни для кого не секрет, что сертификаты покупают или подделывают. А выдачей обязательных документов соответствия занимаются все кому не лень", говорит Алексей Медников, гендиректор "Ростеста" - регионального органа по сертификации и тестированию.
Как раз из-за большого количества фиктивных органов и фиктивных лабораторий сертификация и потеряла доверие населения и предпринимателей. Это и послужило одним из поводов того, что правительство приняло решение об отмене обязательной сертификации.
Еще одним поводом
для этого стало желание
Если для производителей выгода от упрощенной системы декларирования очевидна, то для потребителей - это еще большой вопрос. Можно ли будет доверять тому, что товар действительно соответствует всем нормам безопасности? Особенно учитывая, что в России нет ни жесткой системы контроля соответствия качеству, ни адекватного наказания за его отсутствие, как, скажем, в европейских странах.
Добровольная сертификация на Западе сопровождается достаточно жестким контролем за тем, правду ли говорит производитель, и что сообщается в этом добровольном сертификате третьей стороной - сертификационным центром. Там, если обнаружился товар на прилавке, который не соответствует нормам безопасности, этот магазин может быть закрыт навсегда. Либо оштрафован на такую сумму, которую не сможет потянуть хозяин магазина.
Поэтому чтобы в России переход от обязательной сертификации к декларированию был безопасен, необходимо повысить, а в некоторых случаях даже ужесточить ответственность производителей. Вплоть до уголовной ответственности за продажу фальсифицированных, опасных, некачественных товаров. И, конечно, следует ужесточить контроль над рынком. Пока в нашей стране не хватает квалифицированных центров, которые могли бы проверять всю продукцию и подтверждать ее соответствие. Покупателям же эксперты советуют по-прежнему внимательно изучать этикетку, выбирать продукцию, произведенную по ГОСТу. В этом случае можно быть уверенным, что за товаром и его производством ведется контроль.
С одной стороны совершенствовать систему сертификации было необходимо, но стоило ли ее отменять в данных условиях. Ведь сейчас нет системы четкого и эффективного государственного контроля качества продукции в стране. Например, вместо натурального сливочного масла можно положить маргарин, и рядовой потребитель не отличит ни по вкусу, ни по цвету, ни по запаху маргарин от натурального масла, заметил председатель Общества защиты прав потребителей, добавив, что при этом издержки производителя сильно снизятся, за счет чего он сможет увеличить прибыль.
За годы действия обязательной
сертификации мы прошли большой путь.
Законопослушные и
Теперь по постановлению № 982, алкоголь, питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, пищевые концентраты, ароматизаторы будут продаваться без обязательных сертификатов, что может вызвать волну некачественной продукции на прилавках магазинов.
Отныне производители пищевых товаров и косметики будут подписывать декларацию вместо получения сертификата чтобы доказать, что их товар соответствует санитарным нормам или Госстандарту. Декларирование – процесс более простой, чем сертифицирование.
Для того чтобы задекларировать продукт производитель должен:
-иметь грамотно составленный нормативный документ, идентифицирующий продукцию и содержащий показатели, которым она должна соответствовать, их численные значения, методы испытаний. Чтобы на него не была переложена ответственность нерадивых перевозчиков, продавцов и др. в этом документе должны быть приведены требования к транспортировке, хранению и т.д.
- провести испытания по заявленным показателям в аккредитованной испытательной лаборатории;
- проанализировать результаты испытаний;
- убедиться в безопасности упаковки;
- предоставить на этикетке
полную и достоверную
- подтвердить качество
(не безопасность, а именно качество)
продукции ее добровольной
- подтвердить способность
предприятия стабильно
Следующая проблема – маркировка. На упаковку сейчас наносится знак, принятый для обязательной сертификации, а для декларирования соответствия используется иной знак. Чтобы изменить этикетки, крупным компаниям потребуются месяцы времени и миллионы рублей, что скажется на себестоимости продукции.
Однако представитель Минпромторга сказал, что переходный период был предусмотрен – со дня публикации постановления до момента его вступления в силу прошло более двух месяцев.
Информация о работе Перспективы развития технического регулирования в России