Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:11, курсовая работа
К числу элементов государственного регулирования безопасности и качества товаров и услуг можно отнести такие, как: выдача лицензий на осуществление какой-либо деятельности, установление нормативов безопасности и качества, метрологические нормы и испытания продукции, процедуры оценки и подтверждения соответствия изделий и технологии установленным требованиям.
Одной из наиболее распространенных процедур подтверждения соответствия в последние десятилетия стала сертификация, выполняемая специальными учреждениями или организациями, которые играют роль независимой и объективной третьей стороны по отношению к участникам рыночных отношений. На протяжении последних 10 лет сертификация в РФ носила обязательный характер и была одним из основных инструментов регулирования рыночных отношений, в определенной степени способствовала осознанию потребителем своих прав.
Введение
1 История развития сертификации в России
1.1 Особенности подтверждения соответствия с принятием Закона «О техническом регулировании»
1.2 Нормативно-правовая база сертификации
1.3 Переход от обязательной сертификации к декларированию соответствия
2 Подтверждение соответствия в переходный период
2.1 Сравнительная характеристика систем декларирования соответствия в России и ЕС
2.2 Проблемы и перспективы развития сертификации в России
Заключение
Список используемой литературы
Из этого сопоставления очевидно, что российская система технического регулирования значительно отличается от европейской.
Надо ли приводить российскую систему технического регулирования в соответствие с европейской? Безусловно, так как европейская система признана достаточно эффективной. Но приводить в соответствие систему целесообразно комплексно, именно как систему, по всем критериям (направлениям), представленным в Таблице 2, а не выборочно, применительно к ее элементам. При этом надо учитывать интересы всего общества, и в первую очередь потребителей, а не отдельных его групп.
С вступлением в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N982, значительно увеличилось количество видов продукции, в первую очередь пищевой, подлежащих декларированию соответствия, однако ничего экстраординарного в сфере безопасности не произошло. Многие аналитики отмечают, что переход на якобы европейское декларирование, вырванное из всей системы технического регулирования в Европе, неизбежно приведет к тому, что на наш потребительский рынок продукция будет поступать, по сути, бесконтрольно, тем более на фоне незначительной ответственности за причиненный ущерб. Это при определенных обстоятельствах и неблагоприятных сценариях может создавать угрозу национальной безопасности страны.
2.2 Проблемы
и перспективы развития
1 июля 2010 г. исполнилось
семь лет с момента вступления
в силу Федерального закона
«О техническом регулировании».
Этот закон в силу своей
широчайшей области
На заседании Президиума Государственного Совета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса, прошедшем в Ульяновске 24 ноября 2009 г., Президент РФ Д.А. Медведев оценил результаты применения закона следующим образом: «И в отношении технического регулирования… Наша попытка создать стройную систему технического регулирования ничем не закончилась. Мы не можем принять эти решения в том порядке, в котором это вытекает из закона… Если нужно будет отменить закон, — пожалуйста, я его отменю». Получается, что закон, который находится в перманентном состоянии доработки (в настоящее время принято восемь изменений к нему и готовятся новые), не учитывает ни интересы реального сектора экономики, ни международный опыт и никому не нужен. Все семь лет переходного периода в стране работали правила и процедуры, установленные до принятия ФЗ. Промышленность выпускала продукцию по национальным стандартам, ставшим преемниками государственных стандартов, а также по отраслевым стандартам и ТУ, не предусмотренным законом.
Здания строились по
СНиП, специальным ТУ, региональным
и местным документам. Самолеты разрабатывались
по федеральным авиационным
С момента принятия ФЗ специалисты неоднократно отмечали существенные противоречия самого ФЗ, отсутствие четкой методической базы разработки ТР, а также значительные расхождения с международными, и прежде всего европейскими, подходами к разработке ТР, с документами ВТО.
На заседании Правительства РФ 13 апреля 2006 г. М.Е. Фрадков оценил результаты реформы технического регулирования следующим образом: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности». К сожалению, до последнего выступления Президента РФ по вопросу технического регулирования никто не пытался разобраться в сути проблемы [13].
Также абсолютно ненормально не замечать в течение всего времени системные недостатки ФЗ и организационной системы его реализации. Во исполнение ФЗ Правительством РФ за прошедшее время было принято пять программ разработки технических регламентов из средств федерального бюджета:
первая (2004 г.) — из 74 ТР;
вторая (2005 г.) — из 85 ТР;
третья (2006 г.) — из 181 ТР;
четвертая (2007 г.) — из 41 ТР;
пятая (2009 г.) — из 17 ТР.
И ни одна из перечисленных программ не была выполнена.
О неэффективности всей деятельности по техническому регулированию свидетельствует тот факт, что, за семилетний период принято лишь 15 технических регламентов и только 8 из них значатся в названных выше программах. При этом на осуществление мер, связанных со вступившим в силу ФЗ, в том числе на разработку проектов технических регламентов, расходуется по оценкам некоторых специалистов до 6 млрд. р. в год.
Выделяя ежегодно хотя бы четвертую часть этих денежных средств на стандартизацию, можно было полностью обновить необходимый для экономики России фонд стандартов, повысить степень их гармонизации с международными [13].
Анализ вступивших в силу ТР также показал существенные недостатки, в результате чего сразу же после их принятия требовалось внесение существенных изменений в их содержание и показатели. Примером тому служат TP на молочные продукты, масложировую и соковую продукцию. Большинство проанализированных специалистами проектов ТР устанавливает чрезмерно детализированные требования к продукции и процессам производства вплоть до организации и технологии производственных процессов, во многом основываясь на устаревших ведомственных нормативах и инструкциях. Конкретные значения показателей безопасности, установленные в этих TP, «уязвимы» при любом пересмотре международных требований, обеспечивающих безопасность [20].
По сути, такие проекты ТР превращаются в огромные производственные инструкции, которые будут сковывать инициативу производителей, разработку прогрессивных способов обеспечения безопасности. Или станут инструментом ведомственной политики, запрещающей все существующие виды оценки соответствия продукции [10]. Выполнение таких требований может повлечь за собой существенную и, по сути, неоправданную реорганизацию производства и значительные капитальные вложения.
Во многом серьезные
проблемы в реформировании технического
регулирования обусловлены
Сегодня в Ростехрегулировании, в подведомственных ему научно-исследовательских организациях и разветвленной сети территориальных органов сосредоточены наиболее подготовленные, имеющие большой опыт работы специалисты в области стандартизации, оценки соответствия, государственного надзора и технического регулирования в целом. Однако Ростехрегулированию сложно реализовать свой потенциал, так как агентство занято решением отдельных частных задач технического регулирования вне системного контекста.
Многие представители
научно-технической
По прошествии семи лет с момента введения в силу ФЗ многие аналитики и в частности бывшие руководители Госстандарта СССР и России констатируют пагубность выбранного курса проведения реформы. Они отмечают что, благодаря долголетней работе специалистов научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, промышленных предприятий, была создана национальная нормативная база советской и российской промышленности, по своей комплексности, широте охвата и глубине проработок национальных стандартов не имеющая аналогов в мире. Российские стандарты учитывали и учитывают прогрессивные и приемлемые для национальной экономики требования и показатели международных стандартов, о чем свидетельствует достаточно высокий уровень их гармонизации — 40%. Национальная стандартизация обеспечивала достижения страны в космосе, обороне, ядерной энергетике, авиации и других отраслях экономики [17].
Встал вопрос о разработке и принятии федерального закона «О стандартизации», который составит новую, отвечающую современным требованиям и тенденциям, правовую основу для поддержки и обеспечения эффективного развития национальной системы стандартизации в России [13, 14, 15, 17].
Заключение
Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Основными инструментами технического регулирования стали технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор.
Закон «О техническом регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям; направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национально-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства. России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны – противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.
Список литературы
Информация о работе Перспективы развития технического регулирования в России