Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть и проанализировать специфику реализации функции планирования в организации, определить ее место и роль в системе управления хозяйствующим субъектом.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы реализации функции планирования в системе управления организацией;

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент организации.docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Планирование не означает социализма, оно означает наличие  продуманной стратегии и формирование целей, т.е. наличие продуманных, согласованных  аспектов развития организации вместе разрозненного их выдвижения по частям (Ли Якокка).

Актуальность 

Планирование в производственном менеджменте – это процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности предприятия по достижению его целей, а также путей и средств их реализации, наиболее эффективных в конкретных условиях.

Важная цель планирования – разрешить  неопределенность путем приспособления к переменам.

Объект исследования –  планирование как основная функция  менеджмента.

Предмет исследования –  реализация функции планирования в  организации.

Цель контрольной работы – рассмотреть и проанализировать специфику реализации функции планирования в организации, определить ее место и роль в системе управления хозяйствующим субъектом.

Задачи:

- рассмотреть теоретические основы реализации функции планирования в системе управления организацией;

Методологическую базу контрольной работы составили следующие методы научного познания: анализ и синтез, наблюдение, сравнение, метод моделирования, экспертных оценок и т.п.

Информационную базу исследования составили: учебники и учебно-методические пособия, публикации в периодических  изданиях согласно теме исследования, ресурсы сети Internet.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Планирование как функция  менеджмента: основные понятия 

 

Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса рынка. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период, определения хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.

Назначение планирования как функции менеджмента состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между  отдельными структурными подразделениями  организации, включающими всю технологическую  цепочку: научные исследования и  разработки, производство и сбыт. Эта  деятельность опирается на выявление  и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся  ресурсов и перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость  увязки планирования с маркетингом  и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие

Являясь важнейшей составной  частью управления, планирование тесно  связано со всеми остальными его  формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным  расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в  то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

Планирование – это  целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.

Направление планирования зависит  от его классификации: по степени  охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской  деятельности (стратегическое – поиск  новых возможностей и продуктов, тактическое – предпосылки для  известных возможностей и продуктов, оперативное – реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств – потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.

Планирование нацелено на решение следующих вопросов:

1. Каково положение организации в настоящее время?

Для этого нужно оценивать  положение в области финансов, производства и других сферах.

2. Каковы должны быть цели организации?

Оценивая возможности  и угрозы в окружающей среде, следует  определить цели организации.

Следует четко определить:

- объект планирования (что планируется);

- субъект планирования (кто планирует);

- период (горизонт) планирования (на какой срок);

- средства планирования (например, компьютерное обеспечение);

- методику планирования (как планировать);

- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

3. Как организация может достичь целей?

Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы. Подход менеджмента  к планированию может быть осуществлен  постановкой критериев и задач  планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это  позволяет обеспечить ее эффективное  функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость. Такие  решения принято относить к плановым, которые могут быть связаны с постановкой определённых параметров.

В принятии таких решений  состоит процесс планирования в  широком смысле. В узком – планированием является сопоставление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Зачастую в планах отражаются: прогнозы развития организации; промежуточные  и конечные цели и задачи, стоящие  перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей  деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Понятие целей и планов – неотъемлемая часть любого общества.

Цель – это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация.

Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некого результата, а цели позволяют, как определить его, так и довести  информацию до сотрудников и общества. План является маршрутом движения организации  к поставленным целям, включающим в  себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные  задачи. Цели – конечные результаты; планы – имеющиеся в распоряжении на текущий момент средства. Термин планирование объединяет цели и планы, другими словами, это процесс  определения целей организации  и средств их достижения.

Методологической особенностью планирования является широкое использование  программно-целевого подхода, который  предусматривает необходимость  точного формулирования целей фирмы  и их увязки с ресурсами. Обычно цели разрабатываются на длительную перспективу  и определяют основные направления  программы развития фирмы. Одновременно формулируются четкие задачи каждого  подразделения фирмы и определяются его место и роль в достижении общих целей. В частности, определяются не только общий объем прибыли  и норма рентабельности, но и различные  нормативные показатели, связанные  с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.

Организационно процесс  централизованного планирования у  большинства крупнейших фирм осуществляется «сверху вниз». Такая организация процесса планирования свидетельствует о централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене управления компании и предоставляет определенную самостоятельность производственным отделениям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы.

Центральные службы планирования имеются практически во всех крупных  компаниях. Однако организационно и  структурно центральная служба может  быть построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции  центральной службы планирования выполняют  отделы планирования, находящиеся в  составе других центральных служб. В производственных отделениях аппарат  планирования представлен отделом  планирования, в функции которого входит составление месячных, квартальных, полугодовых и годовых, сводных  и текущих производственных планов по отделению в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАЗВИТИЯ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «РЕМСТРОЙЭНЕРГО»

 

2.1 Общая характеристика проектируемой организации

 

ООО «Ремстройэнерго» создается в соответствии с требованиями  Гражданского Кодекса РФ, ФЗ  РФ от 08.02.1998 г. №14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и  в соответствии с Протоколом Общего собрания  учредителей  Общества №1 от 17.11.2002 г. Участники Обществ перечислены в учредительном договоре Общества.

Сокращенное название –  ООО «Ремстройэнерго».

Место нахождения общества: Российская Федерация, 214019, город Оренбург, пр. Гагарина, д. 27.

Направления деятельности ООО «Ремстройэнерго»:

- строительство зданий и сооружений;

- монтаж насосов, компрессоров и гидравлических систем;

- электромонтажные работы;

- монтаж металлических сооружений;

- строительство других сооружений;

- монтаж и установление сборных конструкций;

- другие строительные работы;

- другие специализированные работы;

- другие монтажные работы;

- строительство и изготовление строительных материалов;

- ремонтно-строительные и строительно-реставрационные работы.

Миссия ООО «Ремстройэнерго» заключается в обеспечении потребительского рынка высококачественными и доступными по цене строительными материалами.

Цели второго уровня:

  • Обеспечить расширение рыночной доли на 15 %.
  • Оптимизация политики наименования товарного ассортимента.
  • Внедрение в деятельность новых технологий.

Цели третьего уровня:

  • Увеличение товарооборота на 25 %.
  • Расширение числа партнеров, с которыми сотрудничает организация.

2.1. Реорганизация деятельности отдела маркетинга в этом                    направлении.

3.1 Внедрение в деятельность новых принципов складирования и транспортировки товаров.

3.2. Обновление оборудования (станков, погрузочного транспорта)

Цели четвертого уровня:

  • Пересмотр и формирование новых принципов ценовой политики (бонусы, скидки).
  • Снижение себестоимости деятельности.
  • Оптимизация работы торговых представителей, расширение клиентской базы.

2.1.1. Разработка и внедрение в деятельность отдела новых функций.

2.1.2. Обучение сотрудников отдела маркетинга новым принципам работы.

2.1.3. Организация и проведение исследование, направленных на оптимизацию товарного ассортимента.

3.1.1. Разработка концепции складирования и транспортировки товаров (погрузки).

3.1.2. Обучение сотрудников, повышение квалификации.

3.2.1. Подбор и закупка новых видов техники, соответствующих внедряемым принципам деятельности по техническим характеристикам.

Все вышесказанные названия являются исключительно собственностью Общества и не могут быть использованы другими юридическими или физическими  лицами, в том числе Основателем (участником) Общества в своей собственной  деятельности без разрешения Общества.

Целью деятельности Общества является получение прибыли и  реализация экономических и социальных интересов Участников Общества и  членов трудового коллектива на основе осуществления финансовой, торговой и производительной деятельности, организации  собственной деятельности в соответствии с условиями, определёнными специальным  законодательством и Уставом  Общества.

Структура предприятия ООО «Ремстройэнерго» построена по линейно-функциональному принципу, как наиболее удобному при существующей численности предприятия и организации работ.

В числе предполагаемых клиентов – угледобывающие, коксохимические, перерабатывающие, обогатительные предприятия  и частные лица:

- Компания «АРС» (г. Сафоново, Смоленская область);

- ООО «Метинвест-холдинг»;

- ОАО «Краснодонуголь»;

- ГП «Добропольеуголь»;

- ОАО «Киевский электровагоноремонтный завод»;

- ОАО «Авдеевский коксохимический завод» и т.д.

 

 

 

 

 

2.2 Оценка перспектив и разработка проекта плана развития  ООО «Ремстройэнерго»

 

Оценку текущего положения  организации на занимаемом рынке  и выбор стратегии дальнейшего  развития осуществим при помощи SPACE-анализа, промежуточные данные по которому представлены в Приложении А (таблицы А1 – А4).

Матрица SPACE, составленная на основе метода экспертных оценок, представлена на рисунок 2.

 

Талица 1 – Управленческое обследование внутренней среды ООО «Ремстройэнерго»

Сфера деятельности

Проблемы

Причины проблем

Успехи

Причины успехов

1

2

3

4

5

планирование

не всегда удается реализовать  планы на ближайший период

нечеткость планирования, недоведение планов компании до исполнителей, искажение информации, касающейся планирования

компания стремится реализовать  свою долгосрочную стратегию, постепенно наращивает оборот и выходит на новые  рынки

Стратегия разработана по принципу «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», т. е. руководители компании не стремятся сразу получить высокий объем прибыли в ущерб производству и мотивации, они стараются добиться роста компании небольшими, но регулярными, без скачков, темпами

Организационная структура

линейная организационная  структура связана с тем, что  не всегда оперативно решаются многие проблемы, требующие мгновенной реакции

Проблема связана с  тем, что линейная структура способствует слишком большой концентрации власти в руках руководителей. Это приводит к тому, что они не могут справиться с большим объектом информации, поступающим к ними не могут оперативно отреагировать и принять решения для той или иной проблемы

Четкая регламентация  прав и обязанностей каждого сотрудника, благодаря чему каждый работник знает  специфику своей деятельности и  те задания, которые он должен выполнить

Это связано с тем, что  линейная структура убирает лишние каналы прохождения информации до непосредственных исполнителей, что уменьшает вероятность  ее искажения и способствует более быстрому ее доведению до исполнителя

Продолжение таблицы 1.

1

2

3

4

5

мотивация

нет заинтересованности работников в увеличении объемов продаж

это связано с тем, что  руководители компании оплачивают социальный пакет, работники получают оплачиваемые месячные отпуска, т. е. созданы условия для заинтересованности в работе в данной компании, заработная плата работника может увеличивать в зависимости от результатов его деятельности;

работники стремятся поддерживать продажи на достойном уровне и  пытаются привлекать новых клиентов;

посредством своей деятельности работники стараются подняться по иерархической лестнице, для чего они увеличивают эффективность своей работы

это связано с тем, что  заработная плата в компании фиксированная, нет премий за увеличение числа клиентов, выполнения планов, связанных с продажами

контроль

не все работники добросовестно  выполняют свои функции, иногда допускается  перерасход финансовых средств 

это связано с тем, что  в силу загруженности руководителей  другими проблемами, у них не хватает  времени наладить четкую систему контроля за деятельностью персонала организации, что может порождать определенные проблемы в ее деятельности

почти каждый работник компании обладает таким качеством как  самоконтроль

мотивация работников и их заинтересованность в результатах  своей деятельности порождает стремление эффективно трудиться, что, в свою очередь, развивает в работниках такое качество, как самоконтроль

коммуникации

искажение поступающей информации до исполнителей, несвоевременное поступление  информации

загруженность руководителей  организации проблемами, связанными с ее деятельностью приводит к  несвоевременному доведению информации до исполнителей; влияние субъективного фактора сказывается на искажении информации

оперативный обмен информацией  между структурными подразделениями  организации „способствует оперативному решению многих мелких проблем, возникающих в повседневной деятельности компании

Использование информационных технологий в организации коммуникационных каналов компании, небольшой по своей  структуре коммуникационный канал  способствует быстрому обмену информацией между структурными подразделениями компании

Продолжение таблицы 1.

1

2

3

4

5

Принятие решений

решение не всегда доводится  до исполнителей, не всегда решение  принимается оперативно, решение  не все-

это связано с линейной структурой организации и принципом  единоличного принятия решения, когда

принятые решения оперативно доводятся до исполнителей, что позволяет  принимать меры по устранению

когда руководители принимают  решения, то, благодаря каналу коммуникации, существующему в компании,

Информация о работе Планирование как функция менеджмента