4. План и распорядок
дня руководителя
Распорядок рабочего дня может
быть индивидуальным (для руководителей
структурного подразделения, мастера)
и коллективным (для руководителей верхней
ступени управления).
Индивидуальный распорядок
рабочего дня руководителей среднего
звена и отдельных исполнителей строится
с учетом распорядка дня руководителей
верхней ступени управления. Вместе они
представляют единую систему планирования
рабочего времени руководителей всех
звеньев управления.
Наиболее часто в качестве типового
периода берется месяц или неделя.
Типовая рабочая неделя - простейший
тип распорядка рабочего дня. Ее достоинство
- в простоте и краткости графического
изображения. Однако при этом в распорядок
не попадают работы, повторяющиеся менее
четырех раз в месяц, квартал и т.п. Типовой
месяц в некоторой мере устраняет этот
недостаток, так как все работы, выполняемые
хотя бы один раз в месяц, находят отражение,
но при этом затрудняется согласованность
во времени работы различных руководителей.
Независимо от типа распорядка
рабочего дня при его разработке следует
учитывать ряд рекомендаций, выработанных
наукой и практикой.
В распорядок дня необходимо
заложить оптимальное соотношение затрат
времени руководителей на выполнение
административных, организационных и
творческих работ.
Для выполнения работ, требующих
наибольших творческих усилий или сосредоточенного
внимания, надо выделять часы, совпадающие
с зонами максимальной работоспособности
(2-й, 3-й часы работы).
Для работы с поступившими документами,
почтой, для диспетчерских совещаний можно
использовать первый утренний час, т.е.
период врабатываемости.
Для работ, не требующих значительных
творческих усилий, связанных с текущими
организационными решениями, можно отвести
предобеденное время или конец рабочего
дня.
Дневные часы целесообразно
использовать на внешние контакты, совещания.
Ни в коем случае не следует тратить на
совещания утренние часы, особенно если
эти совещания носят информативный характер.
Особое время следует выделить
для решения творческих и перспективных
вопросов (в области техники, технологии,
экономики), просмотра литературы.
Целесообразно предусмотреть
чередование работ, различных по характеру.
Практически продолжительность одного
вида деятельности не должна превышать
1,5—2 ч, после чего можно перейти к работе
другого рода.
В частности, при планировании
работы мастеров рекомендуется, чтобы
число перемен работы в течение часа не
превышало трех. Это связано с тем, что
затраты времени на большинство постоянно
повторяющихся работ мастера составляют
I5—20 мин и редко превышают 1 час. Поэтому
для мастеров, начальников участков предпочтителен
распорядок с почасовой разбивкой рабочего
дня. Для руководителей более высокого
уровня управления более применим график
с разбивкой дня на двухчасовые периоды.
В распорядке рабочего дня руководителей
высшего уровня управления (упоминавшийся
выше коллективный распорядок) необходимо
точно указать время, когда решаются вопросы,
требующие участия нескольких руководителей
(например, совещания, балансовые комиссии
и т.п.).
В распорядке рабочего дня всех
руководителей целесообразно предусматривать
резервное время. Необходимо выделить
часы для приема подчиненных по служебным
вопросам. Распорядок рабочего дня должен
упорядочить проведение совещаний, отведя
для них определенные дни и часы. Составленный
распорядок дня нуждается в апробации
и при необходимости может периодически
корректироваться.
Наиболее детальным как по содержанию,
так и по времени является распорядок
низовых линейных руководителей. Ниже
приводится рекомендуемый распорядок
дня начальника цеха завода:
Рекомендуемый (типовой) распорядок дня работы начальника
цеха
Часы
|
Выполняемая работа |
7.30—8.00
8.00—8.30
8.30—9.30
9.30—10.00
10.00—11.00
Понедельник
Вторник
Среда
Пятница
23-го и 25-го каждого месяца 11.00—12.00
12.00—13.30
13.30—14.30
14.30—15.00
Понедельник
Четверг
Пятница
15.00—15.30
15.30—16.30
Среда 16.30
Раз в квартал
|
Обход цеха, проверка выполнения сметных
заданий за предыдущую смену.
Решение оперативных вопросов по организации
работы первой смены
Решение вопросов взаимоувязки работы
цеха со смежными цехами и отделами Оперативное
совещание о ходе выполнения номенклатуры
плана производства. Постановка задач
участкам на последние сутки
Оперативность работы на участках и в
службах
Час организации труда и производства
Совещание по организации экономической
работы в цехе (первая неделя месяца), совещание
по ремонту оборудования, зданий и сооружений
(вторая неделя) Совещание по уровню организации
труда в цехе (первая— третья недели) Совещание по вопросу
техники безопасности и производственной
санитарии (вторая неделя)
Совещание по совершенствованию технологической
подготовки производства, механизации
и автоматизации труда. Проверка выполнения
оргтехплана. Рационализаторская работа
(первая — вторая недели)
Совещание по совершенствованию оперативно-производственного
планирования и диспетчирования (первая
— третья недели)
Совещание по подготовке к выполнению
плана производства последующего месяца
Участие в работе с партийным, профсоюзным
и комсомольским активами. Встречи и проведение
бесед с рабочими в обеденный перерыв.
Контроль организации общественного питания
Подготовка к диспетчерскому совещанию.
Диспетчерское совещание
Обеденный перерыв
Оперативная работа. Контроль правильности
материального обеспечения сменных заданий
День партийной и комсомольской учебы
Проверка цеховой комиссией состояния
техники безопасности
Прием работников цеха по личным вопросам
(вторая — четвертая недели). Ознакомление
с новой научно-технической информацией
Контроль выполнения намеченных мероприятий
по организации труда и производства.
Работа со службами цеха
Обход цеха. Проверка выполнения заданий
за смену.
Решение вопросов организационной работы
второй смены
День качества по заводу
Час мастера. Отчет о выполнении сменных
заданий. Решение вопросов, возникших
у мастеров. Организация работы мастеров
Заседание аттестационной комиссии цеха.
Заседание профкома по подведению итогов
социалистического соревнования. Заседание
производственного совещания и другие
мероприятия
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вопрос 1. Напишите
приказ о назначении на должность бухгалтера
с соблюдением всех реквизитов документа
Общество с ограниченной ответственностью
«______________________________»
П Р И К А З
от 16 ноября 2011 г. № П-008
“О назначении на
должность бухгалтера”.
ПРИКАЗЫВАЮ:
На основании заявления о приеме
на работу принять на должность бухгалтера
_________ ____________ _____________ с 16 ноября 2011 г, с
правом второй подписи банковских и финансовых
документов.
Генеральный директор _______________
Согласовано: Начальник юридического
отдела __________________
Начальник отдела по кадрам
__________________
Вопрос 2. Приняв на
работу менеджера, вы надеялись на более
эффективную работу, но в результате разочарованы,
так как он не соответствует одному из
важнейших качеств менеджера - самодисциплине.
Он не обязателен, не собран, не умеет отказывать.
Но, тем не менее, он отличный профессионал
в своей деятельности. Как вы разрешите
данную ситуацию?
Самодисциплина это колесо.
Оно вращается по жизни, соприкасаясь
то одной, то другой частью своей окружности
с поверхностью трудностей – работа, диета,
деньги, телевизор и покатились… Здесь
не сделай этого, здесь поведи себя так
и так далее.
А теперь представьте себе,
что это колесо каменное. Почему? Да потому,
что как только на нем появляется маленький
надкол, он дает мощную трещину, и все колесо
самодисциплины готово расколоться на
части. Одна кружка пива редко бывает одной.
Конфета в единственном числе звучит только
в будущем времени и всегда оказывается
во множественном в прошедшем. Продолжительность
“сегодня” во фразе “сегодня не пойду
в спортзал” может длиться дольше, чем
этот спортзал строили. А фраза “в
последний раз” вызывает у всех ухмылку
вне зависимости от контекста.
Маленький надкол, вызывает
длинную трещину, которая тянется со стороны
диеты к работе, к отношениям и далее во
все стороны, раскалывая все каменное
колесо самодисциплины на части. Человек
расклеился: “Я так устал. Все, хочу в отпуск!”
Опыт многих руководителей
показывает, что самодисциплину нельзя
иметь, ее надо практиковать. Каждый день
колесо надо катить и не допускать на нем
надколов, которые точно приведут к трещинам
– ведь оно каменное.
Но как?
Колесо же не должно быть полностью
каменным, иначе оно покроется трещинами
в течение дней. На нем должен обязательно
быть наружный резиновый слой – да пиво
это плохо, но раз – два в месяц это допустимо!
Да, спать до 11 это проявление лени, но
однажды в выходной это нормально. Небольшое,
очень редкое исключение – это и есть
резиновый слой на каменном колесе
самодисциплины. Именно этот слой позволяет
людям годами двигаться вперед к своим
целям в жизни и не сойти с дистанции. Резиновая
прослойка, должна быть настолько тонкой,
насколько она может быть. Со временем
можно отрегулировать ее толщину.
Без мягкого, резинового слоя
в скором будущем колесо самодисциплины
даст небольшой надкол и разрушит все
то, что было создано за время качения
этого инструмента. Колесо самодисциплины
должно быть каменным, а не ватным.
Главное в колесе самодисциплины
это то, что его надо катить. Поэтому, если
менеджер хороший профессионал – он труженик,
а обязательность, собранность, силу воли
– при подходящей мотивации он может натренировать,
как тренируют мышцы. Для этого есть отличные
методики. ПОЭТОМУ ТАКОГО МЕНЕДЖЕРА МОЖНО
НА РАБОТЕ ОСТАВИТЬ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного изучения
на актуальную тему в рамках контрольной
работы позволяют сделать следующие выводы:
Чтобы достигать целей и четко
выполнять свои функции руководитель
должен правильно организовывать свой
труд, а значит, он должен планировать
его процессы. Планирование представляет
собой проект процессов труда на предстоящий
временной период.
Предстоящие
дела руководителя должны разделятся
на долго, средне- и кратко- и срочные, и
должна быть устанавлена их приоритетность.
Установление периодов времени, которые
требуются для достижения поставленных
целей, дает чувство уверенности и представление
о наиболее целесообразной очередности
дел.
Руководитель должен планировать
свое рабочее время путем разбивки его
на время для основной деятельности и
время для приема посетителей, (запись
ведется заранее).
Свою личную работу он должен
планировать серьезно и ответственно.
Чтобы совершенствовать планирование
организации личной работы руководитель
должен предварительно провести инвентаризацию
своего рабочего и свободного времени,
конкретно сформулировать цели и задачи
своей работы, их сроки и результаты. При
этом необходимо помнить о физическом
состоянии, здоровье, о самообразовании
и о своём культурном просвещении. Необходимо
не брать на себя слишком много и устанавливать
также краткосрочные цели, согласованные
с достижением своих долгосрочных глобальных
целей.
Необходимо всегда перепроверять свои
планы и изменять их, если они оказываются
невыполнимыми или не позволяют достичь
поставленной цели к сроку.
Чтобы все запланированные главные дела
оказались решенными необходимо обязательно
установить приоритеты, что означает принять
решение о том, каким из задач следует
придавать первостепенное, второстепенное
и т.д. значение. Если следовать этому довольно
таки простому правилу, то можно достичь
следующего: соблюдать установленные
сроки; получать большее удовлетворение
от рабочего дня и результатов работы;
избегать конфликтов; избегать стрессовых
ситуаций и перегрузок. Очередность дел
можно определять с помощью методов: принципа
Парето (соотношение 80:20), установления
приоритетов с помощью анализа АБВ.
Ускоренный анализ по принципу Эйзенхауера
является простым вспомогательным средством
в тех случаях, когда необходимо быстро
принять решение относительно того, какой
задаче отдать предпочтение. Благодаря
принципу Эйзенхауера можно существенно
увеличить производительность, продуктивность
и результативность.
Организация рабочего дня должна соответствовать
основному принципу: “Работа должна подчиняться
мне, а не наоборот”.
Чтобы совершенствовать свой интеллект,
повышать профессиональный уровень образования
руководитель должен применять рациональное
чтение, которое означает ликвидацию потерянного
времени на бессистемное чтение и пустую
трату средств.
В конце рабочего дня необходимо контролировать
и отражать не только выполнение поставленных
целей, но и личную ситуацию.
Необходимо регулярно, через равные промежутки
времени проверять планы и организацию
труда, анализировать свою деятельность
и своё время и составлять листок дневных
помех.
Следует контролировать выполнение
принятых решений всеми, кого они касаются.
Невыполненные задачи и нерешённые проблемы
должны быть первым пунктом следующей
повестки дня.
Контроль над результатами труда (целевой
контроль) должен в любом случае производиться
после выполнения задачи (конечный контроль).
Контроль над результатами должен служить
улучшению, а в идеальном случае - оптимизации
трудового процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникин Б.А. Высший менеджмент
для руководителя: учебное пособие/ Б.А.
Аникин. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Инфра-М, 2006.-144 с.
Бовыкин В. И. Новый менеджмент (управление
предприятиями на уровне высших стандартов;
теория и практика эффективного управления).
- М.: Экономика, 2007.
- Бусыгин А.В. Менеджмент: введение
в специальность; учебное пособие. -М.: Бусыгин, 2007.-168 с.
- Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: Учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова; Под ред. Д.Д. Вачугова. -М.: Высшая школа, 2008.-367 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-504 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов -М.: Гардарики, 2006.-528 с.
- Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.
Друкер П. Эффективное управление: Пер.
с англ. — 2-изд, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007.